
Сейчас в продаже множество разнообразных развивающих игрушек. Они привлекают родителей малышей своей яркостью, новизной, оригинальностью. У мамы непременно появится желание обязательно приобрести такую, потому, что: «У моего сыночка/дочки должно быть все самое лучшее, новое и интересное». Однако, стоимость таких игрушек может быть вовсе не игрушечная. Поэтому, гораздо проще, да и интереснее будет сделать развивающие игрушки своими руками из материала, который в избытке можно найти в каждом доме. Да и пользы от таких игрушек будет больше, потому, что вы приложите к ним свои руки, а значит любовь и заботу о своем чаде.
Практические рекомендации.
Пластмассовая банка из-под майонеза, какао или сока, коробка из-под обуви в которой надо сделать прорези замечательно подойдет для сортировки фасоли, бусин, пуговиц, др. мелких предметов.
Баночки от лекарств можно заполнить различной крупой, чтобы учить малыша слушать и различать различные звуки. Такие же баночки можно наполнить пахучими веществами, чтобы развивать обоняние, или сделать коробочки разного веса для развития барических ощущений.
Чтобы научить ребенка узнавать предметы на ощупь сшейте «волшебный мешочек». Мешочек должен быть ярким, из цветной ткани. Складывайте туда различные предметы и игрушки, а малыш будет опускать внутрь руку и угадывать, что он «поймал».
Из прочной ткани можно сшить мешочки, наполнить крупной крупой типа гороха, фасоли, ощупывая которые ребенок будет развивать тактильную чувствительность.
Возьмите пустую жестяную банку из-под печенья, и бросайте с малышом в нее разные мелкие предметы. Это поможет ему научиться слушать и различать звуки. Для этой же цели, можно использовать емкости из разного материала (стеклянные, деревянные, металлические, пластиковые). Если по ним постучать, то можно будет услышать совершенно разные звуки.
В интернете много аудиозаписей звуков окружающей среды. Это могут быть голоса животных, звуки льющейся воды, леса, шумы бытовых приборов, машин. Включайте их и слушайте. Ребенок будет слушать, различать и запоминать звуки.
Сейчас все родители часто фотографируют своего малыша. На этих фото дети стоят, сидят, кушают, бегают. Рассматривая фотографии и называя действия, которые совершает ребенок, вы будете способствовать расширению глагольного словаря.
Соберите в красивую коробочку бусины (из разного материала, цвета, формы), разнообразные колечки, катушки и т.п. При нанизывании на леску ваш малыш будет развивать мелкую моторику рук и глазомер, а также упражняться в различении цвета, формы, материала.
Из кусочков всевозможных тканей можно сшить коврик, или обклеить ими кубики. Такая игра развивает тактильную чувствительность.
Можно также использовать и различный материал (мех, фольгу, наждачную бумагу, фланель). Можно вырезать из «шершавого» материала геометрические фигуры, наклеить их на картон. Ребенок запомнит такие фигуры, опираясь на тактильную память.
Очень занимательная игра - «Пальчиковый бассейн». Возьмите пластиковую коробку из-под торта или любую пластиковую миску, насыпьте в нее крупу (горох, фасоль). Перебирая крупу, ребенок развивает мелкую моторику рук. Можно прятать в ней игрушки из «киндерсюриприза». Ребенок будет их искать и узнавать на ощупь.
Еще одна «детская» крупа – манка. Насыпьте ее на пластиковый поднос и начинайте рисовать – прямые линии, волны, домик, солнышко, точки, листочки…
У каждой мамы найдутся различные коробочки, контейнеры, шкатулочки, баночки из-под крема. Малышу наверняка понравится вкладывать их друг в друга, открывать и закрывать крышки, прятать внутрь мелкие предметы, а потом их доставать.
«Тактильные коврики». На кусок плотной ткани нашейте пластмассовые колечки, пуговицы разного размера, кусочки меха, мочалку, губку.
Такой коврик можно трогать и перебирать не только ручками, но и ходить по нему ножками, что также важно для развития тактильной чувтвительности и накопления сенсорного опыта.
Прищепки и бельевой шпагат. Ребенок будет развивать подвижность и силу пальцев, надевая и снимая прищепки с веревки, что поможет ему в дальнейшем успешнее овладеть навыком письма. Можно вырезать из плотного картона контуры животных, овощей, фруктов, прикрепляя прищепки к которым ребенок получит законченный предмет. Это очень увлекательно!
Ковролин с гладким ворсом и картинки с липучкой (можно использовать фланель, натянутую на картон и картинки с «бархатной» бумагой). Детям очень нравятся волшебные картинки, которые не падают с такого коврика. Они запоминают названия фруктов, животных, одежды, игрушек, а также учатся сортировать их по группам.
Домик для малыша. Его можно сделать из большой коробки из-под бытовой техники. Он может там спрятаться сам, а может «поселить» свою любимую игрушку.
Учитель-дефектолог ЦПМПК
Кожевникова Р.Н.
август 2017г.
![]()