МБДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида города Бокситогорска»
Развивающие игры на тему «МЕБЕЛЬ»
в старшей группе подтема: «Части мебели»
педагог-психолог
Колесникова Елена Николаевна
2024 г.
Развивающие игры на тему «МЕБЕЛЬ»
«Один – много»
один стул - много стульев ,
один диван - много диванов,
один шкаф - много шкафов,
одна горка - много горок,
один буфет - много буфетов.. и т.д.
Назвать детали мебели:
У СТУЛА - спинка, сиденье, ножки; У КРОВАТИ – спинки, ножки, матрас; У КРЕСЛА - спинка, сиденье, ножки, подлокотники; У СТОЛА – столешница, ножки; У Шкафа – ножки, дверки, стенки, ручки. Уметь их показать.
3 . Поиграть с детьми в дидактические игры:
.«Какой – какая?». Предложить ребёнку дать сначала краткий, а затем полный ответ:
- Дом из брёвен. Какой? (Бревенчатый)
- Труба из кирпича. Какая? (Кирпичная)
- Дом из кирпича. Какой? (Кирпичный)
- Крыша из железа. Какая? (Железная)
- Крыша из бетона. Какая? (Бетонная)
- Дом из камня. Какой? (Каменный)
- Окна из стекла. Какие? (Стеклянные)
«Что такое?»:
- стол, за которым пишут – письменный; стол, за которым обедают – обеденный; стол, на котором готовят – кухонный;
- полка для обуви – обувная; шкаф для книг – книжный;
- шкаф для одежды - платяной шкаф.
4. Развиваем фонематический слух и речеслуховую память.
Дети повторяют фразы за взрослым:
- ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – накрываем мы столы.
- НЫ-НЫ-НЫ – стоит кресло у стены.
- ОТ-ОТ-ОТ - под столом играет кот.
- СУ-СУ-СУ – книгу в шкаф я отнесу.
- ШУ-ШУ-ШУ – стульчик дали малышу.
- ЗА-ЗА-ЗА – ляг в кровать, закрой глаза.
- ЖУ-ЖУ-ЖУ – на диване я лежу.
- ЛА-ЛА-ЛА – стул поставлен у стола.
5. Посмотри на картинку и скажи что перепутал художник;
6. Ответьте на вопросы:
Где хранят одежду? (ОДЕЖДУ хранят в шкафу)
Где люди обедают? (Люди обедают за столом)
На чем ты сидишь? (Я сижу на стуле)
В чем можно сидеть? (можно сидеть в кресле)
Где хранят книги? (Книги хранят в книжном шкафу) При этом следите, чтобы ребенок не опускал предлоги.
Диван, кровать, шкаф, стол, стул… - что это?
Кто делает мебель? Где делают мебель? Для кого и чего нужна мебель? Где она стоит?
7. «Что где стоит?»:
Кухонная мебель: стол, стулья, мойка, гарнитур, ящики, шкафы.
Мебель для гостиной: кресла, диван, кресла, гарнитур, стол, стулья.
Мебель для спальни: кровать, шкаф, зеркало, тумбочки.
8 . По аналогии составить рассказ об одном из предметов.
Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две прямоугольные дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полка и вешалка. В него вешают одежду и кладут бельё.
Придумать загадку – описание о мебели.
Например. У него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? (СТУЛ)
9. Собери пазлы:
10. «Из чего какой?»Стол из дерева (какой?)…………….
Стол из пластмассы (какой?)……….
Шкаф из фанеры (Какай?)………….
Кровать из дуба (какой?)…………….
Комод из березы (какой?)……………….
У шкафа дверцы из стекла (какие?)…………
11.Подбери признаки (не менее трех признаков):
стол (какой?) –… кровать (какая?) — … кресло (какое?) — …
12. Назови ласково: (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)
Стол - столик
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
13. Рассказать, какая мебель есть на кухне, в спальне, в гостиной.
(Составить описательный рассказ о каком-нибудь виде мебели по выбору.)
Пример: Это диван. Он стоит в гостиной. Он мягкий, красивый, удобный. У него деревянные полированные ручки и ножки. На диване можно сидеть, лежать.
14. Есть – нет (родительный падеж):
стена – нет стены окно — … крыша — … шкаф – … кресло — … диван — …
15. Образуй признаки (от предметов):
шкаф сделан из дерева, значит он какой? – деревянный
стол из пластмассы — … стул из металла — … кресло из кожи — …
16. Грамматический строй
«Один - много» (употребление существительных в единственном и множ. числе)
Стол - столы
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
17 . «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Один стол, два стола, пять столов
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
18. «Для чего это нужно?» (употребление сложных предложений с союзом «для того, чтобы»)
Для чего нужен стул?
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
19 . «Из чего сделана мебель?» (образование относительных прилагательных)
Мебель из кожи – кожаная Мебель из дерева - ...
Мебель из пластмассы - ... Мебель сплетена - ...
Мебель из пластика - ... Мебель из металла.
20. Связная речь
Составление рассказа - описания «Опиши свою комнату (гостиную, спальню, кухню)» Использовать предлоги: в, под, на, над, около, за; наречия: справа, слева, посередине и т.д.
21. Раздели на слоги слова: Комод, диван, кровать, стол, табурет. Составь в тетради схемы слов: КОМОД, ДИВАН, ШКАФ.
22. Расскажи, из какого материала делают мебель. Как называется профессия человека, который изготавливает мебель. Перечисли инструменты , которые нужны ему для работы.
23. Вставить предлоги:
• Костя поставил тарелку ___ стол. • Маша взяла шарф _____ шкафа.
• Картина висит ____ столом. • Мяч закатился _____ диван.
• Вася достал мяч _______ дивана. • Бабушка сидит _____ кресле.
24. Прослушай внимательно, повтори по памяти: СТОЛ, СТУЛ, ДИВАН, ПОЛКА.
• Назови эти предметы одним словом. (Мебель)
• Определи количество слогов в этих словах.
• Вспомни, какую мебель ты еще знаешь.
• Расскажи, кто делает мебель. (Столяр).
• Из каких материалов ее можно изготовить. (Из дерева, металла, железа, пластмассы, кожи)