СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развивающие упражнения и задания для становления навыка литературного чтения как необходимого условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников и успешного обучения в основной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевые слова: познавательные УУД: общеучебные, логические действия, постановка и решение проблемы; развивающие упражнения и задания; навык чтения; четыре качества навыка чтения: правильность – чтение без ошибок и искажений; беглость – скорость чтения, измеряющаяся количеством слов, прочитанных за минуту; сознательность (осознанность) – понимание фактического содержания, прочитанного; выразительность – интонирование предложения в соответствии со знаками препинания; способ чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами, синтагмами, предложениями).Ключевые слова: познавательные УУД: общеучебные, логические действия, постановка и решение проблемы; развивающие упражнения и задания; навык чтения; четыре качества навыка чтения: правильность – чтение без ошибок и искажений; беглость – скорость чтения, измеряющаяся количеством слов, прочитанных за минуту; сознательность (осознанность) – понимание фактического содержания, прочитанного; выразительность – интонирование предложения в соответствии со знаками препинания; способ чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами, синтагмами, предложениями).

Просмотр содержимого документа
««Развивающие упражнения и задания для становления навыка литературного чтения как необходимого условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников и успешного обучения в основной школе»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 12»




Окружная конференция

«Инновации в образовании: теория и практика»







«Развивающие упражнения и задания для становления навыка литературного чтения как необходимого условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников и успешного обучения в основной школе»



Форма проведения дела: сборник практических заданий и упражнений



Адресат: учителя начальных классов, обучающиеся 1-4 классов, родители



Автор составитель: Коржуева Татьяна Александровна,

учитель начальных классов МБОУ «СШ № 12»,

высшей квалификационной категории














город Нижневартовск, 2019 г.


Оглавление


Пояснительная записка……………………………………………………… стр. 3


I. Развивающие упражнения и задания для становления навыка литературного чтения как необходимого условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников и успешного обучения в основной школе»:

1.1. Аналитический этап …………………………………………………….. стр. 7

1.2. Ступень синтетического чтения ………………………………………. стр. 22

1.3. Этап автоматизации…………………………………………………….. стр. 28

II. Заключение …………………………………..……………………………. стр. 33

Список литературы…………………………………..…………………… стр. 34

Приложения……………………………………………….....…………….. стр. 35


































Аннотация. Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии ребенка, в методическом пособии предлагается комплекс упражнений и заданий, повышающий качество обучения чтению. Методическая разработка позволяет расширить знания и сформировать практические навыки педагогов о видах чтения и специальных упражнениях, способствующих совершенствованию чтения младших школьников. Работая сначала с простыми упражнениями на уровне звука и буквы, постепенно доходя до словесного рисования, составления киносценария, драматизации, творческих пересказов, анализа произведений, учитель сможет сформировать у детей все читательские и речевые умения в их взаимосвязи. Это поможет обучающимся осознать роль слова в жизни человека. Применение, описанного в методической разработке опыта по использованию развивающих упражнений и заданий, будет способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий как залога успеха активной познавательной деятельности обучающихся, их творческой активности и интеллектуального роста. Конечным результатом работы учителя станет развитие читательского навыка и интереса к чтению у обучающихся, успешное освоение ими образовательных программ начального общего образования и последующего обучения в основной и старшей школе.


Ключевые слова: познавательные УУД: общеучебные, логические действия, постановка и решение проблемы; развивающие упражнения и задания; навык чтения; четыре качества навыка чтения: правильность – чтение без ошибок и искажений; беглость – скорость чтения, измеряющаяся количеством слов, прочитанных за минуту; сознательность (осознанность) – понимание фактического содержания, прочитанного; выразительность – интонирование предложения в соответствии со знаками препинания; способ чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами, синтагмами, предложениями).






















«Есть много способов,

чтобы расширить мир вашего ребенка.

 Любовь к книгам – лучший из всех». 

Жаклин Кеннеди


Пояснительная записка


Потеря интереса к чтению – одна из актуальных проблем современного общества. Сегодня книге трудно выдержать конкуренцию с видео, компьютерными играми, Интернетом.

Для педагогов остро стоят проблемы изучения современного ученика-читателя, живущего в информационном обществе, поиска путей развития личности средствами чтения, стимулирования культурного поля ребёнка.

Читать книги всегда считалось хорошим тоном, признаком интеллигентности, образованности.

Новизна методической разработки заключается в расширении знаний и практических навыков педагогов о видах чтения и специальных упражнениях, способствующих совершенствованию чтения младших школьников на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Что является базой, фундаментом всего последующего обучения на следующих ступенях образования. В первую очередь, это касается сформированности познавательных универсальных учебных действий, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной и старшей школе.

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования [10] познавательные УУД включают в себя: общеучебные, логические действия, постановку и решение проблемы.

Общеучебные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных УУД составляют знаково-символические действия:

  • моделирование;

  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические УУД:

  • анализ;

  • синтез;

  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Овладение основными познавательными УУД происходит в начальной школе в большей степени на уроках литературного чтения.

Усвоение познавательных УУД даёт возможность обучающимся быть успешными по всем предметам, осуществлять наиболее эффективно все виды деятельности, входящие в учебный процесс.

Основополагающим в развитии общеучебных УУД занимает навык чтения.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом». В начальной школе на плечи учителя ложится огромная ответственность за формирование ученика как читателя. Успешность обучения по всем предметам (не только в начальной школе) определяется качеством читательских навыков школьника. Качество читательского навыка это и надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

В методике литературного чтения отечественный психолог Т.Г. Егоров [4] выделяется четыре качества навыка чтения:

- правильность – чтение без ошибок и искажений;

- беглость – скорость чтения, измеряющаяся количеством слов, прочитанных за минуту;

- сознательность (осознанность) – понимание фактического содержания, прочитанного;

- выразительность – интонирование предложения в соответствии со знаками препинания;

- способ чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами, синтагмами, предложениями).

Необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения у обучающихся от класса к классу. Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы.

Егоров Т.Г., исследуя структуру и психологическое содержание навыков чтения, выделил основные этапы при формировании этих навыков:

1. Аналитический этап

1.1. Овладение звуко-буквенными обозначениями

На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка зрительной и слуховой памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.


1.2. Послоговое чтение

На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления). Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развития психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.

2. Ступень синтетического чтения

Это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения).

Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а также сформированности у ребенка расширенного поля зрения, координации движения глаз, произвольности внимания.

3. Этап автоматизации

Это чтение для читателя становиться средством постижения смысла. Текст читается про себя, эмоциональные реакции выражаются при молчаливом чтении. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.

Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие.

Высокую степень развития внимания, памяти, мышления, речи стимулирует навык чтения.

Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии ребенка, в методическом пособии предлагается комплекс упражнений и заданий, повышающий качество обучения чтению.

Упражнения, предлагаемые в пособии, сгруппированы в порядке этапов процесса становления навыка чтения, которые требуют не дрессуры, а развития познавательных УУД обучающихся.

Первый этап упражнений учитель может планировать в начале урока обучения грамоте или литературного чтения перед непосредственным чтением учащихся, проверкой домашнего задания в 1 и 2 классе.

Второй этап упражнений также можно проводить в начале урока и при знакомстве произведением, его анализе в 1, 2, 3 классах.

Третий этап упражнений подходит для обучающихся 3 и 4 классов. Разнообразные виды чтения, задания для учащихся могут быть использованы в процессе ознакомления учащихся с новым текстом, при его анализе или в конце урока для проверки степени сформированности навыка чтения детей.

Эти упражнения могут быть использованы для организации работы всего класса, а также для индивидуальной, парной и групповой форм работы.











Приложение 6.


Чтение по системе Федоренко, Пальченко


1. Многократное чтение.

При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Проводится это так. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать, а лучше поупражнять на этом кусочке текста артикуляционный аппарат. А это уже второе упражнение.

2. Чтение в темпе скороговорки. Здесь следует сказать, что каждый урок начинается с чтения скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное –быстрое чтение скороговорки. При чтении предложений в темпе скороговорки не следует уделять внимания выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем начинается третье упражнение.

3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Детям объясняем так: «Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Ребята прочитывают текст до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.












Приложение 7.


Восстановить потерянные слова


Прочитайте рассказ, в котором потерялись некоторые слова. Попробуйте их восстановить.

1. Тишина царит в дремучем ________ . Чёрные _______ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдёт ________ .

2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым ________ . Гладким ________ оделась река. Ребята построили высокую ________ . Быстро мчатся _______ санки . Резкий ________ бьёт детям в лицо. Мороз щиплет _______ . _______ не боятся мороза. Весельем горят их ______.

3. Стоит жаркая погода: небо ________, солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в ________ . Они слушают там пение маленьких ________ . Дети собирают _______ .

Вдруг небо становится тёмным, оно покрывается большими _________ . Маленькие дети торопятся вернуться _________ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ________ . Дети испугались ________ грома. Они постучались в один _______, чтобы укрыться там от сильного ________, так как у них нет с собой ________ и их одеж

да совсем ________ .





















10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!