РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ОНР)
ПОСРЕДСТВОМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
С.Н. Забавина,
воспитатель, г. Северодвинск
Формирование зрительно-пространственных представлений в старшем дошкольном возрасте является основой для успешного овладения новыми знаниями и умениями ребенком в школе. Одна из актуальных проблем современной педагогики - готовность детей 5-7 - летнего возраста к обучению в школе. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы 1 класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования. Подготовка детей к овладению графо - моторной координацией движений является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и школы и облегчение перехода детей к важной социальной функции – функции ученика(3). Ориентировка в пространстве страницы, умение видеть пространственное расположение знака на бумаге – одно из главных требований учебной деятельности первоклассника(1). Ориентировка в пространстве листа необходима для успешной работы детей на уроках математики, чтения, письма, рисования, на уроках труда. Уровень развития пространственных представлений имеет большое значение для характеристики общего развития ребенка и его готовности к школьному обучению. На основе этих представлений и понятий идет формирование ориентировки в двухмерном пространстве, относительно себя в окружающем пространстве, на другом человеке, от любых объектов и на плоскости.
Современные исследователи Б.Г. Ананьев и Е.Ф. Рыбалко показали, что нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором зрительно - моторная пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний и умений, развития мышления(3). Для развития пространственных представлений у ребенка особое значение имеет образование систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализатором в процессе предметных действий и игр. И.М.Сеченов указывал на решающую роль движений руки и глаза в познании окружающей действительности. Продолжая его мысль, А.В. Запорожец подчеркивает, что ознакомление с формой, величиной и другими свойствами предметов оказывается невозможным без движения руки и глаза, обследующих различные участки предметов(2).
Неполноценная речевая деятельность у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной, аффективно – волевой и двигательной сферы. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.
Углубленно работая по данному направлению «Развитие зрительно-моторной пространственной координации движений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) посредством игр и упражнений», определили основные цели и задачи работы.
Цель: Разработать систему игр и упражнений, направленных на развитие зрительно - моторных пространственных движений у старших дошкольников с нарушением речи.
Задачи:
1. Разработать перспективный план игр и упражнений по формированию зрительно - моторной пространственной координации движений у детей с нарушением речи.
2. Подобрать игры и упражнения, способствующие развитию зрительно - моторной пространственной координации движений.
3. Формировать зрительно-пространственные представления.
4. Развивать зрительно-моторную координацию.
В работе с детьми придерживались как общедидактитечских принципов (наглядности, доступности и индивидуального подхода от простого к сложному), так и коррекционных (систематичности, развития и учета структуры речевого дефекта). Использовались следующие формы работы со старшими дошкольниками: часть занятия по познавательному развитию: формированию целостной картины мира, познание: ФЭМП, коррекционный час, индивидуальная работа в утренний и вечерний отрезок времени.
Эта работа начиналась с накопления ребенком практического опыта ориентировки в схеме собственного тела, а конкретно с определения у себя правой и левой руки. Далее учили детей этот навык ориентировки "на себе" использовать в играх при определении месторасположения игрушек в окружающем пространстве, их положение относительно себя.
Отработав представления о правой и левой сторонах тела, перешли к формированию ориентировки в предметно - окружающем пространстве и на плоскости (вертикальной и горизонтальной).
Постепенно накапливая действенный опыт ориентировки "на себе" и "от себя", ребенок учился определять правую и левую сторону у своего друга, у Незнайки, у куклы, мысленно перенося "схему своего тела" на другой объект. Игра "Таинственные дорожки" (определение направления движения человека, птиц, животных по следам).
Одновременно проводилась работа по развитию ориентировки на плоскости (вертикальной и горизонтальной). Использовали в работе
игры: "Большие ножки бегут по дорожке, маленькие ножки бегут по дорожке" (определить по величине чей след); "Волшебный мешочек" (различение формы, цвета, длины, величины); "Найди предметы названной величины, формы"; блоки Дьенеша, «Танграм», счетные палочки, палочки Кюизенера.
Для развития умения детей строчному размещению на листе знаков, форм, элементов, рисунков, выделять "малое пространство", правильно воспринять и точно воспроизвести пространственное расположение отдельных элементов - развивали и совершенствовали точность зрительно - пространственного восприятия при ориентировке в ограниченном, клеточном или строчном микропространстве. Формировали способность воссоздавать по образцу или по представлению пространственное размещение элементов композиции, узора. Учили фиксировать и воспроизводить повороты на плоскости отдельных элементов узора или графических знаков, форм, изображения предмета.
Наиболее эффективными были задания – упражнения на "Обводку"- тематические, геометрические, линейные; "Штриховку" (разнообразные виды); лабиринты разного рода; "Прописи для дошкольников" - тематические, геометрические, линейные.
Довольно часто трудности обучения письму связаны с плохой способностью воспринимать и различать заданные фигуры, запоминать их конфигурацию, соотношение элементов. Для тренировки этой способности использовали такое задание: "Зашумленные рисунки", копирование фигур.
Первоначальные упражнения по развитию у детей графических навыков проводили обязательно с игровой мотивацией: помоги зверюшкам пройти посередине дорожки и найти подарки; соедини точки и узнай, кто спрятался. Дети рисовали "волны"; проводили линии по заданному контуру, обозначенному точками, штрихами; воспроизводили изображения (цифр, фигур, букв) по зрительно воспринимаемому образцу; выкладывали из счетных палочек, семян, шнурков; лепили из пластилина; делали сухую аппликацию из геометрических фигур и др. Велась работа в тетрадях в крупную клетку: обведение и штриховка клеток, рисование узоров по заданному образцу, рисунок в зеркальном отражении (половины рисунка), дорисовывание изображений предметов. Графические и зрительные диктанты.
Способность ребенка вести руку по необходимой траектории начинали тренировать на "больших" движениях. Для этого использовали такие задания: соедини одной линией все звездочки, а потом точки. Одновременно при этом тренировалась способность планировать свое движение.
Оценивая работы вместе с детьми, обращали внимание на допущенные ошибки (несоответствие размера, неправильное соотношение штрихов, элементов, неверное расположение в квадрате, нечеткость линий и т.п.), что положительно сказалось на саморегуляции действий, на формирование элементов само и взаимопроверки. Систематические упражнения в разных видах деятельности ребенка и повторение одного и того же движения способствовали автоматизации двигательных навыков, являлись основой подготовки руки ребенка к обучению письму, развивали компенсаторные возможности мышечного чувства, учили детей рациональному использованию зрительного восприятия, слухового внимания, памяти.
Таким образом, опыт работы показывает, что в старшем дошкольном возрасте необходимо проводить целенаправленные игры и упражнения по формированию у детей зрительно-моторной координации, без развития которой невозможно сформировать правильные графические навыки, т.к. они являются основой подготовки руки ребенка к обучению письму.
Предложенная система коррекционных игр и упражнений позволила развить у детей с тяжелыми нарушениями речи зрительно – моторную пространственную координацию движений, достигнуть хороших стабильных результатов. Она была разработана с учетом Основной адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и программных требований Основной образовательной программы МБДОУ № 57 «Лукоморье» разработанной на 2015-2017 г.г. в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), а также Примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство» Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 352с.
Примечания
1. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1987.
2. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000.
3. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных упражнений на эффективность формирования графических навыков. – СПб.: Детство Пресс, 1999.