На данном этапе урока учитель ставит проблему, тем самым показывает практическую значимость данной темы, мотивируя учащихся к ее изучению. Учитель демонстрирует пример реактивного движения: надувает шарик и завязывает его (шарик спокойно лежит на столе); затем разрезает нить и отпускает шарик (после чего шарик совершает движение). В ходе демонстрации учитель ведёт беседу с учащимися, задает вопросы: 1) Из каких тел состоит рассматриваемая система? 2) Чему равен импульс системы, когда отверстие у шарика завязано? 3) Что произошло, когда нить разрезали? 3) Чему остался равен суммарный импульс системы при открытом отверстии? Ученики слушают, наблюдают демонстрацию, дают ответы. Учитель даёт учащимся возможность объяснить происходящие явления. Направляет учащихся и помогает сделать вывод о том, что по закону сохранения импульса суммарный импульс системы остался равным нулю, а в результате движения импульс шарика и импульс воздуха изменились. А чтобы суммарный импульс остался равным нулю, векторы импульсов шарика и воздуха должны быть направлены в противоположные стороны, поэтому шарик двигается в сторону противоположную воздушной струе. Учитель даёт возможность самостоятельно записать закон сохранения импульса для данной системы в тетради и сформулировать определение реактивного движения. Затем проверяет запись (вместе с учениками записывает закон сохранения импульса для рассмотренной системы на доске) и выслушивает предложения учащихся по определению реактивного движения. Подводит итог: «Реактивное движение – это движение, которое возникает, когда от тела отделяется и движется с некоторой скоростью какая-то его часть». - Ребята, а кто-нибудь знает, какие животные используют реактивное движение для своего перемещения? Учащиеся отвечают, приводят примеры, если затрудняются, учитель помогает, загадывая детям загадки: 1)Он на дно сейчас прилёг, Многоножка … (осьминог). 2) Юбка, щупальца от пуза, Как желе - плывёт ...(медуза). 3) Головоногий то моллюск - Десяток рук, присоски плюс. Довольно крупный экземпляр. А как зовут его? (кальмар) Учитель показывает видео: «Применение реактивного движения: перемещение медуз». Обсуждение сюжета. Учитель задаёт вопрос: - Как же они двигаются? Учащиеся отвечают: - Набирая в себя воду, они, выталкивая её, приобретают скорость, направленную в сторону, противоположную движению. После чего учитель проводит физкультминутку: офтальмотренинг. Методы: Объяснительно-иллюстративный; проблемно-поисковый; интерактивный метод обучения. |