Дети с нарушениями слуха нуждаются в особом подходе и методах воспитания. Дошкольные отделения при школах для детей с нарушениями слуха рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста. В нашей школе-интернате есть дошкольное отделение для глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста. В дошкольные группы принимаются дети с двух лет. В течение учебного периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку дошкольников к обучению в первом классе школы для глухих и слабослышащих детей.
Образовательная деятельность в нашем детском саду для детей с нарушениями слуха строится на основе адаптированной образовательной программы (АОП), которая учитывает индивидуальные потребности и возможности каждого ребёнка.
Учитель-дефектолог проводит занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, развитию слухового восприятия и обучению произношения, а также проводит индивидуальные занятия с каждым воспитанником группы.
В адаптированной образовательной программе уделяется особое внимание следующим аспектам:
1. Развитию слухового восприятия (использование слуховых аппаратов и кохлеарных имплантатов позволяет детям воспринимать звуки окружающей среды и развивать способность различать речь).
2. Формированию произносительных навыков (работа над артикуляцией звуков, постановка правильного дыхания и интонации помогают ребенку научиться говорить четко и понятно).
3. Обогащению словарного запаса (занятия направлены на расширение активного и пассивного словаря ребенка через игры, чтение книг, просмотр мультфильмов и общение).
4. Развитию грамматической структуры речи.
5. Социальной адаптации (развитие коммуникативных навыков, умение вести диалог, выражать свои мысли и чувства, понимание невербальных сигналов общения).
6. Использованию визуальной поддержки (применение жестового языка, дактильной азбуки, табличек с названием предметов для лучшего понимания и запоминания информации).
Развитие речи слабослышащих и глухих детей является центральным звеном коррекционно-педагогической работы, которая направлена на преодоление тяжелых вторичных нарушений, обусловленных снижением слуха. Развитие устной и письменной речи помогает таким детям полноценно взаимодействовать с окружающим миром, улучшать коммуникативные навыки и интегрироваться в общество.
Комплексный подход к развитию речи способствует успешной адаптации слабослышащих детей в обществе и улучшению качества их жизни.
Учитель-дефектолог и воспитатели обсуждают единые требования к использованию разных форм речи, осуществляют контроль за устной речью детей. Это требует хорошего знания воспитателями словаря детей, состояния их произносительных навыков. Дефектолог даёт рекомендации воспитателям по контролю за произношением. Весь речевой материал фиксируется на табличках. Этот речевой материал должен быть отобран и быть в поле внимания учителя-дефектолога и воспитателей, так как он подлежит специальной отработке на занятиях и режимных моментах. Отобранный речевой материал выставляется на наборное полотно.
Cпециальные условия обучения и воспитания детей предполагают постоянное использование индивидуальных слуховых аппаратов у всех детей. Особенности слухового режима: все сотрудники подключены к речевому режиму (воспитатели, няни). Это закреплено в локальном акте школы.
Важной формой работы является методика обучения глобальному чтению. Ребенок должен узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Вначале ребенок учится находить парные таблички, обозначающие предмет, затем называет предметы путем выбора соответствующих табличек. Обучение аналитическому чтению начинается в младшей группе на материале знакомых слов. Анализом слова, его структурой дети также овладевают в процессе работы с разрезной азбукой, собственного письма детей, которое на начальном этапе носит характер списывания. На занятиях по развитию речи учителем-дефектологом проводится многоплановая работа по формированию техники чтения и обеспечение понимания прочитанного с использованием различных методических приемов: инсценирования, демонстрации действий, подбора иллюстраций, самостоятельного рисования, ответов на вопросы, создание книжек-малышек и их чтение, выборочного чтения, пересказа.
Организация занятий по формированию элементарных математических представлений для слабослышащих детей требует учета особенностей восприятия, внимания и когнитивного развития этой категории детей. Мы создаем условия для всестороннего развития ребенка, включая развитие речи, мелкой моторики и социальной адаптации.
Основные цели программы
1. Развитие базовых математических понятий: обучение счету, распознаванию чисел, форм и размеров предметов.
2. Формирование пространственных представлений: понимание расположения объектов в пространстве, ориентация по сторонам света.
3. Обучение операциям сравнения и классификации: умение сравнивать предметы по различным признакам (размеру, цвету, форме).
4. Социальная адаптация: вовлечение детей в коллективную деятельность, развитие коммуникативных навыков.
Методы и подходы
1. Использование наглядных материалов:
- таблички с цифрами и изображениями.
- Геометрические фигуры разного размера и цвета.
2. Игровые методы:
- Дидактические игры, направленные на закрепление знаний.
- Ролевые игры, способствующие развитию социальных навыков.
3. Практическая деятельность:
- Выполнение заданий с использованием реальных предметов.
- Конструирование из деталей (например, пазлов, кубиков).
4. Активизация речевой деятельности:
5. Использование жестового языка и дактильной азбуки (с глухими детьми) и табличек (со слабослышащими детьми).
Для оценки прогресса детей важно регулярно отслеживать динамику развития математических навыков, речевых способностей и социальной активности. Это можно делать через наблюдения педагогов и тестирование.
Реализация адаптированной образовательной программы для слабослышащих дошкольников через занятия по формированию элементарных математических представлений способствует их гармоничному развитию и подготовке к дальнейшему обучению в начальной школе.
Для успешного освоения адаптированной образовательной программы на занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению мы развиваем способность у слабослышащих детей различать звуки окружающей среды и речь людей. Занятия по развитию слухового восприятия включают следующие элементы:
- Обучение различению звуков:
- Использование игровых методик для различения различных бытовых звуков (звонок телефона, шум воды, шаги).
- Активизация слуховых процессов через использование специальных устройств, таких как слуховые аппараты или кохлеарные импланты.
2.Обучение произношению
Занятия по обучению произношению направлены на развитие артикуляционного аппарата и формирование правильного звукообразования. Они включают артикуляционную гимнастику, фонетические игры, коррекцию дефектных звуков, использование современных технологий (в каждом кабинете учителя-дефектолога имеется настенный логопедический комплекс Лого7).
В своей работе я использую компьютерную программу для слабослышащих детей дошкольного возраста: «Мир звуков Отто», а также собственные мультимедийные презентации по темам программы, различные дидактические пособия по темам.
«Мир звуков Отто» (компьютерная программа, которая помогает в развитии навыков слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей), создана в виде игры и помогает детям развивать способность обнаруживать, различать и идентифицировать звуки.
В работе над произношением содержание индивидуальных занятий, как правило, опережает содержание специальных фронтальных занятий. Прежде всего, на индивидуальных занятиях проводится работа над такими сторонами произношения, которые плохо усваиваются слабослышащими детьми без специального обучения. На индивидуальных занятиях педагог добивается первичного умения воспроизвести тот или иной звук, закрепляет произносительные навыки, которые могут быть утрачены. Кроме того, на этих занятиях проводится работа по закреплению в речи незапланированных звуков, которые появилась у ребенка спонтанно.
Закрепление произносительных навыков, сформированных на индивидуальных занятиях (автоматизация и дифференциация звуков, работа над темпо-ритмической стороной речи) целесообразно проводить на фронтальных занятиях: на специальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению и фонетических зарядках. Но вынесение этой работы на фронтальные занятия возможно только тогда, когда тот или иной навык сформирован у всех детей группы (подгруппы), т.е. каждый ребенок может по требованию педагога воспроизнести тот или иной звук, произнести слово слитно, с ударением и т.п.
Реализация адаптированной образовательной программы для слабослышащих дошкольников требует комплексного подхода, включающего работу над развитием слухового восприятия, обучение произношению, формирование коммуникативных навыков и использование современных технологий. Такой подход позволит обеспечить полноценное развитие слабослышащего или глухого ребенка и подготовить его к успешному обучению в школе.
Учеными уже давно доказана теснейшая связь между развитием движений и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте.
Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, сочетающая проговаривание и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).
Фонетическую ритмику широко применяем на разных этапах обучения произношению детей: для вызывания звуков, произнесения слогов, слов, фраз, для развития голоса и дыхания. Фонетическую ритмику включаю почти в каждое занятие, часто как динамическую паузу.
В обучении широко используются методические приемы, основанные на подражании речи педагога (сопряженное и отраженное проговаривание), а также самостоятельное называние предметов, картинок (произнесение отдельных рифмованных строк, коротких простых стихов, считалок), ответы на вопросы, самостоятельные высказывания, а по мере владения грамотой привлекаются и приемы, связанные с чтением.
Обязательное условие занятий – эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонации.
Специальное обучение произношению осуществляется в форме фронтальных и индивидуальных занятий. Индивидуальные занятия с учителем-дефектологом проводятся ежедневно и через день по 10-20 минут, в зависимости от возраста и особенностей ребёнка.
На индивидуальных занятиях, формируются первичные навыки звуковоспроизведения, корректируются дефекты голоса, речевого дыхания, звуков, и их сочетаний, недостатки воспроизведения слов.
Работа по развитию слухового восприятия ведется как с использованием звукоусиливающей аппаратуры (тренажеров и индивидуальных слуховых аппаратов), так и без нее. Работе без аппарата уделяется часть занятия — не реже 1 раза в неделю.
Учитель - дефектолог регулярно доводит до сведения воспитателей результаты коррекционной работы по звукопроизношению у детей, и воспитатель контролирует звукопроизношение детей при проведении занятий.
Учитель-дефектолог и воспитатели систематически осуществляют работу с родителями: родительские собрания, круглые столы, консультации, открытые занятия, выставки детских работ, праздники, уголки для родителей. Во время консультаций и организации круглых столов педагог даёт рекомендации по организации развития речи и слухового восприятия.
Готовность ребёнка с нарушением слуха к школе — это комплексный результат реализации адаптированной образовательной программы. Она включает развитие когнитивных, эмоциональных, социальных и физических навыков, необходимых для успешного обучения и социализации. Готовность к школьному обучению формируется только в результате реализации всей системы коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении.
Список литературы:
1.Головчиц Л.А. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста - Москва, «Просвещение», 1991.
2.Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха– М.: Владос, 2004г.
3.Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом – М.: Владос, 2003г.
4.Леонгард Э.И. Я не хочу молчать – Москва, «Просвещение», 1990г.