СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развивающая предметно-пространственная среда логопедической группы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Развивающая предметно-пространственная среда логопедической группы."»



Развивающая предметно-пространственная среда старшей логопедической группы « Знайки»

МБДОУ №114 г. Макеевки



Учитель-логопед: Алексашева И. В.

«Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создает возможность успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности»

Н. В. Нищева

Эффективность коррекционно–воспитательно–образовательной работы в логопедической группе во многом зависит от организации предметно-пространственной среды.

Л.С. Выготский писал: «Следя за детьми, в конечном счёте, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…»

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения,

-реализацию различных образовательных программ;

-в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

-учет национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

-учет возрастных особенностей детей.

В логопедической группе развивающая предметно-пространственная среда имеет коррекционную направленность и является коррекционно-развивающей средой. Коррекционно-развивающая среда решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления нарушений, адаптации детей с отклонениями в развитии. Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения. Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.

Коррекционно-развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалам,

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Принципы коррекционно-развивающей среды:

доступности: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках;

системности: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место; составлен паспорт логопедического кабинета;

интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;

учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели , наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы.

мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся, детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из кабинета во время разнообразных видов деятельности;

вариативности: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения) ;

эстетичности: мебель, наглядно – методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены; принцип свободы достижения ребенком своего права -предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка. Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует возрасту детей. Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей. Дети самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом.

Предметно - развивающее пространство логопедической группы организовано таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением и воспитателя и учителя-логопеда.

Коррекционная работа в МБДОУ № 114 осуществляется в специально оборудованных зонах логопедической группы. В каждой зоне происходит коррекция в определенном направлении.

Коррекционно-развивающая среда старшей логопедической группы представлена следующими зонами:

- зона коррекции звукопроизношения « Добрый гном»,

- зона звукобуквенного анализа и синтеза « Домик звуков»,

- зона автоматизации и дифференциации звуков «Смешарики»,

-зона развития связной речи и обучения грамоте « Веселые обезьянки»,

- зона сенсомоторного развития « Теремок».

Зона коррекции звукопроизношения « Добрый гном» - это специально оборудованное пространство для индивидуальной коррекционной работы по постановке звуков, развитию артикуляционной моторики, фонематического восприятия, произносительных навыков.

Включает в себя:

-настенное зеркало, набор индивидуальных зеркал,

-логопедические зонды и другие приспособления для постановки звуков,

-набор картинок с изображением артикуляционных упражнений,

-пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи.

-игровой, дидактический и наглядный материал,

- игры на развитие фонематического восприятия, артикуляционной моторики, произносительных навыков, слухового внимания.

В этой зоне предусмотрена деятельность совместно с логопедом, включающая в себя постановку звуков и закрепление произносительных навыков.

Зона звукобуквенного анализа и синтеза « Домик звуков» предназначена для закрепления навыков звукобуквенного анализа и синтеза. В данной зоне имеется магнитная доска с набором букв на магнитах, которые расположены соответственно классификации гласных и согласных звуков. Используя магнитные буквы, дети могут составлять слоги и слова. А так же переносная доска-трансформер, на которой крепятся значки для обозначения звуков на липучках и на магнитах.



Зона автоматизации и дифференциации звуков « Смешарики»

В зоне « Смешарики» предоставлены дидактические игры, речевой и наглядный материал для автоматизации и дифференциации поставленных звуков:

-наборы и комплекты предметных картинок на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах и предложениях,

- сюжетные картинки по лексическим темам,

- настольные дидактические игры и лото,

-альбомы для автоматизации и дифференциации звуков.

Материал в данной зоне периодически меняется, в зависимости от изучаемого звука. Материал доступен для детей. В данной зоне предусматривается как совместная так и самостоятельная деятельность детей.



Зона развития связной речи и обучения грамоте « Веселые обезьянки».

Зона развития связной речи и обучения грамоте представляет собой учебный центр. В котором, согласно плану учителя-логопеда и воспитателей логогруппы ежедневно проводятся групповые и подгрупповые занятия коррекционной направленности. В данной зоне располагается дидактический и наглядный материал по изучаемой теме. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется совместно учителем-логопедом и воспитателем группы, с учетом уровня усвоения учебного материала для повышения эффективности коррекционного процесса и качества взаимодействия педагогов. Весь дидактический и демонстрационный материал подбирается в соответствии изучаемой лексической темой и способствует обогащению словаря детей, развитию связной речи, усвоению основ звукобуквенного анализа и синтеза, формированию произносительных и коммуникативных навыков.





Зона сенсомоторного и конструктивного развития « Теремок»

Развитие сенсорных ощущений и мелкой моторики кистей и пальцев рук является важным направлением коррекционных мероприятий, способствующих усилению коррекционного воздействия и повышению его эффективности и результативности.

Зона сенсомоторного и конструктивного развития предназначена для :

- развития сенсорных ощущений у детей,

-развития мелкой моторики пальцев рук,

- развития конструктивных навыков,

- применения здоровьесберегающих технологий, таких как Су-джо терапия и биоэнергопластика с целью стимуляции точек, активизирующих работу клеток речевой зоны и улучшения взаимодействия работы речевой и двигательной зон.

В « Теремке» представлены пособия , направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений: игры-шнуровки, игры с прищепками, игры с резинками, игры-пазлы, мозаики, емкости с сыпучим материалом, тесто, воздушный пластилин, сенсорная кукла для обучения застегиванию и завязыванию, мячи для су-джо терапии, перчатки для выполнения упражнений с использованием биоэнергопластики, разнообразные игры-тренажеры.

Для развития сенсорных ощущений, мелкой моторики и конструктивных навыков предлагается магнитный конструктор, конструктор лего, шарики-липучки для моделирования, другие виды конструкторов. На полу расположен сенсорный коврик. Материал в сенсорномоторной зоне периодически обновляется, доступен для самостоятельного использования детьми.

Таким образом, мы видим, что коррекционно-развивающая среда логопедической группы - особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие всех сторон речи каждого ребенка, обеспечивающее развитие коммуникативных навыков, самостоятельной связной, грамматически правильной речи воспитанников.

Организованная по принципам доступности, системности, интеграции, мобильности, вариативности и эстетичности, с учетом реализации активных методов обучения, воспитания и коррекции, направленных на активизацию познавательного и речевого развития детей с нарушениями речи.