«Реализация части, формируемой участниками образовательных отношений через курс «Учусь создавать проект»».
Асамбаева Е.Д., учителя начальных классов
МКОУ Каргатская средняя школа №3 им. И.А. Домбровского
Аннотация. В статье представлен опыт учителя начальной школы МКОУ КСШ №3 им. И.А. Домбровского в организации образовательной деятельности по реализации части, формируемой участниками образовательных отношений.
В 2015-2016 учебном году для реализации части, формируемой участниками образовательных отношений, во 2 классе мной был выбран учебный курс «Учусь создавать проект». Это авторская программа обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизова и Р.Ф. Селимова. Развитие познавательных способностей. / Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем/.
Цель курса: создание условий для активизации саморазвития и самообразования обучающихся через проектную деятельность.
Задачи курса:
1.Развивать у обучающихся умение аналитически мыслить, классифицировать, сравнивать, обобщать.
2.Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
3. Обучить основам оформления работ.
4.Познакомить с основами применения информационных технологий в проектной деятельности.
5.Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Почему именно он? Во-первых, данное направление поддерживает развитие всех универсальных учебных умений, заданных ФГОС НОО. Это умение общаться, что немаловажно, особенно для детей младшего школьного возраста, умение сотрудничать друг с другом, находить пути решения возникающих проблем в совместной деятельности. Это развитие умения работать в группе, в паре, выполнять коллективную работу. Результаты первого года работы были уже заметны к концу первого полугодия. Большинство ребят научились ставить цель, определять последовательность выполнения задуманных действий, поняли смысл работы над проектом и осознали его значимость на практике. Особенным плюсом стало применение полученных умений на практике. Многие ребята научились составлять список покупок, составлять сметы, организовывать праздники, заниматься оформлением кабинета. Так, например, на Новый год ребята нарисовали схематичный рисунок того, как может выглядеть кабинет. Составили смету и рассчитали стоимость необходимых покупок.
В этом году, в декабре месяце, в рамках методического объединения учителей начальных классов, мной, было проведено открытое занятие по данному курсу. Главной целью которого, было показать, какими универсальными учебными умениями овладели обучающиеся и как они умеют работать над созданием группового проекта. Так как занятие проводилось в преддверии Нового года, то и тема была выбрана в соответствии с предстоящим праздником - «Подарок». Ребятам необходимо было в соответствии с прейскурантом цен и располагающей суммой денег собрать новогодний подарок, в который входили бы конфеты разных сортов и стоимости, яблоки, мандарины, шоколад и печенье.
Класс был разделен на три группы. У каждой группы был вырезанный силуэт бумажного мешка, который дети должны были заполнить бумажными конфетами и другими вкусностями. Сначала ребята распределили обязанности в группе. Кто-то составлял список конфет, кто-то просчитывал количество и стоимость, кто-то клеил, кто-то следил за выполнением всех заданных пунктов, кто-то определял количество необходимых фруктов. В работе были задействованы все, никто не остался без внимания. Затем каждая группа защищала свой мини-проект. Ну вот подарки собраны, пришла пора оценить свою работу и доказать почему именно в таком порядке был собран подарок. Приятной неожиданностью для педагогов стало то, что ребята «положили» в подарочный мешок больше фруктов, чем конфет и сумели объяснить это тем, что фрукты намного полезнее, чем сладости. Вот так результат! Хорошо потрудились! Далее ребята оценили свою работу с помощью цветных елочных шариков, которые крепились к елке, сделанной из бумаги. Синий шарик означал, что ребята справились, красный – испытали трудности. Все группы справились с проектом.
Следующим выходом стало участие в школьной научно-практической конференции «Мое первое открытие». Два обучающихся моего класса работали над такими проектами как: «Кто нас защищает?» и второй проект «Компьютерные игры – польза или вред?». Обучающиеся выступили со своими работами на достаточно хорошем уровне, заняв 2 и 3 места.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, и данный курс способствует реализации этой цели.