Иловайская общеобразовательная школа № 14
Донецкой Народной республики
Развивающий тренинг
«Путешествие в страну Смекалки»
для учеников 5-9 классов
Подготовила:
Литвинова М.В. педагог- психолог
2017-2018 учебный год
Цель: развитие творческих способностей учащихся; расширение кругозора; пополнение словарного запаса; ознакомление с приемами релаксации.
Оборудование: правила тренинга на доску, пословицы на доске, листы с заданиями для учащихся, ватман с нарисованной картой путешествия и нарисованной корзиной, фрукты и овощи, вырезанные из цветной бумаги, задания для каждого участника, рекомендации для каждого ребенка.
Ход работы
1. Приветствие. Сообщение темы, цели тренинга. Согласование правил тренинга.
2. Слово психолога.
« Нам предстоит сегодня провести вместе некоторое время. Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет никого и ничего, кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Что-то делать с собой здесь мы можем только с помощью друг друга, через наше общение. Чтобы наше общение было эффективным, оно должно подчиняться некоторым правилам:
- «Здесь и теперь». Главное, не то, что происходило «там и тогда», а то, что происходит «здесь и теперь». Главное для нас, что человек видит, чувствует «здесь и теперь» по отношению к себе, к другим. Групповой опыт, обретенный через «здесь и теперь», все, что происходит с группой в целом и с каждым из нас, является большой ценностью такого общения.
- Принцип эмоциональной открытости. Мы должны быть друг с другом откровенны и открыты. Это не означает, что каждый обязан выкладывать все свои тайны. Важно только одно: если участник чувствует, думает, переживает «здесь и теперь», то ему надо об этом сказать, выразить свои чувства так, чтобы они стали достоянием группы. А если человек по каким-то причинам не хочет говорить о том, что с ним происходит, то вступают в силу правила «Свободы выбора» и «Стоп». Можно сказать: «Я сейчас не хочу об этом говорить. Стоп».
- Правило Я - высказываний. Это означает, что нужно говорить от своего имени и приблизительно в такой форме: «Я чувствую. Мне кажется, я думаю…», а не от авторитетного лица или с точки зрения каких-то норм и законов. Нужно избегать высказываний типа: «Мы все чувствуем…» или «Существует мнение…».
- Правило уважения говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, все его должны внимательно слушать, давая человеку возможность высказать то, что он хочет. Мы не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы.
- Правило конфиденциальности. Нельзя рассказывать о том, что делают и что происходит в группе, посторонним людям. О себе, о своем опыте, словах, переживаниях – пожалуйста».
Каждый ребенок по-своему неповторим. Он приходит в этот мир, чтобы творить свою жизнь, найти себя: кто-то способен к музыке, изобразительному искусству, художественному труду, кто-то в математике, кто-то пишет стихи, рассказы. Сегодня мы совершим интересное путешествие в страны Сообразительности. Мы будем путешествовать через поле творческого мышления, джунгли внимания, пустыню мир воображения, море релаксации, остров памяти, к пику одаренности. На каждой местности вам будет предложено задание, которое награждается овощем или фруктом. Ваша задача наполнить корзину.
3. Упражнение на знакомство участников. Каждый из участников называет свое имя и на первую букву имени называет качество характера, название города.
4. «Поле творческого мышления». Головоломки.
«Командировочный»
Однажды молодой человек отправился командировку. Остановился он в отеле. В номере он жил один. Уставший после тяжелого дня, он поужинал и лег спать. Среди ночи он внезапно включает свет, встает с постели, ищет телефонную книгу и, найдя в ней какой-то номер, набирает его. Но дождавшись, когда на другом конце провода поднимут трубку, он сразу кладёт свою и, довольный, ложится спать.
Кому звонил этот человек? Почему?
«Человек и толпа»
Ненастный осенний день. Идет небольшой дождь. Возле ворот стоит человек. Навстречу к нему бежит толпа людей. Вдруг человек падает.
Вопросы
• Что за толпа людей бежала навстречу?
• Почему он упал?
Задание «4 картинки – одно слово» https://yadi.sk/i/Fhjh_91C3NoMsH
Подбор омонимов.
Омонимы – это слова, одинаковые по написанию, но разные по значению.
Ледяная площадка для катания на коньках | Каток | Дорожно-строительная машина |
Утренние физические упражнения | Зарядка | Заполнение энергией аккумулятора |
Луна | Месяц | 1/12 часть года |
Вид ткани | Атлас | Набор карт |
Инструмент для скашивание трави | Коса | Плетеная прядь волос |
Холодна оружие | Шашка | Фишка для игры в шашки |
Изолированное помещение, камера | Бокс | Вид спорта |
Личинка бабочки | Гусеница | Двигательная часть трактора |
Насекомое | Бабочка | Галстук |
Оружие, спортивный снаряд | Лук | Растение, овощ |
«Джунгли внимания» Ученикам предлагается задания.

«Пустыня воображения». Ученикам предлагается задания дорисовать рисунок.

«Море релаксации»
Релаксация
Закройте глаза. Сядьте удобно, положите руки на колени ладонями вверх. Представьте себе берег моря. Сделайте глубокий выдох (пауза), медленный вдох. Шумит морская волна. Она успокаивает вас. Вы сидите на берегу моря у воды. Ноги касаются морской пены. Медленно делаете вдох и выдох. Чувствуете приятную прохладу морской воды.
С каждым вдохом вода медленно входит в вас через ступни ног, поднимается вверх по телу до талии, как прилив. А с каждым выдохом - возвращается сверху вниз, как отлив. И снова: прилив - отлив, прилив - отлив, прилив - отлив... Вашему телу приятно, спокойно. Вода омывает и очищает каждую клеточку вашего тела и извне, и изнутри. Вы - берег моря, вы растворились в песке, и вас омывает вода... Вдох - прилив, выдох - отлив. Вы слились с природой. Вам хорошо и приятно. Раскройте глаза.
4. «Остров Памяти».
Работа с ассоциативными картами. Ученикам демонстрируют 10 карт, рисунки которых нужно запомнить. Затем психолог вместе с учениками рассматривают способы быстрого и качественного запоминания информации.
5. Выводы урока. Рефлексия. Рекомендации учащимся по развитию познавательных процессов. https://yadi.sk/i/NX4BdL3t3NoN38
Слово психолога. Вот мы с вами подобрались к пику одаренности, на нашем занятии сегодня мы развивали логическое мышление, внимание, память, воображение, но надо постоянно двигаться вперед и продолжать развивать свою творческую индивидуальность. Следовательно, в современном мире престижно быть интеллектуально развитым, эрудированным.
Какие задания вам показались легкими, а какие трудными?
Что мешало вам мыслить свободно и нестандартно?
Что нового вы взяли для себя из нашего занятия?