Творческий отчет
учителя начальных классов
Копытовой Маргариты Николаевны
МБОУ Зимовниковской СОШ №6
Тема: Развитие вычислительных навыков через применение устного счёта на уроках математики.
В течение 2014-2015 года я ставила перед собой задачу реализовать следующие цели: ознакомить учащихся с разными приемами устных вычислений, которые позволили сэкономить время, затраченное на вычисления; развить вычислительные навыки и математическую культуру речи.
Одной из главных задач начального обучения математике является формирование вычислительных навыков учащихся, так как они необходимы как в учении, так и в практической жизни человека. Эти навыки должны формироваться прочно и осознанно, потому что весь начальный курс обучения математике строится на их базе. Под вычислительным умением понимается знание, какого либо приёма и его использование для разных видов выражений.
Сам процесс овладения вычислительными навыками сложен: сначала ученики должны усвоить вычислительный приём, а затем в результате тренировки, научиться быстро, выполнять вычисления, а в табличных случаях – результат запомнить наизусть.
Приём вычислений складывается из последовательных операций, а число операций определяется выбором теоретической основы вычислительного приёма.
Упражнения в устных вычислениях должны связывать весь урок.
Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе.
На моих уроках утвердилась хорошая традиция: тратить 5-7 минут для устных вычислений, проводить устный счет. Задания для этого этапа урока я подбираю из учебников и интернета. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на уроке или ранее пройденного материала. Задания для устного счета предлагаю детям так, чтобы они воспринимали их зрительно или на слух, так же можно и зрительно и на слух. Уровень трудности заданий должен постепенно увеличиваться.
Вот некоторые игровые упражнения, которые я использую на своих уроках математике.
Математические диктанты. Он позволяет активизировать внимание и мышление детей, способствует формированию вычислительных навыков.
Дети записывают только ответы.
- Запиши число, которое меньше 16 на 5.
- Запиши число, которое больше 37 на 17.
- Найди разность чисел 45 и 9.
- К 16 прибавь 7
- Увеличь 13 на 8.
- Из 39 вычти 8.
- Найди сумму чисел 32 и 13.
- Найди разность чисел 19 и 10.
- На сколько 20 меньше 32?
- Уменьши 34 на 9.
- На сколько 14 больше 8?
- На сколько 7 меньше 10?

Необходимо решить примеры и соединить шарики с цифрами на прямой.


Ромашка разного вида:

“Тучка” дети могут сами подготовить на перемене такие задания, а на уроке вписывать в тучку примеры с нужным ответом.

Задания вычислительного характера можно разбавить игровыми сюжетами и рисунками. Например:
- Чебурашка не знает, как выполнить задание. Помогите ему!
- Пятачок собрался в гости к Пуху, но ему надо успеть решить примеры. Помогите ему!
- Незнайка с этим заданием уже справился, а вы справитесь?
- Вишенка впервые встретилась с подобным заданием. Объясни ей ход выполнения.
Разнообразие кроссвордов, разной сложности позволяет
длительное время поддерживать интерес к выполнению данного вида работы.
Игры, встречи с любимыми героями, несложные, но наглядные пособия вызывают у детей интерес к работе.
Перфокарты можно связать с известными литературными персонажами, весёлыми человечками ,героями мультфильмов.




При фронтальной работе с классом можно включать такие упражнения как «цепочки». Они могут быть различного вида.


Основное значение заданий – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки.
На отработку навыков устного счёта в пределах 20 так же подходят задачи в стихотворной форме.
- Два опенка, пять маслят,
Пара рыжиков румяных,
Сколько всех грибов, ребята? ( 2+5+2=9)
- Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Два несут травинку,
Три несут былинку,
Пять несут иголки.
Сколько муравьев под елкой? ( 2+3+5=10)
Все задания могут быть представлены как устно, так и на карточках в виде индивидуальной работы. Они помогают оптимально занять учащихся на уроке. Для большего эффекта самостоятельная работа должна носить творческий характер. При этом каждый ученик получает свое задание, которое он выполняет независимо от других. Задания чаще всего дифференцированные, что позволяет обеспечивать индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учащихся.
В течение года мне удалось реализовать цель и научить детей пользоваться разными способами быстрого счета. Данная система упражнений и заданий активизирует мыслительную деятельность, не вызывает эмоциональной усталости и монотонности в работе. Вместе с тем количество упражнений и заданий достаточно для формирования прочных вычислительных умений и навыков.
Системная и целенаправленная работа позволяет сформировать высокий уровень вычислительных навыков и умений обучающихся.