Реабилитация детей с депривацией зрения средствами образования
Автор-составитель:
Дорохова О. Г.
Воспитатель ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»,
первая квалификационная категория
Категория детей, имеющих зрительный дефект, по состоянию нарушений зрения разнообразна и неоднородна как по остроте центрального зрения, так и по диагнозу заболеваний.
У значительной части детей, имеющих аномалии рефракции, понижение остроты зрения корригируется оптическими средствами (очками, контактными линзами). В таких случаях их зрительные возможности не ограничиваются и процессы нормального развития не нарушаются.
Вместе с тем проводимые изучения состояния зрения учащихся массовых школ показывает, что более 60% обучающихся имеют зрительные нарушения разной степени и всем им необходима офтальмологическая помощь в лечении зрения, создание специальных офтальмологических условий на уроке и в повседневной жизни, а также психолого-педагогическая помощь в организации соответствующего образа жизни, правильного отношения к заболеванию и лечению зрения.
При отсутствии же постоянной комплексной медико-психолого-педагогической помощи потеря зрения у таких детей может нарастать.
Другой части детей с ограниченными зрительными возможностями, вследствие которых нарушается ход их нормального развития, необходима специальная коррекционная психолого-педагогическая помощь.
К таким детям с нарушением зрения относятся:
- слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу;
- слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией;
- дети с амблиопией и косоглазием.
У слепых и слабовидящих детей основной причиной возникновения глазных заболеваний является врожденная патология. Причинами врожденных заболеваний и аномалий развития органа зрения могут быть изменения внешней и внутренней среды, различные заболевания матери во время беременности (грипп, другие вирусные заболевания, обострение хронических болезней). Определенное место среди причин глубокого нарушения зрения занимают алкогольные, никотиновые интоксикации, авитаминозы. Среди детей с нарушением зрения следует выделить группу недоношенных детей с недоразвитием зрительной системы на фоне общего соматического ослабления здоровья.
Причиной врожденной патологии зрения может быть наследственный фактор, обуславливающий появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии зрительного нерва, близорукости и др. Причины возникновения нарушений зрения могут быть разные, иногда факторов обуславливающих снижение зрения может быть несколько.
Одной из распространенных причин снижения зрения являются аномалии рефракции: дальнозоркость, близорукость, астигматизм, косоглазие. Косоглазие и возникающая на его фоне амблиопия часто встречающееся заболевание. Своевременное выявление и лечение косоглазия позволяет сохранить, восстановить или улучшить зрение у детей еще в период раннего и дошкольного возраста.
Во всех специальных учреждениях осуществляется комплексная медико-психолого-педагогическая помощь. Обучение детей с нарушениями зрения в специальных школах позволяет получить за 12 лет полное цензовое образование.
В начальных классах преподавание идет по специальным адаптированным программам, в основной и средней школе — по программам массовой школы с применением специальных методических средств.
Как в детских садах, так и в школе проводятся специальные занятия по коррекционной работе: ЛФК, ритмике, развитию зрения и зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, развитию осязания, социальной ориентировке, логопедии, СБО.
После окончания школы выпускники могут пойти работать на учебно-производственное предприятия Общества слепых, поступить в среднее специальное учебное заведение или вуз.
Чаще всего выпускники школ для детей с нарушениями зрения предпочитают гуманитарные профессии: музыкант, учитель, преподаватель и др. Всего освоено более 70 профессий.
Одной из трудно решаемых проблем в условиях школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей является социальная адаптация и реабилитация. В настоящее время остро стоит вопрос профориентации, трудовой подготовки выпускников школ для детей с нарушением зрения.
Практика показывает, что Системы трудового обучения и трудоустройства слепых и слабовидящих не существует, а имеющиеся учебно-производственные предприятия Общества слепых не имеют возможности трудоустроить всех инвалидов по зрению.
Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения направлено на решение общих и специальных задач формирования знаний, навыков и умений. Проводятся коррекционные занятия специалистами школы по развитию зрительного восприятия и формирования предметных представлений, социальной адаптации и ориентировке в пространстве, развитию осязания, слухового восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, коррекции нарушений речи.
Методы обучения для детей с нарушением зрения строятся на основе общедидактических принципов общения и с учетом особенностей развития способов восприятия (зрительного или осязательного), познавательной деятельности и компенсаторных возможностей детей с нарушениями зрения.
Важное место в обучении занимает наглядность, которая адаптируется к условиям восприятия (зрительного или осязательного), широко используются оптические средства коррекции зрительного восприятия наглядно-иллюстративного материала. Для преодоления вербализма предметных представлений и расширения чувственного опыта проводится специальная работа по ознакомлению с окружающей действительностью на экскурсиях и наблюдения, при этом немаловажная роль отводится регулирующей роли речи как средству компенсации слепых и слабовидящих. Для коррекции недостатков развития предметно-практических действий используется метод поэтапного, пооперационного выполнения заданий в ручном труде, конструировании, лепке, аппликации и т. д.
В результате комплексного подхода к обучению и воспитанию формируется деятельность ребенка и его взаимодействие с окружающей действительностью и людьми. Правильному развитию ребенка способствует организация преемственности между обучением в детском саду и школах-интернатах для детей с нарушением зрения, а также между общественным и семейным воспитанием.
Важное место в педагогическом процессе занимает работа по преемственности и взаимосвязи коррекционно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы по развитию и активизации зрения, его охране, а также укреплению общего состояния здоровья.
Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем:
- в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с нарушениями зрения, опоре на потенциальные и сохранные возможности;
- модификации учебных планов, программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения;
- дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательских групп;
- применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;
- оформлении учебных классов и кабинетов, создании офтальмо-гигиенических условий в учебной деятельности;
-организации лечебно-восстановительной работы;
- в усилении работы по социально-трудовой подготовке и самореализации выпускников;
- организации специальной коррекционно-компенсаторной работы, направленной на преодоление, сглаживание и возможное устранение недостатков психофизического развития слепых и слабовидящих учащихся.
Наряду с общими задачами в содержании обучения слепых и слабовидящих обучающихся, предусматривает его коррекционная направленность на преодоление вторичных отклонений в развитии. В связи с этим усвоение программного материала замедляется и растягивается во времени. В школах для детей с нарушениями зрения (III и IV вид - слепых и слабовидящих) организуются классы обучение умственно отсталых детей.
При этом одной из слабо решаемых проблем детей с нарушением зрения и интеллекта остается их социальная адаптация, поэтому необходимо по-новому рассмотреть модель коррекционно-компенсаторной и социально-адаптивной помощи, их профессиональной подготовки и трудоустройства после выхода из школы. Необходимы разработка, пересмотр и создание новых программ и учебных планов. Программы должны быть многоуровневыми, учитывающими индивидуально-дифференцированный подход к учащимся, а также вариативными, инвариативными, позволяющими слепым и слабовидящим учащимся в пределах их возможностей, интересов и склонностей получить необходимый запас знаний, навыков и умений для дальнейшей учебы или получения профессии.
Недостаточна связь лечебной и коррекционной работы. В школах необходимо расширить содержание лечебной помощи, начиная с включения не только офтальмологической помощи, но и других специалистов.
Значительной части обучающихся требуется системная медико-психолого-педагогическая помощь, которая чаще всего отсутствует из-за слабой разработанности и обеспеченности модели их взаимодействия.
Недостаточно организован отдых обучающихся, как в каникулярное, так и в учебное время. Одной из острых проблем остается малая работоспособность обучающихся и быстрая утомляемость.
Для совершенствования системы специального образования в школах для детей с нарушением зрения необходимо решить ряд конкретных проблем:
─ расширение ассортимента тифлотехнических средств для коммуникаций и развития мобильности у учащихся;
— оснащение физкультурного зала школы специальными средствами (звучащие мячи, эхолокаторы, тренажеры по развитию движений, преодолению гиподинамии у детей с нарушением зрения);
— создание в школе-интернате условий, максимально обеспечивающих развитие самостоятельности в самообслуживании (постоянно действующие комнаты домоводства, стирки, чистки одежды, обуви);
— обеспечение досуга детям, пребывающим постоянно в интернате, с учетом их интересов, склонностей и потребностей;
— для решения проблемы интеграции детей с нарушением зрения в общество необходимо создание новой модели взаимодействия школы-интерната с микро- и макросоциумом.
Главной задачей специальной школы остается обеспечение эффективными средствами реабилитации и социальной защищенности детей-инвалидов.