СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающая игра "ГЕОМЕТРИК". Математический планшет своими руками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математический планшет  – развивающая игра, которая делается за считанные минуты.

В процессе разнообразных игр с математическим планшетом развивается мелкая моторика, фантазия, логика, пространственное восприятие, способность к концентрации внимания, усидчивость, ребенок знакомится с геометрическими фигурами, учится действовать по образцу и самостоятельно конструировать.

Просмотр содержимого документа
«Развивающая игра "ГЕОМЕТРИК". Математический планшет своими руками.»

Развивающая игра «ГЕОМЕТРИК» МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ СВОИМИ РУКАМИ      Голубева Анастасия Андреевна Воспитатель МАОУ «Гимназия «Квант»»ДО  группа №1 «Квантики»

Развивающая игра «ГЕОМЕТРИК»

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ

СВОИМИ РУКАМИ

Голубева Анастасия Андреевна

Воспитатель

МАОУ «Гимназия «Квант»»ДО

группа №1 «Квантики»

ЧТО ТАКОЕ ГЕОМЕТРИК?   Математический планшет представляет собой резиночный конструктор. На квадратном поле расположено 25 штырьков (5 рядов и 5 столбцов). На них натягиваются цветные резиночки, и на поле возникают всевозможные силуэтные изображения - от букв и цифр до сюжетных картинок. Можно дополнить линии геометрическими фигурами - и эти изображения станут еще более разнообразными и яркими.

ЧТО ТАКОЕ ГЕОМЕТРИК?

Математический планшет представляет собой резиночный конструктор. На квадратном поле расположено 25 штырьков (5 рядов и 5 столбцов). На них натягиваются цветные резиночки, и на поле возникают всевозможные силуэтные изображения - от букв и цифр до сюжетных картинок. Можно дополнить линии геометрическими фигурами - и эти изображения станут еще более разнообразными и яркими.

Автор этой дидактической игры точно неизвестен. Ее считают и советской игрушкой, и игрушкой, созданной Воскобовичем, Марией Монтессори, египетским математиком Калебом Гаттегно .

Автор этой дидактической игры точно неизвестен. Ее считают и советской игрушкой, и игрушкой, созданной Воскобовичем, Марией Монтессори, египетским математиком Калебом Гаттегно .

  ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ГЕОМЕТРИК И В ЧЕМ ЕГО ПОЛЬЗА?  Игры с математическим планшетом - это развитие: мелкой моторики и координации движений обеих рук, их ловкости, умелости и подготовки к письму кругозора фантазии логического и пространственного мышления математических представлений (длина, фигуры и т.д.) умения моделировать на плоскости умения создать изображение по образцу  Также в результате игр с геометриком ребенок знакомится с изображением на плоскости различных фигур, букв и цифр, знакомится с понятиями площади, периметра, угла, равных и подобных фигур, симметрии, учится счету, ориентации на плоскости, понятиям направления 

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ГЕОМЕТРИК И В ЧЕМ ЕГО ПОЛЬЗА?

Игры с математическим планшетом - это развитие:

  • мелкой моторики и координации движений обеих рук, их ловкости, умелости и подготовки к письму
  • кругозора
  • фантазии
  • логического и пространственного мышления
  • математических представлений (длина, фигуры и т.д.)
  • умения моделировать на плоскости
  • умения создать изображение по образцу

Также в результате игр с геометриком ребенок знакомится с изображением на плоскости различных фигур, букв и цифр, знакомится с понятиями площади, периметра, угла, равных и подобных фигур, симметрии, учится счету, ориентации на плоскости, понятиям направления "справа, слева, вверху, внизу" ,системой координат и т.д

КАК СДЕЛАТЬ ГЕОМЕТРИК СВОИМИ РУКАМИ?

КАК СДЕЛАТЬ ГЕОМЕТРИК СВОИМИ РУКАМИ?

ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ: Прямоугольный кусок фанеры или обычная разделочная доска; Цветные силовые кнопки; Карандаш,ластик и линейка для разметки доски; Тонкие гвозди и молоток;  Разноцветные резиночки (банковские или для волос).

ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ:

  • Прямоугольный кусок фанеры или обычная разделочная доска;
  • Цветные силовые кнопки;
  • Карандаш,ластик и линейка для разметки доски;
  • Тонкие гвозди и молоток;
  • Разноцветные резиночки (банковские или для волос).
ПОРЯДОК РАБОТЫ:

ПОРЯДОК РАБОТЫ:

Наносим на доску разметку в виде квадратов  (в нашем случае 4 на 4 см)

Наносим на доску разметку в виде квадратов (в нашем случае 4 на 4 см)

Лишние линии сотрите ластиком

Лишние линии сотрите ластиком

В места пересечения линий вставьте силовые кнопки. Если не хватает сил, чтоб утопить кнопку, воспользуйтесь молотком, но помните, пластмассовая часть кнопки может расколоться.  !!! Чтобы кнопки лучше вставлялись, можно сначала сделать дырки тонкими гвоздиками!!!

В места пересечения линий вставьте силовые кнопки.

Если не хватает сил, чтоб утопить кнопку, воспользуйтесь молотком, но помните, пластмассовая часть кнопки может расколоться. 

!!! Чтобы кнопки лучше вставлялись, можно сначала сделать дырки тонкими гвоздиками!!!

Подпишите систему координат

Подпишите систему координат

Варианты игр в дошкольном возрасте

Варианты игр в дошкольном возрасте

Игра «Узор по образцу»  Цель:   Познакомить детей с игровым материалом, развивать способность детей к выкладыванию узоров по образцу.   Материал:  математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.  Описание игры:     Воспитатель дает ребёнку планшет, просит сосчитать штырьки, а потом, взяв резиночки (небольшое количество), показывает, как натягивать резинки на штырьки. Необходимо объяснить ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо. Обратите его внимание, что это можно делать не только по прямой, но и наискосок, разворачивая резинку; что резинок может быть не одна, а две, три, де еще разного цвета - пусть ребенок попробует пофантазировать.   В процессе игры можно практиковать счёт: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру. Как вариант условно делим готовый планшет пополам. С одной стороны «рисует» воспитатель, с другой – ребенок повторяет рисунок воспитателя.  

Игра «Узор по образцу»

Цель:  Познакомить детей с игровым материалом, развивать способность детей к выкладыванию узоров по образцу. 

Материал:  математический планшет, набор маленьких резинок для творчества. Описание игры:    Воспитатель дает ребёнку планшет, просит сосчитать штырьки, а потом, взяв резиночки (небольшое количество), показывает, как натягивать резинки на штырьки. Необходимо объяснить ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо. Обратите его внимание, что это можно делать не только по прямой, но и наискосок, разворачивая резинку; что резинок может быть не одна, а две, три, де еще разного цвета - пусть ребенок попробует пофантазировать.  В процессе игры можно практиковать счёт: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру. Как вариант условно делим готовый планшет пополам. С одной стороны «рисует» воспитатель, с другой – ребенок повторяет рисунок воспитателя.  

Игра «Цифры играют в прятки»  Материал:  математический планшет, схемы цифр.   Цель:  закреплять знание цифр, продолжить учить работать со схемой, развивать моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка.  Описание игры:  Детям предлагается вспомнить, какие цифры они знают. Задумать любую из цифр. Выложить ее на планшете одним цветом, а затем «спрятать», превратить с помощью резиночек и геометрических фигур во что-либо. По готовности ребёнок представляет всем получившееся изображение, а остальные участники разгадывают, какая цифра «спрятана».  Вариант:  Аналогично можно прятать буквы.  Игру можно сопровождать загадками или стихами про числа и буквы.   Уровень сложности:  цифра рисуется одним цветом, а узор, за который она прячется другим, в этом случае отгадывать будет легче. Для того чтобы усложнить загадку, можно использовать один цвет, либо сочетать цвета так, чтобы спрятанная цифра не была явно видна.  Низкий: по образцу.  Средний: по схеме. Высокий: по замыслу.

Игра «Цифры играют в прятки»

Материал:  математический планшет, схемы цифр.  Цель:  закреплять знание цифр, продолжить учить работать со схемой, развивать моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка. Описание игры:  Детям предлагается вспомнить, какие цифры они знают. Задумать любую из цифр. Выложить ее на планшете одним цветом, а затем «спрятать», превратить с помощью резиночек и геометрических фигур во что-либо. По готовности ребёнок представляет всем получившееся изображение, а остальные участники разгадывают, какая цифра «спрятана». Вариант:  Аналогично можно прятать буквы.  Игру можно сопровождать загадками или стихами про числа и буквы.  Уровень сложности:  цифра рисуется одним цветом, а узор, за который она прячется другим, в этом случае отгадывать будет легче. Для того чтобы усложнить загадку, можно использовать один цвет, либо сочетать цвета так, чтобы спрятанная цифра не была явно видна. Низкий: по образцу. Средний: по схеме. Высокий: по замыслу.

Игра «Часть и целое»  Цель:   развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; формировать умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.    Материал:  математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.  Описание игры:     Воспитатель выкладывает на планшете большую фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков, например трапецию, прямоугольник, треугольник. Затем предлагает ребенку поделить ее на равные части, проводя «линии» резиночками или разделить на максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки - геометрические фигуры. 

Игра «Часть и целое»

Цель:  развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; формировать умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

  Материал:  математический планшет, набор маленьких резинок для творчества. Описание игры:    Воспитатель выкладывает на планшете большую фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков, например трапецию, прямоугольник, треугольник. Затем предлагает ребенку поделить ее на равные части, проводя «линии» резиночками или разделить на максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки - геометрические фигуры. 

Игра «Пространственное ориентирование»  Цель:   совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа); закреплять знания названий геометрических фигур, цвета и величины.   Материал:  математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.   Описание игры:     расположи снизу большой зеленый треугольник, а сверху два маленьких: красный и синий и т.д. расположи слева квадрат и треугольник, а справа – две трапеции;  Какие фигуры и какого цвета расположены слева на планшете? Задание можно разнообразить, давая детям задания:  Какая фигура справа от квадрата?;  Какого цвета треугольник снизу?;  Сколько треугольников сверху?; Воспитатель «рисует» на планшете геометрические фигуры (или просит детей «нарисовать») и задает вопросы:

Игра «Пространственное ориентирование»

Цель:  совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа); закреплять знания названий геометрических фигур, цвета и величины. 

Материал:  математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.  Описание игры:    расположи снизу большой зеленый треугольник, а сверху два маленьких: красный и синий и т.д. расположи слева квадрат и треугольник, а справа – две трапеции;  Какие фигуры и какого цвета расположены слева на планшете? Задание можно разнообразить, давая детям задания:  Какая фигура справа от квадрата?;  Какого цвета треугольник снизу?;  Сколько треугольников сверху?; Воспитатель «рисует» на планшете геометрические фигуры (или просит детей «нарисовать») и задает вопросы:

Игра «Чудесные превращения»  Материал:  математический планшет, набор резиночек для творчества, геометрические фигуры.   Цель:  развитие творческих способностей, воображения, меткой моторики рук.  Описание игры:  «Оживляем» геометрические фигуры: на поле изображается квадрат, прямоугольник или треугольник, линия прямая или ломаная, а затем с помощью резиночек и геометрических фигур картина «дорисовывается», например, прямоугольнику добавляются круглые колеса, квадратные окна и получается автобус.  Дети рассказывают, во что превратилась фигура.  Вариант:  Дети играют в парах. По очереди дополняют картинку с помощью изображения одного элемента. Рассказывают, что изображено на картине, какие геометрические фигуры они использовали и сколько.

Игра «Чудесные превращения»

Материал:  математический планшет, набор резиночек для творчества, геометрические фигуры.  Цель:  развитие творческих способностей, воображения, меткой моторики рук. Описание игры:  «Оживляем» геометрические фигуры: на поле изображается квадрат, прямоугольник или треугольник, линия прямая или ломаная, а затем с помощью резиночек и геометрических фигур картина «дорисовывается», например, прямоугольнику добавляются круглые колеса, квадратные окна и получается автобус. Дети рассказывают, во что превратилась фигура. Вариант:  Дети играют в парах. По очереди дополняют картинку с помощью изображения одного элемента. Рассказывают, что изображено на картине, какие геометрические фигуры они использовали и сколько.

Игра «Сколько гвоздиков внутри»  Цель:  упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей.   Материал:  математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.   Описание игры:     Воспитатель дает задание ребенку «нарисовать» резинками фигуру, внутри которой будет один гвоздик. Теперь такую фигуру, в которой будет два гвоздика. Теперь пусть ребенок придумает самые разные фигурки, внутри которых только один, не занятый резинками гвоздик. Другое задание: придумать фигуру, внутри которой ни одного гвоздика.

Игра «Сколько гвоздиков внутри»

Цель: упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. 

Материал:  математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.  Описание игры:    Воспитатель дает задание ребенку «нарисовать» резинками фигуру, внутри которой будет один гвоздик. Теперь такую фигуру, в которой будет два гвоздика. Теперь пусть ребенок придумает самые разные фигурки, внутри которых только один, не занятый резинками гвоздик. Другое задание: придумать фигуру, внутри которой ни одного гвоздика.

Игра «Загадки»  Цель:   развивать умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения); анализировать форму предметов в целом и из отдельных частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, по представлению; развивать фантазию и речь.  Материал:  математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.  Описание игры:     Воспитатель загадывает загадки, а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете. Варианты загадок: 1.От ветра он не прячется, а, грудь, подставив, катится. (Парусник) 2. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть - нет головы. (Гриб) 3. Летом вырастают, осенью опадают. (Листья) 4.Вставь в замочек, поверни. Дверь любую отопри   Ростом мал, но так могуч. Называется он… (ключ)! 5. Спал цветок и вдруг проснулся - Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

Игра «Загадки»

Цель:  развивать умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения); анализировать форму предметов в целом и из отдельных частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, по представлению; развивать фантазию и речь. 

Материал:  математический планшет, набор маленьких резинок для творчества. Описание игры:    Воспитатель загадывает загадки, а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете.

Варианты загадок:

1.От ветра он не прячется, а, грудь, подставив, катится. (Парусник)

2. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

3. Летом вырастают, осенью опадают. (Листья)

4.Вставь в замочек, поверни. Дверь любую отопри  Ростом мал, но так могуч. Называется он… (ключ)!

5. Спал цветок и вдруг проснулся - Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

«Занимательные задачи»

  Всем известны задачи со счетными палочками. При работе с ними возникают некоторые неудобства, во-первых при выкладывании они сдвигаются, что нарушает форму фигуры, во-вторых существуют задачи, при решении которых, недостаточно длинны палочки, например, разделить квадрат на два треугольника.        С помощью математического планшета и резиночек для творчества эти проблемы легко решаются, у ребенка появляется возможность для развития творчества и мелкой моторики рук.

Материал:  математический планшет, набор маленьких резинок для творчества. Цель:  упражнять в умении составлять геометрические фигуры с помощью определенного количества резиночек, пользуясь приемом «пристроения». Уточнение представлений детей о геометрических фигурах; их элементарных свойствах (количество углов и сторон) Описание игры.  Воспитатель предлагает детям отсчитать 5 резиночек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: "Скажите, сколько потребуется резинок, чтобы составить треугольник, для одной стороны используем одну резиночку. Сколько потребуется резиночек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 резиночек, но из них надо составить тоже 2 треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте". При обсуждении пользоваться выражением "пристроил к одному треугольнику другой снизу" (слева и т.д.)

Составить 2 равных треугольника с помощью 5 резиночек.

Составить 2 равных квадрата с помощью 7 палочек.

Игра «Столбики»  Цель:   совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по высоте; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные выше и ниже.   Материал:  математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.   Описание игры:     Воспитатель «рисует» линию определенной высоты, и предлагает ребенку рядом изобразить линию выше и ниже. Задать ребенку вопрос: какой столбик выше: желтый или розовый и т.д. 

Игра «Столбики»

Цель:  совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по высоте; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные выше и ниже. 

Материал:  математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.  Описание игры:    Воспитатель «рисует» линию определенной высоты, и предлагает ребенку рядом изобразить линию выше и ниже. Задать ребенку вопрос: какой столбик выше: желтый или розовый и т.д. 

СХЕМЫ

СХЕМЫ

ИГРАЕМ

ИГРАЕМ

ИГРАЕМ

ИГРАЕМ

ИГРАЕМ

ИГРАЕМ

ИГРАЕМ

ИГРАЕМ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!