СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающая среда, как решающий фактор в развитии речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большое значение для детей в овладении речью имеет создание речевой среды, где решающая роль принадлежит речевому поведению взрослых.

Просмотр содержимого документа
«Развивающая среда, как решающий фактор в развитии речи»

Развивающая среда, как решающий фактор в развитии речи


Большое значение для детей в овладении речью имеет создание речевой среды, где решающая роль принадлежит речевому поведению взрослых. Речь взрослых должна быть естественной, доступной пониманию умственно отсталого дошкольника и, что чрезвычайно значимо, построена по принципу синтаксической синонимии (предложения-синонимы). Педагог создает условия для свободного общения детей со взрослыми и друг с другом, поддерживает и поощряет их речевую активность в различных ситуациях.

Интересен сам по себе такой прием, как коллективный рассказ-рисование по содержанию произведения совместно взрослыми и детьми, комментированное рисование с элементами аппликации и т. п. Составление книжек-самоделок из рисунков, аппликаций, выполненных совместно со взрослыми, и показ, называние персонажей сказки, драматизация каждого эпизода (в процессе «превращения» следовать технике создания выразительного образа — изменение позы, движений, голоса, мимики).

Большое внимание в работе уделяется ознакомлению детей с литературными произведениями. С этой целью воспитатели раз в неделю проводят занятия «В мире книги». Они рассказывают детям сказки, стихотворения, короткие рассказы, а кроме того, проводят различные игры по сюжетам этих произведений. В группе оформляется специальная книжная выставка — книжный уголок, где помещаются книги, выполненные полиграфическим способом, и книжки-самоделки, которые дети изготавливают совместно со взрослыми. Содержание книжного уголка постоянно обновляется по мере ознакомления детей с новыми литературными произведениями.

Составление книжек-самоделок из рисунков, аппликаций, выполненных совместно со взрослыми, и показ, называние персонажей сказки, драматизация каждого эпизода (в процессе «превращения» следовать технике создания выразительного образа — изменение позы, движений, голоса, мимики).

Составление рассказов в виде сообщений от собственного имени («Я ...», «Мы ...»), в виде обращений («Ты ...», «Вы ...», а также «Он (они) ...») с обязательным наличием адресата.

На занятиях по развитию речи уточняются и обогащаются знания и представления детей о предметах ближайшего окружения. Они учатся узнавать предметы по внешним признакам, правильно их называть, объединять предметы в группы, используя обобщающие слова. Ребенок, получая знания о предметах и явлениях окружающей его действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится понимать общепринятое значение слов, правильно употреблять их в речи.

На всех занятиях необходимо использовать игры и игровые моменты, бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото, домино и другие.

Ребенок должен быть поставлен в приближенные к естественным условия, побуждающие его к самостоятельному высказыванию, активизирующие его речевую и познавательную деятельность.

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных вида деятельности.

Особое внимание следует уделить организации самих занятий. С самого начала учебного года необходимо воспитывать у детей организационные навыки, позволяющие осуществить коллективную речевую деятельность. С этой целью рекомендуется давать детям возможность свободного размещения во время занятий (в круг, полукругом, около педагога) так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, на педагога, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. Это, в свою очередь, поможет добиться большей продуктивности занятии.

Особенности связной речи дошкольников вызваны физиологическими особенностями детей, данное обстоятельство должно учитываться при организации коррекционно-развивающей работы.

Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и работа по развитию лексико-грамматических средств. Для успешного освоения программы обучения в школе, у детей должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!