«Организация предметно – развивающей пространственной среды в Дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с требованиями ФГОС , как условие для поддержки самостоятельности, инициативы детей в различных видах деятельности»
При создании предметной среды необходимо ориентироваться на требования ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, а также принципы, определенные ФГОС дошкольного образования (П. III. 3.3).
Цели, указанные в Стандарте
Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования
Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования
Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Повышение социального статуса дошкольного образования
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
1. Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства:
- Организации; Группы; территории, приспособленной для реализации Программы
материалов, оборудования, и инвентаря
2 . Возможность:
- Наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.
- Общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности, уединения
- Реализацию различных ОП
- Необходимые условия в случае организации инклюзивного образования
- Учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность
- Учёт возрастных особенностей детей
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :
1. содержательно-насыщенной
2. трансформируемой
3. полифункциональной
4. вариативной
5. доступной
6. безопасной
Насыщенность среды
Включает оснащение :
- Соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы
- Средства обучения (в т.ч. технические )
- Соответствующие материалы (в т.ч. расходные)
Образовательное пространство обеспечивает:
- Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников экспериментирование с доступными материалами, в т.ч. с песком и водой)
- Двигательную (в т.ч. развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях)
- Эмоциональное благополучие во взаимодействии с предметнопространственным окружением
- Возможность самовыражения
Трансформируемость среды
- Возможность измене ний предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей
Полифункциональность среды
- Возможность разнообразного испо льзования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.)
Вариативность среды
- Наличие различных пространств для игр, конструирования, уединения и др., а также разнообразных материалов, игр, игрушек, и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей их сменяемость.
Доступность среды
- Доступность всех помещений , где осуществляется образовательная деятельность для воспитанников , игрушкам, материала, пособиям(в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов)
Безопасность среды
- Соответствие всех элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования
Основные принципы организации среды
- Принцип интеграции образовательных областей.
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
- Принцип активности, самостоятельности, творчества
- Принцип стабильности - динамичности развивающей среды
- Индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
- Эстетика организации среды
Мини музеи
Художественно- эстетическое развитие
Игровое
развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Речевое развитие
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!