Развлечение для детей разновозрастной группы
"В ГОСТИ КОЛЯДА ПРИШЛА – ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК ПРИНЕСЛА"
Цели:
- Рассказать детям о цикле новогодне-рождественских вечеров (святках);
- Познакомить с колядой, подблюдной песней, русской народной игрой «Перелизы»;
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Ход развлечения:
Ведущий:
Ребята, как вы думаете, какие праздники ждут нас в январе? Много лет назад на Руси отмечали в это время три праздника: Рождество, Новый год и Крещение. Все эти праздники проходят в течение двух недель, и эти недели называют Святками.
На Святки хозяйки в каждом доме пекли из теста фигурки, изображавшие маленьких коров, быков, овец и других домашних животных. Такие фигурки ставили на столы, на окна, посылали в подарок родным. Считалось, что это приносит в дом счастье и благополучие. Святки праздновались очень весело: ребята надевали маски, изображающие разных животных. Они наряжались, рядились. И называли их ряжеными. Ряженые ходили из дома в дом и пели колядные песни хозяевам, колядовали. Колядование и ряженье – это святочные обычаи. Колядные песни, или просто колядки, - это пожелание всего хорошего хозяевам. А хозяева одаривали ряженых пряниками, пирогами, сластями, мелкими деньгами. Вот и мы сейчас нарядимся и споём колядку.
Дети надевают маски и шапочки животных. В руки берут русские народные
музыкальные инструменты и поют колядку.
Коляда, коляда!
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дети идут по залу, стучат в домик.
Хозяйка:
Кто там?
Коляда:
Это мы, колядовщики. Позвольте в дом войти, позвольте песенку спеть.
Дома ль ваш хозяин?
Чтоб рожь родилась,
Да на гумно свалилась!
Дома ль хозяйка?
Чтоб в печке галушки
Пироги да ватрушки!
И подай вам Бог полтораста
коров,
Девяносто быков.
Ты, хозяин, полезай в сундучок,
Доставай пятачок,
Вам на потешку, нам
на прянички да орешки!
Хозяйка (открывает окошко):
Ах вы, хитрые ребятки. Отгадайте-ка загадки.
Загадывает загадки.
-Голодна – мычит. Сыта – жуёт, малым ребяткам молоко даёт. (Корова)
-Кто ни в жару, ни в стужу, не снимает шубу? (Овца, баран).
-Спереди пятачок, сзади – крючок, посредине спинка, на спинке – щетинка. (Свинья).
-На дворе построен дом, на цепи, хозяин в нём. (Собака).
-Не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. (Конь).
-Кто имеет пятачок , не зажатый в кулачок? (Свинья).
-Идёт, идёт, бородой трясёт, травки просит: «Ме – ме - ме, дай-ка вкусной мне-е-е» (Коза).
Хозяйка (выходит из домика):
Что за славный денек,
Становитесь в хоровод,
Будем кругом ходить,
Да ребяток веселить.
Русская народная игра «Шел козел по лесу» (игра с младшей группой)
Шел козел по лесу, по лесу, по лесу.
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу,
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
Сейчас с вами будем играть в игру „Растяпа”.
Игра «Растяпа»(игра для средней и старшей групп)
Дети идут под веселую музыку по кругу друг за другом. Музыка обрывается, все стараются встать в пары. Те, кто остался без пары, выходят в центр круга, им хором кричат: „Раз, два, три – растяпа ты!”
Дети садятся на лавочки.
Ведущий:
В Святки ещё принято было собираться у кого – ни будь дома на посиделки. На посиделках пели песни, и гадали
Ведущий: Сейчас ребята подготовительной группы исполнят песенку
«Замела метелица»
Ведущий: А сейчас самое подходящее время погадать
Гадание "Весёлый башмачок"(сначала гадают малыши, потом ребята постарше).
Мальчики стоят в полукруге, девочки по очереди кидают башмачок со словами:
Мой весёлый башмачок
Становись на каблучок
С кем плясать мне, расскажи,
Я бросаю, раз, два, три!
Мальчики ловят. Таким образом образовываются пары для танца.
Ведущий: А сейчас веселая пляска (по образованным ранее парам).
(Малыши уходят)
Играли в игры
Игры выбирались спокойные, без бега. А мы с вами поиграем в игру «Колечко».
Игра «Колечко».
Ребята выбирают ведущего с помощью русской народной считалочки:
Катилась торба с высокого горба,
В этой торбе хлеб, соль, пшеница,
С кем ты хочешь поделиться?
Говори поскорей, не задерживай
Добрых и честных людей.
Потом водящий зажимает в ладошках, сложенных лодочкой, колечко. Дети сидят на стульях или стоят в кругу, также сложив руки лодочкой. Ведущий обходит всех, оставив колечко у кого - то одного. Затем он выкликает: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!», и ребёнок с колечком выбегает к нему. Затем ведущий и выбранный им напарник загадывают слово – либо предмет окружающей обстановки, либо какие - то явления природы, либо название сказки. Они предлагают играющим отгадывать задуманное, говоря, например: «Это название сказки из трёх слов» и отвечая на вопросы: это сказка о животных, о людях? Где происходит действие? В какое время года? Есть ли в сказке волшебные животные? И т. д. Отгадавший становится ведущим, и игра продолжается.
Проводится игра «Пирог»
Под русскую народную мелодию.
Дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине водящий «пирог».
Все поют: Да экий он высоконький,
Да экий он широконький,
Да экий он мягонький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «Пирогу» бегут по одному участнику от каждой команды. Кто первый коснется пирога, уводит его в свою команду, проигравший встает на место «пирога». Выигрывает та команда, забравшая больше «Пирогов».
Ведущий:
На святочных посиделках водили святочные хороводы. Вот такой хоровод мы и исполним.
Исполняется хоровод под мелодию русской народной песни «Возле речки, возле моста» в обработке Н.Метлова.
Описание хоровода.
Дети, разделившись на пары, встают в общий круг. Мальчики в парах стоят слева. Все берутся за руки.
1 фигура.
Такты 1 - 8. Хоровод идёт вправо простым хороводным шагом. Останавливается, дети опускают руки.
Такты 9 - 16. Мальчики хлопают. Каждая девочка обходит вокруг своего партнёра переменным шагом, возвращается на своё место.
2 фигура.
Такты 1 - 8 Движения те же, что и в первой фигуре.
Такты 9 - 16. Девочки хлопают, мальчики обходят вокруг своих партнёрш дробным шагом.
3 фигура
Такты 1-8.Движения первой фигуры.
Такты 9-16.Пары берутся за руки и кружатся переменным шагом.
4 фигура.
Весь хоровод идёт переменным шагом и перестраивается в шеренгу. С окончанием музыки дети кланяются.
Ведущий:
А теперь я вас приглашаю поиграть в русскую народную игру «Перелизы».
Игра «Перелизы».
Играющие берутся за руки, образуя круг. Один остаётся в середине. Все поют и приговаривают:
У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей, да все сыновья,
Они не пьют, не едят,
Друг на друга глядят
И делают все вот так...
При этом стоящий в середине ребёнок делает какое-либо движение, и все играющие
должны его повторить. Кто опоздает или сделает по-своему, тот выбывает из игры.
Ведущий:
А в самом конце посиделок устраивалось чаепитие. Давайте накроем на стол.
Хлебом-солью всех встречаем.
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.
Хозяйка:
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.
Самовар в руках несу, прибаутки пою.
Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла девяносто два блина,
Два корыта киселя, пятьдесят пирогов –
Не найти мне едоков!
Вы хозяюшку потешьте, пирогов моих поешьте.
Не красна изба углами – красна пирогами
(выносит угощения).
Развлечение заканчивается общим чаепитием, на которое приглашаются все сотрудники
детского сада, присутствующие в качестве зрителей.