СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Реализация доступности дополнительного образования в сельской местности на примере деятельности военно-патриотического клуба «Юные друзья пограничников» имени Героя СССР М.Г. Апарина»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Чурсин Алексей Владимирович

педагог дополнительного образования

МБОУДО ЦДОД Барабинского района

 

 

 

 

 

 

Реализация доступности дополнительного образования в сельской местности на примере деятельности военно-патриотического клуба «Юные друзья пограничников» имени Героя СССР М.Г. Апарина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          В современной России дополнительное образование является важнейшим элементом современной экосистемы образования. Оно обеспечивает индивидуализацию образовательных траекторий, расширяет возможности для реализации интересов семей и детей, инициатив и инноваций в области содержания и технологий образования. Дополнительное образование детей является одним из приоритетных направлений развития деятельности образовательных организаций, что подтверждается рядом документов и Распоряжений Правительства Российской Федерации. Доступность дополнительного образования характеризуется, прежде всего, масштабом участия детей и молодежи в образовании. Чтобы дополнительное образование детей существенно повлияло на качество жизни детей и семей, проживающих в сельской местности, оно должно быть нацелено на формирование и раскрытие творческого потенциала развивающейся личности, побуждение её к достижениям личностно и общественно значимых результатов.

           В Концепции развития дополнительного образования детей указывается, что дополнительное образование детей является важным фактором повышения стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей.

На современном этапе развития общества проблема воспитания подрастающего поколения актуальна. Особенно остро стоит вопрос патриотического воспитания детей. Это подчеркивается в ряде государственных документов, например в Задачах государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способах их эффективного решения в сфере образования и сфере государственного управления Российской Федерации говорится: «Расширение потенциала системы дополнительного образования позволит решить задачу увеличения охвата обучающихся качественными услугами дополнительного образования, продолжит решение задач гражданского образования и патриотического воспитания, формирования у обучающихся правовых, культурных и нравственных ценностей, содействия их научной и творческой активности»  (Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" до 2030 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701)).

Специфика патриотического воспитания обучающихся в сельской местности, заключается в единении жителей всех возрастных и социальных групп, где сама атмосфера села пропитана историческим прошлым, которым нужно гордиться. Историческое прошлое нашего села является ориентиром для молодежи. Наличие богатой на события истории села, осознание значимости личности в историческом времени малой Родины и делает наших детей патриотами. Патриот села не может не стать патриотом страны. Для ребят Родина — это родные и близкие люди, родной дом, родная школа, родное село, родная страна — Россия. Если ты защищаешь себя — значит ты защищаешь Родину». «Каждый человек любит свою Родину, в минуту опасности ее защищает, не жалея жизни», «Каждый солдат, каждый офицер Великой Отечественной войны — герой, ведь они сражались с фашистами, не жалея жизни».

  С 11.12.2018 года на территории муниципального образования Зюзинского сельсовета в с.Зюзя и д.Квашнино, реализуется Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Юные друзья пограничников» через творческое объединение «Юные друзья пограничников».

Цель программы: обеспечение военно-патриотического воспитания обучающихся, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями.

В содержание программы входят такие темы как «История пограничных войск», «История Отечества», «Первая медицинская помощь», «Строевая подготовка», «Огневая подготовка», «Школа выживания», «Правовые основы военной службы», «Тактическая подготовка», «Физическая подготовка», «Участие в Играх «Победа» и «На рубеже» (Приложение 1).  В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие МБОУДО ЦДОД со школами района, с органами исполнительной власти Барабинского района, РОВД, РВК, учреждениями культуры и спорта, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями.

С января 2024 года творческое объединение «Юные друзья пограничников» было преобразовано в Военно-патриотический клуб «Юные друзья пограничников».

В октябре 2024 года Военно-патриотическому клубу «Юные друзья пограничников» было присвоено имя Героя СССР М.Г. Апарина.

Задачами клуба являются:

- Воспитание у детей и молодежи любви к Родине на лучших традициях служения Отечеству, чувства патриотизма и гражданственности, готовности к защите Отечества, подготовка их к государственной службе.

- Популяризация военно-прикладных видов спорта, вовлечение детей и молодежи в регулярные занятия этими и другими видами спорта.

- Повышение уровня физической подготовленности, спортивного мастерства и организации досуга подрастающего поколения.

- Мотивация и формирование интереса к военной профессии.

- Формирование  глубокого  понимания конституционного гражданского долга, развитие высокой культуры и образованности.

Основные направления деятельности Клуба:

1.      Клуб осуществляет свою деятельность под руководством администрации МБОУ ДО ЦДОД Барабинского района, а также взаимодействует с организациями, деятельность которых направлена на духовно-нравственное, патриотическое и физическое развитие молодежи.

2.      Клуб участвует в мероприятиях гражданско-патриотической и спортивно-патриотической направленности.

3.      Ведет информационно-пропагандистскую деятельность в области развития здорового образа жизни, занятий спортом, гражданственности и патриотизма молодежи.

4.    Оказывает шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, семьям военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга.

Моя задача как педагога дополнительного образования — полнее использовать потенциал истории села. Продуманное планирование программы воспитания обеспечивает ее четкую организацию, способствует реализации определенной системы воспитания. В своей работе использую различные формы организации воспитательного процесса: экскурсия в сельский краеведческий музей и Зал боевой славы села, участие во всероссийских акциях «Бессмертный полк», участие в Военно-спортивных соревнованиях (Приложение 2). Участие детей в мероприятиях разного уровня, создают условия для жизненного и профессионального самоопределения сельских школьников. Педагогические технологии коллективной и индивидуальной работы с детьми, используемые при реализации данной формы работы, обеспечивают развитие инициативы и творчества детей, создают благоприятные условия для жизненного и профессионального самоопределения молодёжи.

 Ребята изучают не только историю своей страны, но и историю своей семьи, они уже знают, где воевал их прадед, в каких боях участвовал, какими медалями и орденами награжден. Этим воспитывается в них гордость за историю рода, семьи. Важное место при реализации воспитательного плана занимает проектно-исследовательская деятельность, предполагающая «открытие» чего- то нового для обучающегося. Так, в ходе выполнения работы они могут обращаться к своим родителям, родственникам, использовать интернет, архивные материалы, воспоминания очевидцев событий.  Учащиеся выбирают темы, близкие им по душе (Приложение 3).

           Системная работа по военно-патриотическому воспитанию приводит к достижению поставленной цели, помогает привить такие ценности как любовь к Родине и гордость за принадлежность к ней, способствует воспитанию настоящих Защитников Отечества.

           Работа военно-патриотического клуба «Юные друзья пограничников» имени Героя СССР М.Г. Апарина показывает, что сотрудничество с опорной площадкой местной общественной организации «Ресурсный Центр Общественных Инициатив Купинского района», Пограничного управления ФСБ России по Новосибирской области и Новосибирской областной организации общественно-государственного объединения «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» и отдела (пограничная комендатура) г. Купино, играет важную роль не только в плане возможности использования материальной базы для проведения военно-полевых сборов, но и в плане совместного проживания значимых ситуаций, становящихся для обучающихся воспитательными событиями (Приложение 4).

Военно-патриотический клуб, находится в самом начале пути, но уже много сделано. Многие из ребят, членов военно-патриотического клуба мечтают стать военными, и первым шагом к осуществлению этой мечты является их участие в патриотических и традиционных мероприятиях воспитательной направленности (Приложение 5).  Общение с офицерами мотивирует детей к занятию спортом и здоровому образу жизни. Для многих, служба в пограничных войсках может стать профессией.

В заключении необходимо отметить, что за счёт ресурсов дополнительного образования детей целенаправленно создаются условия для позитивной социализации сельского ребёнка в семье, в локальных и региональном социокультурном пространстве.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
««Реализация доступности дополнительного образования в сельской местности на примере деятельности военно-патриотического клуба «Юные друзья пограничников» имени Героя СССР М.Г. Апарина»»



Чурсин Алексей Владимирович

педагог дополнительного образования

МБОУДО ЦДОД Барабинского района













Реализация доступности дополнительного образования в сельской местности на примере деятельности военно-патриотического клуба «Юные друзья пограничников» имени Героя СССР М.Г. Апарина































































В современной России дополнительное образование является важнейшим элементом современной экосистемы образования. Оно обеспечивает индивидуализацию образовательных траекторий, расширяет возможности для реализации интересов семей и детей, инициатив и инноваций в области содержания и технологий образования. Дополнительное образование детей является одним из приоритетных направлений развития деятельности образовательных организаций, что подтверждается рядом документов и Распоряжений Правительства Российской Федерации. Доступность дополнительного образования характеризуется, прежде всего, масштабом участия детей и молодежи в образовании. Чтобы дополнительное образование детей существенно повлияло на качество жизни детей и семей, проживающих в сельской местности, оно должно быть нацелено на формирование и раскрытие творческого потенциала развивающейся личности, побуждение её к достижениям личностно и общественно значимых результатов.

В Концепции развития дополнительного образования детей указывается, что дополнительное образование детей является важным фактором повышения стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей.

На современном этапе развития общества проблема воспитания подрастающего поколения актуальна. Особенно остро стоит вопрос патриотического воспитания детей. Это подчеркивается в ряде государственных документов, например в Задачах государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способах их эффективного решения в сфере образования и сфере государственного управления Российской Федерации говорится: «Расширение потенциала системы дополнительного образования позволит решить задачу увеличения охвата обучающихся качественными услугами дополнительного образования, продолжит решение задач гражданского образования и патриотического воспитания, формирования у обучающихся правовых, культурных и нравственных ценностей, содействия их научной и творческой активности» (Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" до 2030 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701)).

Специфика патриотического воспитания обучающихся в сельской местности, заключается в единении жителей всех возрастных и социальных групп, где сама атмосфера села пропитана историческим прошлым, которым нужно гордиться. Историческое прошлое нашего села является ориентиром для молодежи. Наличие богатой на события истории села, осознание значимости личности в историческом времени малой Родины и делает наших детей патриотами. Патриот села не может не стать патриотом страны. Для ребят Родина — это родные и близкие люди, родной дом, родная школа, родное село, родная страна — Россия. «Родина — это многонациональный народ», «Родина внутри тебя», «надо защищать Родину в трудную минуту», «Родина — это ты. Это наш народ. Когда ты защищаешь себя — ты защищаешь Родину». «Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью: радоваться, когда у нее праздники, страдать, когда ей тяжело; не давать в обиду, когда на нее идут с оружием и защищать ее». «Я думаю, что ты можешь жить, где хочется, а там, где родился, там твоя Родина. Если ты защищаешь себя — значит ты защищаешь Родину». «Каждый человек любит свою Родину, в минуту опасности ее защищает, не жалея жизни», «Каждый солдат, каждый офицер Великой Отечественной войны — герой, ведь они сражались с фашистами, не жалея жизни».

С 11.12.2018 года на территории муниципального образования Зюзинского сельсовета в с.Зюзя и д.Квашнино, реализуется Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Юные друзья пограничников» через творческое объединение «Юные друзья пограничников».

Цель программы: обеспечение военно-патриотического воспитания обучающихся, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями.

В содержание программы входят такие темы как «История пограничных войск», «История Отечества», «Первая медицинская помощь», «Строевая подготовка», «Огневая подготовка», «Школа выживания», «Правовые основы военной службы», «Тактическая подготовка», «Физическая подготовка», «Участие в Играх «Победа» и «На рубеже» (Приложение 1). В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие МБОУДО ЦДОД со школами района, с органами исполнительной власти Барабинского района, РОВД, РВК, учреждениями культуры и спорта, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями.

С января 2024 года творческое объединение «Юные друзья пограничников» было преобразовано в Военно-патриотический клуб «Юные друзья пограничников».

В октябре 2024 года Военно-патриотическому клубу «Юные друзья пограничников» было присвоено имя Героя СССР М.Г. Апарина.

Задачами клуба являются:

- Воспитание у детей и молодежи любви к Родине на лучших традициях служения Отечеству, чувства патриотизма и гражданственности, готовности к защите Отечества, подготовка их к государственной службе.

- Популяризация военно-прикладных видов спорта, вовлечение детей и молодежи в регулярные занятия этими и другими видами спорта.

- Повышение уровня физической подготовленности, спортивного мастерства и организации досуга подрастающего поколения.

- Мотивация и формирование интереса к военной профессии.

- Формирование глубокого понимания конституционного гражданского долга, развитие высокой культуры и образованности.

- Формирование здорового образа жизни. Профилактика наркомании и беспризорности, улучшение здоровья детей.

Основные направления деятельности Клуба:

1. Клуб осуществляет свою деятельность под руководством администрации МБОУ ДО ЦДОД Барабинского района, а также взаимодействует с организациями, деятельность которых направлена на духовно-нравственное, патриотическое и физическое развитие молодежи.

2. Клуб участвует в мероприятиях гражданско-патриотической и спортивно-патриотической направленности.

3. Ведет информационно-пропагандистскую деятельность в области развития здорового образа жизни, занятий спортом, гражданственности и патриотизма молодежи.

4. Оказывает шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, семьям военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга.

Моя задача как педагога дополнительного образования — полнее использовать потенциал истории села. Продуманное планирование программы воспитания обеспечивает ее четкую организацию, способствует реализации определенной системы воспитания. В своей работе использую различные формы организации воспитательного процесса: экскурсия в сельский краеведческий музей и Зал боевой славы села, участие во всероссийских акциях «Бессмертный полк», участие в Военно-спортивных соревнованиях (Приложение 2). Участие детей в мероприятиях разного уровня, создают условия для жизненного и профессионального самоопределения сельских школьников. Педагогические технологии коллективной и индивидуальной работы с детьми, используемые при реализации данной формы работы, обеспечивают развитие инициативы и творчества детей, создают благоприятные условия для жизненного и профессионального самоопределения молодёжи.

Ребята изучают не только историю своей страны, но и историю своей семьи, они уже знают, где воевал их прадед, в каких боях участвовал, какими медалями и орденами награжден. Этим воспитывается в них гордость за историю рода, семьи. Важное место при реализации воспитательного плана занимает проектно-исследовательская деятельность, предполагающая «открытие» чего- то нового для обучающегося. Так, в ходе выполнения работы они могут обращаться к своим родителям, родственникам, использовать интернет, архивные материалы, воспоминания очевидцев событий. Учащиеся выбирают темы, близкие им по душе (Приложение 3).

Системная работа по военно-патриотическому воспитанию приводит к достижению поставленной цели, помогает привить такие ценности как любовь к Родине и гордость за принадлежность к ней, способствует воспитанию настоящих Защитников Отечества.

Работа военно-патриотического клуба «Юные друзья пограничников» имени Героя СССР М.Г. Апарина показывает, что сотрудничество с опорной площадкой местной общественной организации «Ресурсный Центр Общественных Инициатив Купинского района», Пограничного управления ФСБ России по Новосибирской области и Новосибирской областной организации общественно-государственного объединения «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» и отдела (пограничная комендатура) г. Купино, играет важную роль не только в плане возможности использования материальной базы для проведения военно-полевых сборов, но и в плане совместного проживания значимых ситуаций, становящихся для обучающихся воспитательными событиями (Приложение 4).

Военно-патриотический клуб, находится в самом начале пути, но уже много сделано. Многие из ребят, членов военно-патриотического клуба мечтают стать военными, и первым шагом к осуществлению этой мечты является их участие в патриотических и традиционных мероприятиях воспитательной направленности (Приложение 5). Общение с офицерами мотивирует детей к занятию спортом и здоровому образу жизни. Для многих, служба в пограничных войсках может стать профессией.

В заключении необходимо отметить, что за счёт ресурсов дополнительного образования детей целенаправленно создаются условия для позитивной социализации сельского ребёнка в семье, в локальных и региональном социокультурном пространстве.

Во внешкольном пространстве села, благодаря активно-творческой работе с детьми на основе дистанционного, сетевого взаимодействия, проектной деятельности, происходит значительное расширение возможностей для жизненного и профессионального самоопределения сельских школьников. Проведение досуговых, обучающих, творческих занятий с детьми, праздников с использованием местных культурных традиций, сопровождение образовательной и творческой деятельности в детских творческих коллективах, реализация исследовательских, социально-значимых и творческих программ в условиях социального партнёрства учреждений дополнительного образования и других учреждений, способствуют развитию детей независимо от места их жительства и социально-экономического статуса семьи.





3





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!