СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реакции ионного обмена

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена технологическая карта урока по теме:" Реакции ионного обмена"

Просмотр содержимого документа
«Реакции ионного обмена»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность

  1. Актуализация знаний и постановка цели урока

Предлагает использовать текст для определения темы урока и постановки учебной задачи – взглянуть на текст параграфа 13 « Реакции ионного обмена и условия их протекания».

Что такое реакции обмена? Какие реакции данного типа Вам уже известны?

Реакции обмена между солями, кислотами и основаниями в растворах происходят, если один из продуктов — вода, осадок или газ. Объясним протекание этих реакций с позиций теории электролитической диссоциации.

Учащиеся смотрят в текст

П.УУД – установка причинно-следственных связей: реакция в растворе-реакция ионная

К.УУД – формирование собственного мнения по отношению к теме урока

Р.УУД – учатся определять цель на основе предложенной информации – как происходят реакции обмена, какие виды бывают и т.д.

  1. Изучение нового материала

Организует работу с текстом параграфа и презентацией:

Сначала рассмотрим реакцию обмена, в результате которой образуется вода, например нейтрализацию соляной кислоты гидроксидом натрия: (см.презентацию)

НСl+ NaOH = NaCl + Н2О.

Исходные вещества и один из продуктов реакции — растворимая соль — это сильные электролиты. В водном растворе они находятся исключительно в виде ионов. Во­ да — слабый электролит и на ионы практически не распадается. С учётом этого мы можем переписать уравнение реакции в ином виде: Н+ + Cl- + Na+ + ОН- = Na+ + Cl- + Н2О.

Такую запись называют полным ионным уравнением реакции. В нём представлены все частицы, реально существующие в растворе. Из этого уравнения видно, что ионы Сl- и Na+ в реакции не участвуют — они записаны и в левой, и в правой частях уравнения, поэтому их можно исключить:

Н+ + OH- = Н2О

Мы получили сокращённое ионное уравнение реакции нейтрализации. Оно показывает сущность данной реакции: если в растворе одновременно присутствуют ионы Н+ и ОН- , они взаимодействуют друг с другом, образуя слабый электролит — воду. (схемы полного и сокращенного ионного уравнения записать)

На основании сокращённого ионного уравнения нельзя определить, при растворении каких веществ появились в растворе эти ионы. Точно такое же сокращённое ионное уравнение мы получим для всех реакций нейтрализации, в которых исходные вещества — сильные электролиты, а образующаяся соль растворима в воде.

Действительно, если мы заменим соляную кислоту сер­ ной, а гидроксид натрия гидроксидом калия, то полное ионное уравнение будет другим, а сокращённое ионное — таким же, как и в предыдущем случае:

H2SO4 + 2КОН = K2SO4+ 2Н2О;

2Н+ + SO2- 4+ 2К+ + 2ОН- = 2К+ SO2- + 2Н2О;

2Н+ + 2ОН- = 2Н2О, или Н+ + ОН- = Н2О

Таким образом, сущность реакций нейтрализации заключается в связывании ионов Н+ и ОН- в молекулу слабого электролита — воды.

Запишите:

При составлении ионных уравнений реакций сильные электролиты записывают в виде ионов, а остальные вещества (осадки, газы, слабые электролиты, оксиды) — в молекулярном виде.

Приведём примеры, запишите их

Реакция между серной кислотой и нерастворимым основанием — гидроксидом меди(II):

H2SO4 + Cu(OH)2 = CuSO4 + 2Н2О; 2Н+ + Cu(OH)2 = Cu2+ + 2Н2О (см.презентацию)

Взаимодействие между слабой сероводородной кислотой и гидроксидом калия: H2S + 2К0Н = K2S + 2Н2О;

H2S + 2ОН- = S2- + 2Н2О (см.презентацию)

Рассмотрим теперь реакцию обмена, сопровождающуюся образованием осадка, например взаимодействие между растворимыми солями:

ВаСl2 + Na2SO4 = BaSO4(осадок) + 2NaCl (см.презентацию)

Оба исходных вещества и хлорид натрия — сильные электролиты, при растворении в воде они полностью распадаются на ионы; сульфат бария нерастворим:

Ва2+ + 2С1- + 2Na+ + SO2-4 = BaSO4(осадок) + 2Na+ + 2Cl-.

Сокращённое ионное уравнение получаем из полного путём исключения одинаковых ионов из левой и правой части:

Ba2+ + SO2- 4= BaSO4(осадок).

Таким образом, суть происходящего процесса заключается во взаимодействии ионов бария и сульфат-ионов с образованием осадка сульфата бария. Вследствие этого общее число ионов в растворе уменьшается.

Ещё один пример подобной реакции — образование жёлтого осадка иодида свинца при взаимодействии водных растворов нитрата свинца(П) и иодида калия.

Pb(NO3)2 + 2KI -- PbI2 (осадок) + 2KNO3

Pb(2+) + 2NO3(-) + 2K(+) + 2I(-) -- PbI2 + 2K(+) + 2NO3(-)

Pb(2+) + 2I(-) -- PbI2

(см.презентацию)

Образование осадка в результате реакции обмена может служить признаком, позволяющим обнаружить определённые ионы в растворе. Например, если при добавлении сульфата натрия к раствору неизвестной соли образуется белый осадок, то можно предположить, что неизвестная соль содержала ионы бария, так как именно они реагируют с сульфат-ионами с образованием нерастворимого вещества белого цвета — сульфата бария. Подобные реакции (их называют качественными) вы буде­ те изучать в дальнейшем.

Если при смешивании растворов двух солей осадок не образуется, то реакция не идёт. Например, при сливании растворов хлорида калия и сульфата магния никаких видимых изменений не происходит.

Запишем уравнение предполагаемой реакции обмена:

2КС1 + MgSO4 = MgCl2 + K2SO4.

Все её участники — сильные электролиты:

2К+ + 2С1- + Mg2+ + SO4- = Mg2+ + 2С1- + 2К+ + SO4-34.

Очевидно, что в данном случае никакие ионы друг с другом не связываются, изменений в растворе не происходит. Это и означает, что реакция просто не идёт: КСl + MgSO4 ≠

Третье условие протекания реакций обмена — выделение газа, например при взаимодействии некоторых солей слабых кислот с сильными кислотами.

Рассмотрим реакцию сульфида натрия с соляной кислотой: Na2S + 2НС1 = 2NaCl + H2S(газ)

Полное ионное уравнение этой реакции: 2Na+ + S2- + 2Н+ + 2Сl- = 2Na+ + 2С1- + H2S(газ)

Сокращённое ионное уравнение показывает, что сульфид-ионы связываются с ионами водорода с образованием газа — сероводорода: S2- + 2Н+ = H2S(газ)

В данном случае сильная кислота (соляная) вытеснила слабую (сероводородную) из её соли.

(см.презентацию - в презентации видео с сульфидом калия и соляной кислотой, но это не столь важно, так как необходимо показать процесс выделения газа)

Реакции обмена могут происходить даже с участием нерастворимых в воде солей, если они образованы слабы­ ми кислотами: карбонатов, сульфитов и некоторых суль­ фидов. Это возможно потому, что сильная кислота вытесняет слабую из её солей, даже из осадков. Например, растворение карбоната кальция в кислотах описывается сокращённым ионным уравнением:

СаСО3 + 2Н+ = Са2+ + СО2(газ)+ Н2О (см.презентацию)

Оно показывает, что ионы водорода связывают карбонат-ионы в слабую неустойчивую угольную кислоту, которая распадается на углекислый газ и воду.

Во всех рассмотренных случаях в результате реакции обмена некоторые ионы связываются между собой, при этом образуются неэлектролиты (газы), слабые электро­ литы (вода) или осадки. Это приводит к тому, что общее число ионов в растворе уменьшается. Связывание ионов между собой — главная движущая сила реакции обмена в растворах.

Запишите определение:

«Реакции ионного обмена в растворах происходят, если в результате образуются вода, осадок или газ».

П.УУД – перевод информации из словесно-описательной в графическую, структурирование текста – записывают определения и ключевые моменты

К.УУД – организуют и планируют учебное сотрудничество с учителем, участвуют в коллективном обнаружении проблем и отвечают на вопросы

Р.УУД – осуществляют правильное выполнение действий и вносят необходимые коррективы

  1. Закрепление

Организует самостоятельную работу учащихся, проводит лабораторный опыт: «Реакции обмена в растворах электролитов».

1. Налейте в пробирку 1 мл раствора хлорида кальция и 1 мл раствора карбоната натрия. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции, напишите полное и сокращённое ионные уравнения.

2. Налейте в пробирку 1 мл раствора карбоната натрия и аккуратно прилейте к нему несколько капель соляной кислоты. Что происходит? Составьте урав­ нение реакции, напишите полное и сокращённое ионные уравнения.

3. Налейте в пробирку 1 мл раствора гидроксида натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Какова окраска раствора? Добавляйте соляную кислоту до полного исчезновения окраски. Составьте уравнение реакции, напишите полное и сокращённое ионные уравнения.

4. К раствору хлорида натрия прилейте раствор нитрата калия. Наблюдаются ли какие-либо изменения? Составьте полное ионное уравнение. Почему в данном случае реакция невозможна? Какие ионы находятся в растворе?

Так как опыт проделать очно невозможно, посмотрите видео в презентации.


П.УУД – проведение эксперимента

К.УУД – применение полученных знаний о реакциях ионного обмена для проведения опыта, работа в паре – то есть, осуществление взаимопомощи.

Р.УУД – учатся оценивать свои возможности при самостоятельной деятельности

  1. Этап выдачи домашнего задания

Выдает домашнее задание: параграф 13, конспект урока, записанный в тетради – повторить, оформить лабораторный опыт, ответить на вопросы письменно после параграфа

П.УУД – овладевают основами саморегуляции – записывают домашнее задание

К.УУД – отсутствуют, так как пишут

Р. УУД – осуществляют осознанный выбор, устанавливают целевые приоритеты, учатся объяснять явления


Проверка домашнего задания



Организует работу проверки домашнего задания, всегда комментирует, за что поставлена оценка

П.УУД – создание моделей и схем

К.УУД – аргументируют точку зрения и отстаивают свою позицию

Р.УУД – учатся адекватно оценивать результаты своей деятельности

Технологическая карта к уроку: «Реакции ионного обмена и условия их протекания».

Учебник: Химия 9 класс Авторы: Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. и др. Год: 2013




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя