Приложение № 3
Развлечение: «Тайны шахматной доски».
Цель:
1. Закрепить знания детей о том, как ходят фигуры, как делать рокировку.
2. Уточнить представления детей о написании позиции.
3. Воспитывать интерес к игре в шахматы, развивать логическое мышление, память, внимание.
Материал: Шахматное напольное полотно, шапочки шахматных фигур, магнитная шахматная доска, шахматные плоскостные фигуры для оформления группы, конверт с вопросами, шахматы
- 2короля, 2стола, магнитофон, мольберты, шахматный мешочек, трон короля, фломастеры, бумага.
Ход:
Ведущая: Ой, дети, куда это мы с вами попали?
Дети: « В страну шахматных чудес».
Ведущая: Встаньте, дети, на свои места и представьтесь.
Дети: делают шаг вперёд и представляются пешками и фигурами.
Ведущая: Дети, а какой фигуры нет среди вас?
Дети: Короля.
Ведущая: Хотели бы вы встретиться с ним?
Дети: Да, хотим.
Ведущая: Тогда вставайте в круг, песню запевайте!
Дети: Наша группа очень любит,
Любит в шахматы играть.
Все мы дружные ребята,
Будем в играх побеждать.
Припев: Есть у нас шальные кони,
Есть и ферзи, и ладьи.
Копья наших резвых пешек
И опасны, и остры.
Мы уверенно шагаем
По прямым горизонталям,
Высоту одолеваем
И бежим по вертикалям
Ведущая: Вот мы и пришли. Что-то я не могу занавес открыть. Ой, здесь свиток лежит. Да, это же указ Короля (читаю): «Уважаемые гости, пока не докажите, что умеете играть в шахматы, занавес не откроется». Тогда, дети, вперёд за дело! Посмотрите, что это лежит на полу?
Дети: Шахматная напольная доска.
Ведущая: А из чего она состоит?
Дети: Из диагональных, горизонтальных и вертикальных линий.
Ведущая: Покажите в воздухе горизонтальные линии.
(Дети показывают).
А как они обозначаются?
Дети: Цифрами.
Ведущая: Давайте, дети, назовём их, начиная с 8-ой.
Дети: 8-7-6… (закрепить обратный счёт).
Ведущая: А сейчас покажите вертикальные линии в воздухе. (Дети показывают)
Как они обозначаются на шахматной доске?
Дети: Буквами латинского алфавита.
Ведущая: Назовите их по порядку и прошагайте.
Дети: (говорят и шагают) А(а), В(бэ), С(цэ), D(дэ), Е(е), F(эф), G(жэ), H(аш).
Ведущая: Молодцы, буквы знаете, тогда поиграем в игру «Кто вперёд».
Надо найти букву, которой обозначается ваша фигура, встать в свой домик, поднять букву вверх и назвать адрес домика, где вы живёте.
На слова: «И не будем мы стоять, надо нам убежать» дети бегут, находят букву, встают белые на 1 и 2 горизонталь, чёрные на 7 и 8-ую.
Ведущая: Вы уверены, что все правильно нашли свои домики?
Дети: (читают стихотворение)
Я смотрю на 1-ый ряд:
По краям ладьи стоят,
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши храбрые слоны.
И ещё 2 поля есть,
А на них король и ферзь.
Ведущая: назовите адрес своего поля.
Дети: а1, с7, е8…
Ведущая: А теперь проведём соревнование «Кто больше назовёт правил игры в шахматы. Как всегда начинают (пауза).
Дети: Белые.
Ведущая: Верно, садитесь на пол по-турецки. За правильный ответ даётся фишка – квадрат.
Дети: 1.Тронул – ходи.
2.Ход сделан – обратно не вернёшь.
3.Если руку убрали от фигуры, ход считается сделанным.
4.Если фигура стоит на доске не чётко, необходимо предупредить партнёра – «поправляю».
5.Игру следует довести до конца.
6.Надо поздравить выигравшего с победой.
7.Перед началом встречи соперники обмениваются рукопожатием.
8.Выигравший получает очко, проигравший – 0.
Ведущая: Подводим итоги ответов.
А сейчас эстафета с бегом «Кто быстрее расставит шахматные фигуры на доске». Дети, берите по одной фигуре в каждую руку. По сигналу «раз, два, три – беги», бегите и правильно ставьте фигуры, белые – берут белые, а чёрные – чёрные, когда вернётся первый ребёнок, бежит второй и т. д. (Игра проводится под музыку).
Ведущая: Подойдите все к доске и сами проверьте: белые проверяют, правильно ли поставили чёрные и наоборот.
(Дети проверяют и объясняют, верно, или нет).
Ребята, отгадайте загадку: «Маленькая, удаленькая много полей вперёд прошла и фигуру нашла?».
Дети: Пешка
Ведущая: Верно, а вот и конверт, что на нём изображено?
Дети: Пешка.
Ведущая: А что написано?
Дети: Вопросы.
Ведущая: Значит в конверте вопросы, о чём?
Дети: О пешке.
Ведущая: За правильный ответ команда белых или чёрных получает фишку.
1. Как ходит пешка? (Только вперёд по вертикали).
2. Можно взять пешку соперника? (Да, пешка бьёт наискосок пешку соперника).
3. Может пешки стать фигурой? (Да, может, если белая пешка достигнет 8-ой горизонтали, а чёрная 1-ой, она может превратиться в любую фигуру, кроме короля).
4. Является ли пешка фигурой? (Нет, она просто пешка).
Ведущая: Молодцы, дети, хорошо отвечали. Посмотрите, нас кто-то встречает.
Придворный: Здравствуйте, дети, вот и очутились вы в гостях у его Королевского Величества.
(Занавес открывается, на троне сидит король).
Король: Здравствуйте уважаемые гости!
Дети: Здравствуйте, Ваше Величество!
Король: Зачем вы ко мне пожаловали?
Шах.фигура: Мы мало знаем о короле, хотим, чтобы вы рассказали о себе.
Король: Тогда слушайте внимательно. Меня в шахматах не бьют, я – владыка страны шахматных чудес. Я – самая главная фигура, без меня играть нельзя, а без вас уважаемые фигуры (пауза).
Шах. фигура: Можно.
Король: На диаграмме меня сокращённо обозначают 2- мя буквами, большой(заглавной)К и маленькой р – запиши, пожалуйста, белая ладья. (записывает).
Ферзь: А как вы ходите?
Король: Я хожу на одну клетку вокруг себя, по диагонали, вертикали, горизонтали.
Придворный трубач: А сейчас непревзойденное искусство шахматных передвижений по гигантской доске продемонстрирует его Королевское Величество. Похлопаем.
Король: (Под звуки торжественной музыки совершает свой 1- ый ход, шагает вправо, назад, марширует то в одну сторону, то в другую сторону).
А теперь ваша очередь показать мне, как вы ходите, какой значок поднимет мой придворный, те фигуры и будут двигаться по полю. (Фигуры двигаются под музыку).
Король: Ай, да молодцы, шахматные фигуры. Все правильно передвигались. А я вам напомню о рокировке – это необычный, единственный ход в шахматах, который делается сразу двумя фигурами – какими?
Дети: Королём и Ладьёй.
Король: Правильно, я подзываю к себе Ладью и перепрыгиваю через неё. Если я подзову к себе ту Ладью, которая ко мне ближе, то получится (пауза) – дети (короткая рокировка), а если я подзову к себе дальнюю Ладью, то получится (пауза) – дети (длинная рокировка).
Король: А знаете ли вы, дети, когда нельзя делать рокировку? Давайте посмотрим (рассматривают позиции). И так что это такое рокировка?
Дети: Рокировка – это такое перемещение ладьи и короля одновременно, при котором Король оказывается в более выгодном положении, чем до рокировки. Делать рокировку можно, если ни ладья, ни король, ни разу не ходили. Рокировка осуществляется как влево, так и вправо.
Король: Приходите ко мне ещё. На прощание я дарю вам вот этот шахматный мешочек, в нём шахматное печенье и дорожные магнитные шахматы. Вас проводит мой паж. До свидания, уважаемые гости.
Ведущая: Стройся по двое!
Песню запевай!
(Дети идут парами, они поют и уходят).
Научились мы играть
Надо нам разряд давать
Скоро в школу мы пойдём
Шахматы с собой возьмём.