СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрывает деятельностный характер уроков в условиях реализации ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы»

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе:  итоги первого года работы Морозова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ Ярашъюская ООШ  Май 2016 года

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: итоги первого года работы

Морозова Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Ярашъюская ООШ

Май 2016 года

В мудрых словах предков отмечалось, мы всегда « преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему » . Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: « Как учить в век информатизации человека будущего? » , « Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью? » , « Как повысить качество обучения школьников? »

В мудрых словах предков отмечалось, мы всегда « преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему » . Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: « Как учить в век информатизации человека будущего? » , « Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью? » , « Как повысить качество обучения школьников? »

 Современному обществу нужны образованные, нравственные, креативные люди, которые могут:  анализировать свои действия;  самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;  отличаться мобильностью;  быть способными к сотрудничеству;  обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.  Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, креативные люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способными к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

 « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский.  Как разработать урок по-новому?  Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер , который ставит главной задачей развитие личности ученика.

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

Как разработать урок по-новому?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер , который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения включает следующие шесть основных этапов: мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); взаимопроверка, взаимоконтроль; рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).  

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения включает следующие шесть основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

 

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС: урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;  учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;  вывод делают сами учащиеся;  максимум творчества и сотворчества;  времясбережение и здоровьесбережение;  в центре внимания урока — дети;  планирование обратной связи;  урок должен быть добрым.

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока — дети;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.
 В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего , усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни , её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего , усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни , её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. Он состоит из шести шагов.

  • 1 – й шаг. Определение нового . Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, свое отношение к предмету исследования и т.п..
  • 2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации . Проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
  • 3 – й шаг. Планирование действий . Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся: это выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.
  • 4 – й шаг. Планирование решений . Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма); во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком). В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. И как итог, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания.
 5 – й шаг. Планирование результата. Это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?» 6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.  
  • 5 – й шаг. Планирование результата. Это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
  • 6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

 

1. Создание проблемной ситуации

  • Фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме «Повелительное наклонение глагола» показывает организацию проблемной ситуации.
  • Ученикам предлагается ответить на вопрос: Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ , а в другом НАПИШИТЕ ?
  • А процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол сказать I спряжения. Значит, форма НАПИШЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же НАПИШИТЕ выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.
  • - Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)
  • - Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)
  • - Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны ошибочные ответы)
  • - Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)
  • - Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку пятиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)
  • После этого пятиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения –И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а –ТЕ - окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа – ЕТЕ.
2. Работа с текстом  «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:  Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?  

2. Работа с текстом

«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

  • Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
  • Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
  • Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
  • Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

 

 3. Инсерт(чтение с пометками) - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков: «!» - Я это знал. «+» - Новое для меня. «-» - Вызывает сомнение. «?» - Вопрос.

3. Инсерт(чтение с пометками) - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.

Маркировка производится с помощью специальных значков:

«!» - Я это знал.

«+» - Новое для меня.

«-» - Вызывает сомнение.

«?» - Вопрос.

4 . Составление кластера Анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе создается такой кластер :                     Портрет Описание каморки Отношение к Му-му Герасим Отношение с дворовыми Отношение к барыне Отношение с Татьяной Кластер – это графический систематизатор, который охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.

4 . Составление кластера

Анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе создается

такой кластер :

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Портрет

Описание каморки

Отношение к Му-му

Герасим

Отношение с дворовыми

Отношение к барыне

Отношение с Татьяной

Кластер – это графический систематизатор, который охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.

 Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии. Я использую различные приёмы рефлексии:  пятиминутное эссе;  синквейны;  метод незаконченного предложения; высказывание в форуме,  свободное высказывание,  смайлики.

Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии. Я использую различные приёмы рефлексии:

пятиминутное эссе;

синквейны;

метод незаконченного предложения; высказывание в форуме,

свободное высказывание,

смайлики.

 5. Синквейн Проанализировав образ Герасима, пятиклассники составляют синквейн :  Герасим  добрый, трудолюбивый  заботится, любит, работает не должен страдать из-за жестокости людей  человек  Синквейн – один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении: 1 строка – заголовок, ключевое слово, тема синквейна в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка - три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово- существительное.

5. Синквейн

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники составляют синквейн :

Герасим

добрый, трудолюбивый

заботится, любит, работает

не должен страдать из-за жестокости людей

человек

Синквейн – один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении:

1 строка – заголовок, ключевое слово, тема синквейна в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка - три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово- существительное.

 Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ:  - учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор. Предметы русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное и уважительное отношение к слову.

Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ:

- учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор. Предметы русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное и уважительное отношение к слову.

Результаты Узелки на память Учащиеся стали лучше говорить  Боишься- не делай! Легче вступают в диалог  Делаешь- не бойся! Сумел один, смогут и другие! Умеют рассуждать, делать выводы Не смог ты- значит, будешь первым! Умеют обосновывать своё мнение Если вы хотите иметь то, что никогда Умеют работать в паре не имели, вам придётся делать то, Показывают навыки самоорганизации в группе что вы никогда не делали. Адекватно оценивают свою работу Хорошо владеют навыками пересказа Повысилась учебная и познавательная мотивация Снизился уровень тревожности учащихся Улучшился психологический климат в класс

Результаты

Узелки на память

Учащиеся стали лучше говорить

Боишься- не делай!

Легче вступают в диалог

Делаешь- не бойся!

Сумел один, смогут и другие!

Умеют рассуждать, делать выводы

Не смог ты- значит, будешь первым!

Умеют обосновывать своё мнение

Если вы хотите иметь то, что никогда

Умеют работать в паре

не имели, вам придётся делать то,

Показывают навыки самоорганизации в группе

что вы никогда не делали.

Адекватно оценивают свою работу

Хорошо владеют навыками пересказа

Повысилась учебная и познавательная мотивация

Снизился уровень тревожности учащихся

Улучшился психологический климат в класс

Обновлённый учебник Т.А.Ладыженской 1. 2 3. 4. 5. 6. 7.

Обновлённый учебник Т.А.Ладыженской

1.

2

3.

4.

5.

6.

7.

Минусы : 1.недостаточная сформированность каллиграфического почерка. 2. электронные диски, которые делают урок интересным, расширяют кругозор учащихся по теме, не используются на уроке. 3. Не отработана система оценивания УУД.

Минусы :

1.недостаточная сформированность каллиграфического почерка.

2. электронные диски, которые делают урок интересным, расширяют кругозор учащихся по теме, не используются на уроке.

3. Не отработана система оценивания УУД.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!