Развивающая предметно-пространственная среда как средство социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Основной целью коррекционной работы в дошкольной организации для детей с нарушением зрения является реабилитация и социальная адаптация детей. В теории и практике социальной реабилитации сформулирован принцип – реабилитация ребенка как личности.
Выделяют 3 аспекта, направленных на становление внутренней саморегуляции личности:
достижение ребенком мобильности, самостоятельности, уверенности;
взаимодействие ребенка с социальным окружением;
оценка ребенком собственного положения в обществе.
Хотелось бы сказать несколько слов об особенностях социализации детей с нарушением зрения. Первичный дефект – нарушение зрения, его можно представить, как структуру нарушений:
Снижение остроты зрения, четкости видения, снижение скорости переработки информации, нарушение поля обзора, глазодвигательных функций, нарушение бинокулярности.
Неполнота, неточность, фрагментарность, обедненность зрительного восприятия.
Обедненность представлений и образов предметов, снижение уровня чувственного опыта, определяющего содержание образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов
Нарушение двигательной сферы, трудности зрительно –двигательной активности и ориентации.
Нарушение эмоциональной-волевой сферы, проявляющейся в неуверенности, скованности, снижение познавательного интереса, желаний.
Все это позволяет понять, как трудно ребенку будет адаптироваться в социуме, без системы коррекционного воздействия.
В процессе всей коррекционной работы, в тесной взаимосвязи решаются 2 задачи – компенсаторная (восстановление всех нарушенных функций) и социальная адаптация (подготовка ребенка к жизни).
Дошкольная образовательная организация – фундаментальный этап перехода ребенка на новую ступень – школьную. Поэтому педагогический процесс направлен на то, чтобы ребенок был готов воспринимать эту среду, причем очень активно, ведь ребенок с нарушенным зрением находится в состоянии социальной депривации, поэтому очень важно помогать ему полноценно адаптироваться в социальной среде.
Развивающая предметно-пространственная среда в специальных дошкольных образовательных учреждениях является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ОВЗ и имеет существенное отличие от развивающей предметно-пространственной среды дошкольных учреждений общеразвивающей направленности. В этом случае мы говорим о коррекционно-развивающей среде, которая решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с ОВЗ.
В группах для детей с нарушением зрения коррекционно- педагогический процесс организуется с опорой на сохранные анализаторы, коррекцию сенсорных и моторных нарушений и реализуется через гимнастику для глаз, учет индивидуальных зрительных нагрузок, подбор специального наглядного оборудования (цвет, размер). При организации коррекционно-развивающей среды необходимо учитывать организацию поэтапного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающей среды с опорой на "зону его актуального развития" для удовлетворения коммуникативных и познавательных потребностей при контакте со сверстниками и взрослыми на принципах организации "зоны ближайшего развития".
При организации предметно-развивающей среды в группах для детей с нарушениями зрения реализуется ее коррекционная направленность по следующим направлениям:
создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;
профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим, расстройств зрения;
вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а также в овладении способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.
В группах созданы центры коррекции, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры на развитие:
• зрительного восприятия;
• осязания и мелкой моторики;
• социально-бытовой ориентировки;
• функций сохранных анализаторов.
Большее количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Такие дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», различные виды мозаик, конструкторов, заслонённые изображения предметов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур. Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.
Для упражнения глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей используются игры типа: офтальмотренажеры, скатывание шара с горки, «продвинь фигурку» и др. В центре ориентировки в пространстве расположены схемы и макеты улицы города, территории детского сада, групповой и спальной комнат и др.
Дифференцированный подход в использовании различных коррекционно-дидактических материалов: например, использование пособий красного, зеленого и жёлтого фона при амблиопии, выделение контуров изображения и рабочей поверхности при астигматизме, работа на подставках и на мольберте при сходящемся косоглазие способствуют закреплению успехов ортоптического лечения.
Особое значение для детей с нарушениями зрения имеет развитие мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения. Поэтому в группах большое внимание обращается на наполнение игровых зон оборудованием для конструктивной и графо-моторной деятельности.
Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций мы применяем различные игровые средства: тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое пособие «Обведи по контуру», которые помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения.
Для развития слухового внимания необходимо развивать чуткость детей к звукам окружающей среды. Для решения этой задачи используются детские музыкальные инструменты: трещотки, шумовые коробочки, бубенцы, треугольник, ксилофон, металлофон, бубен, колокольчики и т. д. Обогащению представлений о звуках реального мира помогают аудиозаписи: «Звуки природы», «Звуки улицы».
В старшем возрасте дети учатся сравнивать себя и взрослого человека, конструировать человеческую модель, собирать человека из частей, раскладывать таблички с названием органов на человеческой модели. Так постепенно мы учим выделять то, без чего нам трудно воспринимать мир - глаза, уши, нос, руки, рот, любить и беречь весь организм. Затем учим понимать «А для чего эта функция существует у нас?». Через игру и упражнения ребенок учится слышать звуки, различать запахи, видеть предмет и собирать информацию о нем (цвет, форма, величина, поверхность); понимать, что все что мы едим бывает вкусным и невкусным, соленым, кислым, сладким, а поверхность у предметов бывает шершавая и гладкая, и кожей мы чувствуем тепло и холод. На занятиях и в самостоятельной деятельности детей мы используем лэпбуки, с помощью которых дети могут узнать о строении глаза, о правилах охраны зрения, ухода за очками, играх и упражнениях для глаз и т.д.
Нашими педагогами разработаны специальные атрибуты и пособия, в общении с которыми ребенку легче адаптироваться к окружающему миру – это «Коробка ощущений», «Волшебные муфточки», «Сенсорный куб», в которых используется различный бросовый материал (пробки, замочки, камешки бусинки, семена плодов, кусочки кожи, меха, ткани); для различения звуков, разнообразные коробочки и бутылочки, наполненные разным наполнителем (семена плодов, песок, железные детали), для различения запахов (мешочки с запахами сосны, лимона, кофе, чеснока, духов, трав и т д., предварительно, необходимо провести беседу с родителями, нет ли у детей аллергии на запахи), т.е. то, что ребенок видит, может потрогать, понюхать, совершить манипуляции. Здесь происходит комплексная взаимосвязь зрительного анализатора с другими сенсорными анализаторами
На индивидуальных занятиях каждый ребенок обучается алгоритму обследования: «Посмотри», «Обследуй» (потрогай, обними, понюхай, попробуй- если можно), «Подействуй», «Сравни», «Найди такой же», «Пофантазируй и создай свой».
На занятиях, где дети знакомятся с физическими состояниями окружающих предметов (твердые, жидкие, газообразные) учим детей экспериментировать, развиваем ассоциативное мышление, творческое воображение.
Для формирования собственного "Я" и адаптации ребенка к системе межличностных и социальных отношений созданы специальные центры, в которых дети могут организовать сюжетную коллективную игру: «Модница», «Ателье», «Хозяюшка», «Кабинет врача-офтальмолога», «Библиотека», магазин «Апельсин», «Автослесарь», «Светофория», «Туристическое агентство». В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыками взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Дети могут играть в уголке ряженья и уединения, вместе с педагогом или самостоятельно с детьми организовать драматизацию любимой сказки. Для наших воспитанников это направление работы важно, т. к. у детей с нарушениями зрения недостаточно сформирована мимика, пантомимика, эмоциональная выразительность.
Содержание такой работы имеет ярко выраженный деятельностный характер - направленность на формирование жизненно значимых умений. Это обогащает самооценку ребенка, уровень его самоценности, степень его приспосабливаемости к окружающей среде и творческой самовыражаемости в окружающем мире.
На протяжении всего пребывания ребенка в детском саду осуществляется системная работа по абилитации, реабилитации и компенсации развития психических процессов и зрительного восприятия, что способствует эффективности социальной адаптации детей с нарушением зрения.
Коррекционно-развивающая среда обеспечивает поддерживающие, предупредительные и подготовительные условия введения ребенка в социум. Становление личности ребенка может быть достигнуто при специально созданных условиях: обеспечение полисенсорного характера обучения, создание полисенсорного предметно-развивающего пространства. В результате ребенок развивается как личность, приобретая духовно-нравственный опыт и опыт социальной компетентности.