«Развивающие функции художественной литературы»
Наступила новая эра – эра электронной культуры. На ее пороге важны и благодарная память о книге, и творческий поиск возможностей укрепления ее будущего. Потому что, перестав читать, человек незаметно для себя может престать быть Человеком с большой буквы или же вовсе не сформироваться.
С самого раннего детства мы – взрослые вводим ребенка в удивительный мир книги, начиная с рассматривания красочных иллюстраций, а затем и к самому прочтению произведения. Дети очень любят слушать то, что им читают взрослые – народные сказки, рассказы, стихи… нередко требуют перечитывать полюбившиеся им тексты. Лишь позже, несколько раз прочитав ее вместе с взрослым, ребенок, чинно переворачивая каждую страницу, будет «читать» ее, проговаривая знакомый текст. В этом ему помогают красочные картинки, напоминающие развитие сюжета.
В своей практике вы не раз сталкивались с тем, что многие дети вместо игрушек приносят в д/с книжки из своей домашней библиотечки. Насколько удивительны они! Это и различные детские познавательные энциклопедии, написанные в доступной для малышей форме, и любимые сказки, и исторические книги про рыцарей, и про любимых мальчишками динозавров и т.д. и воспитатель старается это не оставить без внимания. Ведь ребенок ждет того момента, когда воспитатель вместе с детьми, усевшись в укромном уголке, начнет рассматривать и читать его книгу. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него воспитательное воздействие.
В.Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело: им решается участь человека».
Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.
Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей.
Функции художественной литературы в развитии детей столь широки и неотделимы друг от друга, что лишь условно их можно разделить на познавательно-нравственную и эстетическую.
К познавательно-нравственной функции можно отнести:
Развитие и активизацию воображения, образного мышления (использование на занятиях условных заместителей-символических обозначений персонажей сказок), кроме того, ребенок может включаться в совместную со взрослым литературно-художественную деятельность. Например, игра в историю с продолжением. Читаем начало сказки и просим придумать ей окончание, только чтобы у каждого было свое…;
Расширение представлений о мире. (Примером может служить произведение Б.Житкова «Что я видел», рассказывающее о мальчике Алеше, который путешествовал в Москву и на Украину). Это произведение является своеобразной энциклопедией для детей;
Освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах. (Примером могут служить произведения С.Михалкова, В.Маяковского, К.Чуковского и мн. других авторов);
Формирование эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности, природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений (С.Маршак «Вчера и сегодня»);
К эстетической функции относится приобщение к словесному искусству как таковому в его различных формах:
Выделение в художественных произведениях средств художественной выразительности – эпитетов и сравнений – и активное их применение детьми при пересказе сказок, описании предметов, игрушек, ответах на вопросы, сочинении историй;
Эмоционально выразительное чтение и рассказывание. С одной стороны, это заучивание и чтение отдельных стихотворений, с другой – участие в драматизации с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности;
Воспитание культуры чувств и переживаний (ребенок живет жизнью героев, сам как бы становится участником предаваемых событий, волнуется, переживает, радуется, грустит, сочувствует добру, осуждает зло.)
Реализация этих развивающих функций осуществляется за счет смысловой наполненности и структуры художественных текстов.
По словам известного литературоведа Ю.М. Лотмана, художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», т.е. содержат столько сведений о мире, сколько же может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. Отсюда художественные тексты – при правильном их подборе – могут охватить если не все, то большую часть образовательных тематических содержаний, которые необходимо освоить детям.
Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель выступает проводником детей в миры, создаваемые книгой, а как партнер вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, сопереживает персонажам в происходящих с ними событиях.
Персонажи больших художественных произведений для детей- обычно удивительные экспериментаторы, исследователи,
путешественники. Поэтому события, происходящие с ними в том мире, в котором они живут, могут послужить мотивом, отправным моментом для интересной деятельности взрослого с детьми.
Например:
(Можно провести эксперимент).
Художественные тексты предоставляют много поводов и для интересной продуктивной деятельности. Взять хотя бы сказку «Красная Шапочка» и предложить детям помочь волку исправиться – стать добрым. (Научить волка вежливым словам).
Финал сказки: волк и Красная шапочка подружились. Можно придумывать и мастерить из картона, цветной бумаги и др. материалов атрибуты персонажей, чтобы потом поиграть, поставить спектакль по мотивам прочитанной книги. Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.
Разумеется, чтобы подбирать художественные произведения для чтения и использовать их как смысловой фон для других видов деятельности, воспитатель сам должен хорошо ориентироваться в текстах, по крайней мере, прочитывать их заранее и определять, какие из них придутся по душе детям его группы.
Важно, чтобы чтение не стало принудительным занятием: Книга должна развивать ребенка, но и одновременно – доставлять удовольствие.
В связи с этим представляется целесообразным определить некоторые общие методические требования:
Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы;
Время для чтения должно быть определено в распорядке дня;
Чтение должно проходить в непринужденной обстановке (дети располагаются вблизи взрослого как им удобно); каждый ребенок добровольно присоединяется к читающему, это не вменяется ему в обязанность. Не желающие в данный момент слушать чтение обязательно соблюдают правило: заниматься своими делами тихо, не мешая остальным;
Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания (проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и т.п.), монотонное, механическое (отчужденное) чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу;
Воспитатель сам подбирает подходящие для детей его группы художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие литературные формы для длительного (продолжающегося) чтения – малые литературные формы для непродолжительного; целесообразно также чередовать стихотворные и прозаические произведения. В зависимости от интереса и пожеланий детей можно возвращаться к ранее прочитанным текстам;
При подборе и планировании последовательности чтения художественных текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (праздники, памятные даты), тематическими циклами, намеченными для познавательно-исследовательской деятельности, и направленностью актуальных интересов детей группы. Список подобранных текстов постоянно корректируется педагогом, с учетом появляющихся у детей вопросов, возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой;
В каждой группе всегда должно быть несколько сборников художественных текстов из рекомендательного списка (стихи, фольклорные и авторские сказки, рассказы детских писателей), из которых воспитатель, реагируя на актуальную ситуацию, может в любой момент выбрать подходящее произведение. Хрестоматия не должна быть единственным или основным источником художественных текстов.