Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 9»
ДОКЛАД
к педагогическому совету
Развивающая и здоровьесозидающая среда современной школы:
залог успеха обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Докладчик: Боднар Т.Н.- педагог- психолог
2021 год
Развивающая и здоровьесозидающая среда современной школы:
залог успеха обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Создание развивающей здоровьесозидающей среды приоритетное направление деятельности педагогического коллектива школы – интерната.
Наша главная цель – подготовка ребят к продуктивной, трудовой деятельности.
Весь образовательный процесс реализуем так, что бы дети чувствовали себя комфортно в школе, что бы не усугублялись уже имеющиеся проблемы соматического и психического здоровья. Образовательная среда в нашей школе способствует и гарантирует охрану и укрепление здоровья обучающихся.
В нашем учреждении создана и реализуется эффективная действующая модель здоровьесбережения.
Механизмом реализации Модели здоровьесберегающего и здоровьесозидающего образовательного пространства ШИ 9 является портфель 9 проектов, направленных на формирование физического, психоэмоционального, интеллектуального, социального, личностного и духовного здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), детей дошкольного возраста муниципального района им. Лазо, родителей (законных представителей) и педагогов.
Данные проекты реализовывались нашим педагогическим коллективом в 2020-2021 уч. году в рамках федеральных проектов «Современная школа» и «Поддержка семей, имеющих детей».
Совместно с АНО «Окно к людям», Межмуниципальным ресурсным центром «ДАР», АНО «Русские ремесла» реализованы проекты, влияющие на формирование личностного, социального, психоэмоционального, духовного и физического здоровья обучающихся.
Сотрудничество ШИ 9 с СОНКО и общественными организациями рассматриваем как эффективный механизм привлечения ресурсов гражданского общества в процесс решения приоритетных здоровьесберегающих задач.
В школе реализовывалась модель психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности, которая рассматривалась как одно из основных условий и составляющих успешности работы комплексной программы здоровьесбережения. Службой сопровождения осуществлялся психолого-педагогический проект «С вами вместе» в основе которого, лежали программы «Рука в руке», «Я и мы», «Я и мир вокруг меня», «Жить здорово!» создающие условие на восполнение дефицитов психоэмоционального здоровья у обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей). В процессе реализации проекта у всех участников формировалась установка на здоровьесозидание.
Школа - интернат является участником федерального проекта «Внедрение системы мониторинга здоровья обучающихся, с использованием отечественного оборудования». Наши специалисты: психологи, логопеды использовали в диагностической и коррекционно - развивающей работе с обучающимися современное программно-аппаратное оборудование, что давало возможность отслеживать влияние здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности, способствовало улучшению здоровья детей и созданию комфортной коррекционно-развивающей среды учреждения. Данные о дефицитах и проблемах, выявленных в результате мониторинга здоровья обучающихся становились точкой проектирования коррекционно-развивающей среды. Мониторинговым центром являлся школьный Кабинет здоровья.
Узкими специалистами для реабилитации и абилитации широко использовались эффективные методики: коррекционно-профилактические комплексы «Тимокко», «Сенсорные пластины», методики песочной терапии с использованием юнгианской песочницы.
В школе реализовывалась работа психолого-медико-педагогического консилиума, который является формой взаимодействия специалистов образовательного учреждения по координации действий, выработке совместной стратегии здоровьесберегающей помощи ребенку, индивидуализации образовательного маршрута. За 2020- 2021 уч. год прошло 8 заседаний ПМПК.
В числе приоритетных направлений деятельности проекта «Семейная гостиная «Как дома» - оказание психолого-педагогической помощи, разработка здоровьесозидающих технологий содействия социализации детей, консультирование родителей и педагогов в нестандартной обстановке. Условия семейной гостиной оборудованной в ШИ 9 позволяли:
детям ощутить себя членом здоровой семьи, научиться самостоятельно заботиться о чистоте квартиры, готовить себе здоровую полезную пищу из выращенных овощей в школьной теплице, ухаживать за своими вещами и т.д;
родителям получить консультативную и практическую помощь для корректировки психоэмоционального, личностного и духовного здоровья и благоприятного климата в семье.
В прошедшем учебном году осуществлялась деятельность Служба ранней помощи, позволяющая снизить риски инвалидизации детей путём ранней коррекции и своевременного определения дальнейшего образовательного маршрута. Служба сопровождения работала в тесном контакте с АНО «Центр коррекции развития лиц с ограниченными возможностями здоровья «Особая забота». Заказчиками услуг ранней помощи являлись родители (законные представители) и организации дошкольного образования нашего района.
С целью охвата детей дошкольного возраста и семей, имеющих детей с ОВЗ на территории района реализовывался проект «Школа компетентного родителя» Специалистами службы ранней помощи организовано 6 поездок в дошкольные образовательные учреждения района, где проведено 80 очных консультаций для семей имеющих детей от 0 до 3 лет.
Комплексная работа Службы ранней помощи позволяет снизить риск вторичных нарушений и инвалидизации детей раннего и дошкольного возраста путём создания вокруг ребёнка здоровьесберегающего образовательного пространства, в т. ч. здоровьесберегающего пространства в семье ребёнка с ОВЗ.
В 2020-2021 уч году специалисты Службы сопровождали 14 семей. Проведено 207 консультаций для родителей, в том числе 6 дистанционно, 36 развивающих занятий для детей до 3 лет, а так же 1 семинар для специалистов дошкольных учреждений « Особенности работы с детьми дошкольного возраста, имеющими трудности в развитии, в том числе интеллектуальными нарушениями»
Через реализацию образовательного проекта «Наш выбор – здоровье» осуществлялось формирование навыков здорового образа жизни. В данном проекте применялись инновационные формы спортивно оздоровительной деятельности.
В этом учебном году 100 % обучающихся зачислены по сертификатам АИС ПФДО и заняты в системе дополнительного образования нашего учреждения. Реализуется 12 программ различной направленности (физкультурно-спортивной, художественной, социально-гуманитарной, технической). В учреждении созданы условия для освоения адаптированной основной общеобразовательной программы с вовлечением организаций учреждений культуры, спорта такими как Хабаровская краевая спортивно-адаптивная школа, «Центр развития творчества детей и юношества» п. Переяславка, учреждение культуры и спорта «Гармония» и т.д.)
100 % обучающихся КГКОУ ШИ 9 приняли участие в спортивных и творческих мероприятиях различного уровня.
Проект «Создание школы агротехнологического профиля» способствовал формированию социального и личностного здоровья: устойчивой мотивации у обучающихся на социализацию в условиях сельского социума, готовности к осознанному выбору профессии. Аграрная деятельность (летом в школьных теплицах, зимой, используя технологии «огород на подоконнике», «ситифермерство») формирует у обучающихся мотивацию к продолжению образования и продуктивной трудовой деятельности в будущем. Обучающиеся учились принципам рационального здорового питания, способствующего формированию умения делать сознательный выбор в пользу полезных продуктов и блюд. Зафиксированные результаты проекта - это формирование социального здоровья у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а именно осознание себя как личности в качестве субъекта и ее взаимодействие с окружающими; умение найти способ общения и выстроить отношения с разными группами людей (сверстниками, родителями, детьми и т.д.), т.е. с обществом.
В летнее время организуется трудовая здоровьесберегающая практика с включением развивающей смены для дошкольников. Инициативная группа специалистов школы-интерната станет участниками Президентского гранта реализуемого Автономной некоммерческой культурно-просветительской организации «ТОЧКА РОСТА» с подпроектом «Создание семейного инклюзивного клуба «Растем вместе», направленный на организацию комфортного, безопасного, развивающего летнего отдыха для семей с детьми, имеющими особенности в развитии.
На слайде вы можете увидеть итоги мониторинга здоровьесбережения в 2020-2021 уч году.
По результатам деятельности учреждения в 2020 КГКОУ ШИ 9 признано Лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшее образовательное учреждение Российской Федерации – 2020» за предоставление образовательных услуг высокого качества.
По итогам независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, за 2020 год ШИ 9 получило 97,35 баллов из 100.
В текущем учебном году ШИ 9 награждена дипломом краевого уровня (1 место) за лучшую организацию воспитательной работы в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы по формированию здорового образа жизни. А так же стало победителем краевого конкурса «Школа территория здоровья» за лучшую программу по здоровьесбережению в школе.