СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие успешности у детей с овз

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о том, как благоприятно влияет на развитие успешности  использование нетрадиционных форм проведения учебного занятия в системе дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Развитие успешности у детей с овз»

РАЗВИТИЕ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ



Чигвинцева М.Р.

Павлова Т.П.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ровесник» г. Белгорода



Важной задачей современного образования является воспитание самостоятельной, постоянно развивающейся личности, высоконравственной, инициативной, компетентной. И, конечно же, всё это относится и к образованию учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи, процесс образования детей с ОВЗ должен быть непрерывен и построен на интеграции всех ступеней образования, начиная с дошкольного и охватывая систему дополнительного образования, которая очень благоприятна для развития успешности.

На что ориентированы педагоги дополнительного образования МБУДО «Ровесник» города Белгорода, какие формы и методы используют для развития успешности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья?

Наиболее благоприятно влияет на развитие успешности использование нетрадиционных форм проведения учебного занятия в системе дополнительного образования.

Прежде всего, попытаемся сформулировать определение учебного занятия, его цели, структуру, после чего перейдём к его формам, применительно к системе дополнительного образования, в частности на базе МБУДО «Ровесник» г. Белгорода.

Под учебным занятием мы будем рассматривать целостный объект, состоящий из взаимосвязанных и взаимодействующих между собой частей. Взаимодействие будет обеспечивать получение интегративного результата учебного занятия. Урок, являясь открытой структурой, тесно связан с внешним миром через различные информационные каналы. Под воздействием внешнего влияния и внутренних противоречий занятие способно к саморазвитию и динамизму. В единое целое занятие объединяют цели. Отметим, цели учебного занятия представляются двумя видами: цели деятельности педагога дополнительного образования и цели деятельности воспитанников. Цели и содержание деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Целям должны соответствовать типы и формы урока.

Сошлемся на идеи отечественного педагогов Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко. В своей работе «Управление образовательным процессом в адаптивной школе» она представляет как типологию уроков так и соответствующие типам учебных занятий формы, которые мы, как нам кажется, удачно используем в центре. [1]

С учащимися, посещающими детское объединение «Подарки в охапке» было проведено учебное занятие по теме, являющейся сегодня весьма актуальной, «Экологическая игра - викторина». Воспитанники, принимавшие участие в подготовке под руководством педагога сами сформулировали вопросы, которые они хотели осветить, оформили свои выступления. Провели тематические конкурсы. Форма занятия бала нетрадиционной.

Кроме того педагог дополнительного образования Чигвинцева М.Р. в этом же детском объединении, в рамках программы деятельности, совместно с обучающимися и их родителями, провёла учебное занятие 5 типа в форме урок-выставка на тему «Золотая осень». Воспитанники познакомились с возможностью изобразить осенние деревья и природу необычными способами, не так как привыкли рисовать, а познакомились с «Пальцеграфией», «Отпечатком». Педагог умело использовала элементы технологий.

Умелое использование нетрадиционных форм проведения учебного занятия этого педагога, приводит к успешным результатам. Так учащаяся с ОВЗ этого детского объединения Любовь заняла третье место в городской выставке-конкурсе «Зимняя фантазия», стала призёром Городской выставки-конкурса «Рукотворная краса Белогорья», муниципального этапа областного Пасхального конкурса-фестиваля детского творчества «Радость души моей!», а также стала победителем международного творческого конкурса «Пирамидка ищет таланты».

Тренер-преподаватель Березуцкая О.С. провела эстафету «Быстрый дельфин». Где целью было формирование интереса к занятиям плаванием, пропаганда здорового образа жизни, охраны и укрепления здоровья. Очень увлекательно, этот педагог проводит «Рождественские старты. Особое внимание Ольга Сергеевна уделила оборудованию занятия: презентация, карточки с вопросами, указатели команд, карта соревнований. Всё выше перечисленное сделало учебное занятие ярким и насыщенным, как по форме, так и по содержанию. Что тоже привело к победам учащейся с ОВЗ Анастасии, она заняла первое место в Чемпионате и первенстве Липецкой области по плаванию г.Липецк, в открытом Первенстве ГБУ «ЦАСиФК Белгородской области» по плаванию, второе место в открытом Первенстве ГБУ «ЦАСиФК Белгородской области» по плаванию.

Считаем, даже такая, казалось бы незначительная инновация, как нетрадиционная форма урока несёт в себе обучающую, развивающую и воспитательной нагрузку. Именно поэтому всегда чётко следует продумывать форму и содержание учебного занятия, не допускать, что бы одно входило в противоречие с другим.

Мы всегда за творчество педагога, но творчество глубоко осмысленное. И, если он предлагает нечто новое в работе с учащимися с ОВЗ, то стремимся помочь ему, выслушав его доводы на научно – методическом совете, заседании временной исследовательской группы педагогов. О такой группе хотелось бы сказать подробнее.

В соответствии с положением она выявляет проблему – нужна ли инновация. Изучает проблему, апробирует в практике работы педагогов инновации, с помощью которых можно разрешить проблему ребёнка с ОВЗ, то есть осуществить опытно-экспериментальную работу. Группа отслеживает результативность работы, особенно, если была проведена серия нетрадиционных уроков, по разделу учебной программы. Временная исследовательская группа педагогов вырабатывает рекомендации для педагогов всего центра. Высока ответственность участников группы. В чём она заключается? Прежде всего, в результативности эксперимента, а любая инновация это эксперимент, систематическом отслеживании его хода, за объективное отслеживание результатов апробации по выработанным критериям, за информирование администрации не только о положительных результатах, но и возможных негативных последствиях апробации нововведений.

Не маловажна и роль методических объединений в этой деятельности. Именно они проводят первоначальную экспертизу изменений вносимых педагогами в учебные программы, обеспечивая их усвоение.

Важна роль в инновационной работе педагогического и педологического консилиума. Именно они заслушивают информацию педагогов о воздействии той или иной формы урока на индивидуально-психологические особенности учащихся, общей психологической ситуации в группе. Знакомятся с педагогическими ситуациями, возникающими в группе в процессе проведения учебного занятия в той или иной форме. Решение консилиума коллективное и носит рекомендательный характер.

Творческая деятельность педагогов позволяет всегда находиться в интеллектуальном тонусе» и воспитанникам. Приносит свои плоды – грамоты, дипломы, кубки.

Но самое главное – дети с ОВЗ развивают свои способности, что приводит к успешности, эффективно позволяет решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья



Литература

  1. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/373072/

  2. Буйлова, Л.Н. Дополнительное образование в современной школе. / Л.Н. Буйлова. – М.: «Сентябрь», 2005. – 102 с.

  3. Зубарева, Л.А., Устименко И.А. Родная история в родном слове. Учебное пособие к элективному курсу по лингвострановедению./ Л.А Зубарева, И.А. Устименко. – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2009. – 145 с.