СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация ФГОС через внедрение ИКТ на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа написана из личного опыта.

Просмотр содержимого документа
«Реализация ФГОС через внедрение ИКТ на уроках биологии»

Подвиг народаРеализация ФГОС через внедрение ИКТ на уроках биологии


Савина Вера Ивановна, МБОУ « СОШ №2 г. Красноармейска», учитель биологии первой квалификационной категории.


Cовершенствование современных образовательных технологийявляется одним из основных ресурсов повышения качества образования.

Большинство из нас, учителей, обладает определенными знаниями о современных образовательных стандартах. Нас информируют о них на курсах повышения квалификации, семинарах, при ознакомлении с нормативными документами и т.д.

С введением новых законов ФГОС, в школе появилась новизна современного урока. Перед учителями ставится задача не только дать обучающимся знания, но и научить их самостоятельному поиску, т.е. научить учиться. Именно это и становится залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

Свою задачу, как учителя, я вижу в том, чтобы из всех образовательных технологий выбрать те, которые помогут создать свою собственную методическую систему преподавания, с учетом способностей обучающихся и своих возможностей. Такая система, конечно, есть у каждого опытного педагога, причем, у каждого она своя.

Для того чтобы иметь хорошие результаты в обучении, необходимо повышать познавательную активность учеников и интерес к своему предмету. В этих целях я использую на уроках различные современные образовательные технологии, в том числе - информационно-коммунникационные.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

В использовании информационно-коммуникационных технологий на своих уроках я выделяю 3 направления:

1 направление. Использование программных продуктов

Электронные приложения к учебникам, учебные электронные пособия; дополнительная информация, полученная посредством ресурсов сети Интернет; мультимедийные пособия; учебные презентации и др.

2 направление. Использование наглядных пособий

Фотоколекции, видеозаписи, таблицы, схемы, презентации (как учителя, так и ученика), анимации различных явлений и процессов жизнедеятельности живых организмов, что позволяет в динамике проследить тот или иной процесс.

Применение ИКТ осуществляется на разных этапах урока.

При проверке знаний я применяю различные терминологические разминки, задания: на определение лишних объектов, на соответствие и установление правильной последовательности.

При объяснении нового материала:

- повышается уровень наглядности урока;

- экономится времени и поддерживается высокий темп урока;

- у обучающихся развивается наглядно-образное мышление и познавательный интерес.

При закреплении нового материала применяю тесты, тренажеры (например, уроки биологии «Кирилла и Мефодия»), задания по заполнению пропусков или с выбором ответа, виртуальные лабораторные задания и пр..

Преподавание биологии в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом. Но такая работа по предмету часто затруднена из-за нехватки учебного времени на ее подготовку и проведение, анализ результатов работы, недостатка современного материально-технического оснащения. Кроме того некоторые биологические процессы отличаются сложностью и детям легче усваивать абстрактные обобщения, то есть понять процесс или явление с помощью мультимедийных моделей. Я считаю их наиболее эффективными формами представления материала по биологии.

Мною накоплена богатая подборка урочных презентаций, которые представляют учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных информацией. Благодаря техническому потенциалу мультимедийных технологий учебный материал представляется в виде анимированных изображений. При этом они позволяют не просто оживить слайд в процессе демонстрации, но и привлечь внимание обучающихся к той части изображения на экране, где находится наиболее важная информация.

Конспекты уроков оформляются мной при помощи текстового редактора Microsoft Word. Программа Microsoft Excel позволяет анализировать, составлять диаграммы, наглядные отчеты. Демонстрация материала возможна благодаря программе Microsoft PowerPoint. Элементы визуального ряда для сопровождения урока я беру в сети Internet, сканируя фотографии и рисунки из источников литературы (энциклопедии, справочники и т.д.). На уроках использую видеофрагменты. Медиа–коллекция, включающая в себя большое количество представителей по всем царствам живой природы, позволяет сделать урок информативным и наглядным.

3 направление. Контроль посредством ИКТ

Мною используются: ЭОР, компьютерные тесты с разноуровневыми заданиями, такими как: закончить предложения; какие утверждения верны;

с выбором одного ответа из четырех, на установление соответствия или последовательности.

Так же с применением ИКТ привлекаю школьников к созданию презентаций и проектов. Данный вид деятельности повышает познавательную активность обучающихся, позволяет им реализовать свои творческие способности. У детей возникает желание не только самому получить знания, но и поделиться ими. Ребенок приобретает опыт публичного выступления.

Итак, в процессе преподавания я использую следующие формы работы:

  • работа с ЦОР и ЭОР;

  • лекции с мультимедийным сопровождением;

  • создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов;

  • организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов обучающихся об исследовании;

  • поиск информации с использованием ресурсов Интернета по заданной теме;

  • тренинги навыков с использованием компьютеров;

  • использование интернет-сайтов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ;

  • контроль обученности средствами интерактивного тестирования.

В процессе работы я пришла к выводу, что ИКТ помогают:

- приучать обучающихся к самостоятельной работе с материалом;

- активизировать познавательную активность школьников, желание изучать предмет;

- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы.

Анализируя опыт своей работы, с использованием ИКТ на уроках биологии, могу с уверенностью сказать, что они дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Компьютер не может заменить живого слова учителя, но новые ресурсы облегчают труд современного учителя, делают его более интересным, эффективным, повышают мотивацию обучающихся к изучению биологии.

Внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. В результате использования ИКТ развивается познавательная активность обучающихся на уроках, повышается качество знаний, наблюдается рост мотивации, участия ребят в конкурсах, конференциях, в проектной и исследовательской деятельности.


Литература и Интернет –ресурсы:

  1. Масленникова А.В. Бессонова И.П. «Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях» Центр “Школьная книга”, 2003

  2. Якиманская И.С. «Технология личностно ориентированного образования» - М 2000

  3. Чечель И.Д. «Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов» Директор школы 1998 №4

  4. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»: учебное пособие - М: народное образование, 1998.

      5.Маркова А.К., МаттисТ.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации   учения. М., 1990г.

      6.www.rusmedserver.ru/med/pedagog/28.html  · 33 КБ Мотивация учебной деятельности и её формирование

     7.www.ronl.ru/pedogogicheskaya_psihologiya/11363.htm  · 37 КБ Мотивация учебной деятельности средствами ИКТ






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!