СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающее занятие с элементами тренинга «Сегодня прекрасный день, но я его не могу увидеть»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающее занятие с элементами тренинга направлено на формирование инклюзивной культуры у младших подростков. В своей работе разработку могут использовать педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители и др.

Просмотр содержимого документа
«Развивающее занятие с элементами тренинга «Сегодня прекрасный день, но я его не могу увидеть»»

Развивающее занятие с элементами тренинга

«Сегодня прекрасный день, но я его не могу увидеть»


Цель: формирование инклюзивной культуры у младших подростков.

Задачи:

– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим людям независимо от их способностей или особенностей развития;

– оценка уровня знаний у школьников об особенностях и возможностях жизни людей с нарушениями зрения;

– знакомство с техническими приспособлениями, которые помогают слепым людям вести привычный нам образ жизни;

– формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

– воспитание гуманистических качеств личности.


Необходимые материалы: видео, кегли, белая трость, платок, распечатанные фотографии, алфавит Брайля,бланки (см. приложения)


Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Правила общения на занятии (правило одного микрофона, правило уважения, правило активности, правило взаимопомщи).

  3. Тема занятия (на доске фотографии Дианы Гурцкой, белой трости, ссобаки-поводыря, Эрика Вайхенмайера, Ванги, Луи Брайля): дети сами определяют тему урока.

  4. Показ видеороилка о международном дне белой трости. Знакомство с краткими биографиями известных людей, чьи портреты размещены на доске (можно добавить еще кого-то по желанию).

Диана Гурцкая. Слепая с рождения. Заслуженная артистка Российской Федерации. Международный благотворительный фестиваль «Белая трость» — творческий проект, созданный и реализуемый Дианой Гурцкой и её фондом помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца». Фестивали проводятся в октябре, ежегодно с 2010 года. Диана представляла Грузию в Белграде на международном конкурсе «Евровидение 2008», став первым незрячим исполнителем из Восточной Европы.

Ванга - всемирноизветсная ясновидящая, к которой в свео время обращались многие известные политические деятели и знаменитости.

Эрик Ванхенмайер – смотри приложение.

Луи Брайль. В 3-летнем возрасте Брайль начал слепнуть в результате воспаления глаз, начавшегося от того, что мальчик поранился шорным ножом (подобие шила) в мастерской отца, окончательно он ослеп в 5 лет. В 1824 году (в 15 лет) Брайль разработал рельефно-точечный шрифт для незрячих и слабовидящих людей, названный в его честь шрифт Брайля и используемый по сей день во всём мире. Брайль работал над шрифтом многие годы и в 1829 году представил начальный вариант шрифта на рассмотрение совета института. Совет института счёл шрифт неудобным для зрячих преподавателей, и только в 1837 году по настоянию слепых и слабовидящих людей совет института снова вернулся к рассмотрению шрифта.

Брайль был талантливым музыкантом, преподавал музыку незрячим и слабовидящим людям, на основе принципов, положенных в основу его шрифта, разработал шрифт для записи нот (нотопись).

  1. Игра «Имитация»

(Время на первую игру с инструкцией и обсуждением – 5-7 минут, следующая «имитация» может проводиться и 3-4 минуты).

Цель упражнения: дать возможность детям прочувствовать на себе трудности, с которыми сталкивается слепой человек.

Рекомендуется провести 2–3 раза. Если проводить имитацию 1 раз, то надо подробно её обсудить, сделать выводы. Следите за безопасностью в классе.

Ученику-добровольцу завязывают глаза и дают задание, которое он должен выполнить. Например, найти предмет, игрушку, которую спрятал ведущий, или написать на доске имя, нарисовать рисунок.

Пример игры

Ведущий: «Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Имитация».

Кто из вас хотел бы попробовать поучаствовать в этой игре?»

Выбираются добровольцы.

«Невидящий»

Из добровольцев выбирается участник и помощник.

Участнику объясняется задание: «Сейчас мы завяжем тебе глаза, и ты с

завязанными глазами выполнишь следующее задание – от двери класса подойти до стола учителя, не сбив ни одной кегли (добавляются кегли), потом пройти с белой тростью». Следующее задание: определить с завязанными глазами, на каком из листов написана буква (один лист с буквой, один пустой, третий шрифтом Брайля), третье задание – позвонить по телефону маме с завязанными глазами (время, за которое это делют дети с завязанными глазами и с открытыми).

Инструкции помощнику: «Твоя задача – оберегать твоего товарища от падений и от столкновений с окружающими предметами».

Вопрос: «Всё ли понятно?»

Затем участнику завязываются глаза, и он выполняет задание.

Помощник помогает участнику по его просьбе и опекает его.

По окончании процесса участник находится в состоянии стресса (иногда аффекта), необходимо его «вернуть» в аудиторию, задавая вопросы: «Всё нормально? Ты с нами?»

Вопросы после игры к участнику:

– Что ты чувствовал?

– Что ты делал?

– Трудно ли было? Если трудно, то когда?

к помощнику:

– Хотелось ли тебе помочь? Если хотелось, то когда?

ко всей группе:

– Что вы видели?

– Где ему было трудно?

– Когда ему было трудно?

– С какими ещё трудностями, по вашему мнению, встречаются плоховидящие или совсем невидящие люди?

Дополнительный вопрос по этике: Как помогали человеку с завязанными глазами?

А каким способом ещё можно помочь незрячему человеку сориентироваться в пространстве? Варианты ответов: проговаривать обстановку вслух, взять за руку. Также важно, чтобы вокруг было тихо – другие ребята не кричали, поскольку дополнительный шум только мешает сориентироваться в пространстве.

  1. Пробуем изобразить букву с помощью шрифта Брайля (каждому раздается листочек с шестью кружками, расположенными в два столбца и три ряда (см. приложение)), дети делают от 2 до 5 проколов с помощью ручки, переворачивают листочек выпуклой стороной и с закрытыми глазами ощупывают. Сообщается, что они написали одну букву, какую именно они могут определить, взглянув на алфавит шрифтом Брайля.

  2. Притча.

МАЛЬЧИК ДЕРЖАЛ В РУКАХ ТАБЛИЧКУ СО СЛОВАМИ: «Я СЛЕПОЙ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОМОГИТЕ!

Хотя мальчуган просидел уже достаточно долго, в шляпе лежало всего несколько монет. В этот момент мимо проходил мужчина. Он достал из кармана деньги и бросил их в шляпу. Затем он сделал нечто неожиданное…

Мужчина взял табличку, перевернул её, что-то написал и вернул табличку мальчику. Вскоре шляпа начала наполняться деньгами. Все больше людей бросали деньги в шляпу. Вечером мужчина вернулся узнать, как дела.

Мальчик узнал голос и спросил: «Это вы поменяли мне надпись на табличке? Что вы написали?» «То же самое, только по-другому», — ответил мужчина.

Как вы думаете, что написал мужчина? Продолжите надпись на бланке, который я вам раздам. Поменяйтесь листочками с соседом по парте. А сейчас я вам скажу, что же написал мужчина, а вы оцените насколько вы были близки к данной надписи.

Надпись на табличке гласила: «Сегодня прекрасный день, но я его не могу увидеть». Обсуждение.

Оба воззвания говорили, что мальчик слепой. Но первая табличка только констатировала факт, а вторая — напоминала людям о том, какие они счастливые, ведь они могут видеть красоту дня.


Давайте подумаем как каждый из нас может помочь слепому человеку. Что бы вы пожелали слепому человеку, если бы он вошел в наш кабинет.

Рефлексия (поднимите руку высоко те, кому классный час понравился, невысоко - если не очень понравился, оставьте руки на парте, кому не понравился. Что больше всего запомнилось на классном часе?

Прощание.



Приложение
































Я слепой. Помогите мне, пожалуйста






Я слепой. Помогите мне, пожалуйста

Я слепой. Помогите мне, пожалуйста

Я слепой. Помогите мне, пожалуйста

Я слепой. Помогите мне, пожалуйста

Я слепой. Помогите мне, пожалуйста





Я слепой. Помогите мне, пожалуйста

Я слепой. Помогите мне, пожалуйста

Я слепой. Помогите мне, пожалуйста

Я слепой. Помогите мне, пожалуйста



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!