СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация индивидуальных маршрутов деятельности студентов в ходе самостоятельной аудиторной работы.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализацию индивидуальных маршрутов деятельности студентов  в ходе  самостоятельной  аудиторной работы нужно рассматривать как проблему, которая  поставлена нам новым стандартом, новыми подходами и новыми требованиями в системе образования.  

Просмотр содержимого документа
«Реализация индивидуальных маршрутов деятельности студентов в ходе самостоятельной аудиторной работы.»











Реализация индивидуальных маршрутов деятельности студентов

в ходе самостоятельной аудиторной работы.









Обоянская Т. Н. - преподаватель истории

Курский монтажный техникум. Курск.



















2018г.



Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена тем, что даже последнее поколение ФГОС ,основанное на компетентностной парадигме профессионального образования, не обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию подготовки специалистов. Стандарты ориентируют нас на результаты подготовки, выраженные в категориях компетенции, умения, опыт практической деятельности и знания, общие для всех выпускников без учета их личностных качеств. В стандартах не указывается, как добиться, чтобы у всех обучающихся, не смотря на особенности их мышления, памяти внимания, мотивации, были сформированы все указанные результаты обученности на заявленном уровне. Что касается учебных дисциплин, то практика показывает, что преобладают единообразие и усредненный подход к студентам. Индивидуальный и дифференцированный подходы на учебных занятиях носят эпизодический характер - лишь на отдельных этапах процесса усвоения знаний, в отдельных видах учебной работы, без учёта индивидуальной траектории развития каждого студента. Хотя в образовательных учреждениях ежегодно проводятся диагностики как учебных умений и мотивации, так и профессиональной мотивации обучаемых в течение всего периода обучения, но никто из преподавателей ни учитывает их результатов при организации учебных занятий. Поэтому реализация индивидуальных маршрутов деятельности студентов в ходе самостоятельной аудиторной работы нужно рассматривать как проблему, которая поставлена нам новым стандартом, новыми подходами и новыми требованиями в системе образования. Что же представляет из себя ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) 1. ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями студента (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования. 2 ИОМ – это структурированная программа действий обучающегося на некотором фиксированном этапе обучения. ИОМ – это форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариативности образовательного процесса, способствующая реализации индивидуальных образовательных потребностей и права студентов на выбор образовательного пути на фиксированном этапе обучения. В.В. Лоренц определяет ИОМ как «целенаправленную проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки».

ИОМ дает возможность каждому совершенствовать собственные знания, умения и навыки и углублять их с помощью проектировании своей учебной деятельности. ИОМ - это персональная траектория освоения содержания образования на избранном уровне через осуществление различных видов деятельности, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями учащегося. ИОМ – это средство и результат индивидуализации и дифференциации образования.Я всегда учитывала индивидуальные особенности студента, для уроков истории разработаны разно уровневые задания, тесты. В связи с обозначенной программой идет проектирование индивидуальных образовательных маршрутов) для: студентов с повышенными образовательными потребностями и особыми интеллектуальными, творческими, физическими способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования и для студентов со средними образовательными потребностями , физическими способностями, средним уровнем развития навыков самообразования( 70% студентов)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУ ПО ИСТОРИИ для студентов с повышенными образовательными потребностями и особыми интеллектуальными, творческими, физическими способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования



Проблемно ориентированная характеристика

Студент(ка) …. интересуется предметами общественно-гуманитарного профиля, увлекается литературой, имеет способности к гуманитарным предметам. Общительна; обладает средним уровнем интеллекта, имеет средний кругозор. Мышление предметно, затрудняется при абстрагировании. Нуждается в психологической поддержке. Ей необходимо накапливать опыт самостоятельной организации учебной деятельности и самой планировать свою предстоящую работу

Цель индивидуального изучения предмета

Развитие пространственного и логического мышления, помощь в понимании алгоритма работы с заданиями, требующими анализа предложенных ситуаций. Практическая помощь при работе с текстами. Помощь в планировании самостоятельной работы.

Основное содержание учебного материала

Формирование Древнерусского государства Киевская Русь. Процессы феодальной раздробленности. Формирование централизованного государства Московская Русь. Формирование сословно-представительной монархии. Формирование и развитие Российской империи. Эпоха просвещенного абсолютизма. Формирования представительских учреждений в Российской империи. Формирование советского государства. Тоталитаризм. Экономические процессы в современной России.

Дополнительное содержание учебного материала

Хронологические задачи. Реконструкция исторического материала. Анализ причинно-следственных связей исторических событий. Аргументация собственного отношения к значительным событиям в истории.

Источники дополнительной информации

1. Сахаров А. История России с древнейших времен до конца XVI века, М, 2014

2. Боханов А.. История России. XVII-XIXвека, М, 2014

3.  Загладин Н. История Отечества. XX-началоXXI века, М, 2015

4. Алексашкина Л. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ, М, 2015

5. Баранов П. Контрольно-измерительные материалы. История, М, 2012

6. Гевуркова Е. Типовые тестовые задания. История, М, 2012

Планируемые результаты индивидуальной работы

Положительная динамика развития: умения выявлять причинно-следственных связей исторических событий; умения аргументировано доказывать свою точку зрения; умения находить в тексте ключевые слова, помогающие в определении исторических событий; умений, необходимых для самообразования



ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУ ПО ИСТОРИИ для студентов со средними образовательными потребностями , физическими способностями, средним уровнем развития навыков самообразования( 70% студентов)

Проблемно ориентированная

характеристика студента

Студент(ка)… интересуется предметами общественно-гуманитарного и филологического профиля, увлекается спортом, имеет способности к гуманитарным предметам. Общительна; обладает высоким уровнем интеллекта, имеет широкий кругозор. Обладает развитым образным и логическим мышлением. Обладает достаточным опытом самостоятельной работы. Может сама планировать свою предстоящую работу. Ей необходим постоянный контроль в выполнении заданий.

Цель индивидуального изучения предмета

Повторение изученного материала. Систематизация знаний. Анализ текстовых документов.

Основное содержание учебного материала

XIX век: правление императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, НиколаяII. Общественно-политические процессы XX века.

Дополнительное содержание учебного материала

Хронологические задачи. Реконструкция исторического материала. Анализ причинно-следственных связей исторических событий. Аргументация собственного отношения к значительным событиям в истории.

Источники дополнительной информации

1. Сахаров А. История России с древнейших времен до конца XVI века, М, 2014

2. Боханов А.. История России. XVII-XIXвека, М, 2014

3.  Загладин Н. История Отечества. XX-началоXXI века, М, 2015

4. Алексашкина Л. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ, М, 2015

Планируемые результаты индивидуальной работы

Положительная динамика развития: умения аргументировано доказывать свою точку зрения; умения анализировать текст, умения находить общее и особенное в исторических процессах.



Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов студентов. Развитие студента может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить студенту спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:особенностями, интересами и потребностями самого студента и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;профессионализмом педагогического коллектива;возможностями образовательной организации удовлетворить образовательные потребности студента;возможностями материально-технической базы .Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели),выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,конкретизация цели (выбор курсов),оформление маршрутного листа.Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута студента;активное включение студента в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению методам выбора и способам разработки маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до студентов следующую информацию:

предельно допустимые нормы учебной нагрузки;учебный план : набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (историческое краеведение, перечень курсов по выбору);особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметно-ориентированными и ориентационными курсами;варианты расчета учебной нагрузки;правила заполнения бланка;возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.Проектирование ИОМ опирается на индивидуальный подход и включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне: 1. Систематическое изучение каждого студента. 2. Постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым студентом. 3. Выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к студенту. 4. Фиксация и анализ полученных результатов. 5. Постановка новых педагогических задач. Индивидуализация - это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей , которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого студента. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого обучаемого. При использовании понятия “индивидуализация обучения” необходимо иметь в виду, что при его практическом исследовании речь идёт не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной образовательной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: 1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого студента, а в группе обучаемых, обладающих примерно сходными особенностями; 2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учёт которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента); 3) иногда происходит учёт некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного студента (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья); 4) индивидуализация реализуется не во всём объёме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой. Необходимость учёта индивидуальных особенностей студентов влечёт за собой вопрос: как всё это осуществить организационно? В современном образовании, где один преподаватель одновременно занимается с большой группой студентов, это и является узловой проблемой индивидуализации обучения. Для организации индивидуализации учебной работы как у нас так и за рубежом на практике использовались многие варианты. Один из вариантов - дифференциация обучения, т.е. группировка студентов на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планом и (или) программам. Для этой цели и предлагается использовать ИОМ как средство внутренней дифференциации. Много возможностей для внутренней дифференциации представляет групповая работа. Под групповой работой понимается такое построение работы, где группа делится для выполнения того или иного задания на группы по 3 - 8 человек - чаще всего по 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному студенту. В малой группе студент находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всей группой, в условиях возможностей действовать в соответствии со своей индивидуальностью. В беседе внутри малой группы он может высказать своё мнение, активнее участвовать в решение учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями. Особенно благоприятные возможности для индивидуализации представляют группы, которые структурированы определённым образом. Сюда, прежде всего, относятся группы, которые сформированы преподавателем на основании уровня развития учащегося (обычно уровня знаний и (или) умственных способностей). В таких случаях более сильной группе предоставляются и более сложные (трудные) задания, а более слабой - задания легче. Группа может быть сформирована и на основе пожелания самих студентов. В таком случае совместно работают студенты со сходными интересами, стилем работы и связанные дружескими отношениями. Работа в такой группе создаёт особо благоприятные условия для проявления личностных качеств. Кроме того, здесь можно предложить группам задания по выбору. Однако вместе с тем в групповой работе таится известная опасность для активности студента: более сильный и старательный их них начинают заглушать инициативу более пассивных, слабых студентов и сами решают за них задания. Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения, для внутренней дифференциации, представляет дифференцированная самостоятельная работа, которая проходит в одиночестве и индивидуальном темпе. Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом, что студентам даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от их индивидуальных особенностей, а также путём группировки обучающихся внутри группы по различным признакам. Педагогика дифференцированного подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным студентам, т.к. цели и содержание определяются требованием общества, ФГОС - они являются общими для всех, - а приспособлением методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность. Таким образом, проанализировав выше сказанное, можно сказать, что индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого студентаНадо отметить ряд важных условий, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного осуществления реализации индивидуальных маршрутов деятельности студенто в ходе самостоятельной аудиторной работы,тоесть дифференциации во время аудиторной самостоятельной работы, основанной на уровневом подходе:1. Важно определить уровень усвоения материала для разных студентов и сообщить об этом студенту. Как и успех учебного процесса в целом, успех дифференцированного подхода в обучении в значительной степени зависит от познавательной активности студентов, от того, насколько они будут заинтересована в своей деятельности..2. Следующее важнейшее условие - это наличие определенных "ножниц" между уровнем требований и уровней обучения. Не следует отождествлять уровень, на котором ведется преподавание, с обязательным уровнем усвоения материала. Первый должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а студенты, потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше. Каждому студенту необходимо пройти через полноценный учебный процесс. Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним студентам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что предлагая студентам одинаковый объем материала, надо устанавливать различные уровни требований к его усвоению.3. Еще одно важнейшее условие, дополняющее предыдущее, - в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении по уровням. Это означает, что в ходе обучения не следует предъявлять более высоких требований к студентам, которые не достигли уровня, обязательной подготовки.4. Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход. Контроль предусматривает проверку достижения всеми студентами обязательных результатов обучения, а также дополняться проверкой усвоения материала на более высоких уровнях.5. Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности. Именно такой подход позволяет формировать у студентов познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности.При проектировании ИОМ следует иметь в виду два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности студента и контроль преподавателем этой деятельности. В этой связи учебная деятельность организуется как совместная деятельность студента и преподавателя, их сотрудничество. Формы взаимодействия при этом могут развиваться от максимальной помощи к последовательному наращиванию активности студента вплоть до позиции партнерства.. Выбор индивидуально - образовательного маршрута предусматривает следующую процедуру: анкетирование и беседа со студентом для определения его мотивации обучения по ИОМ, исследование его индивидуальных особенностей и уровня готовности к обучению по выбранному маршруту. Основаниями для выбора индивидуально - образовательного маршрута являются: профессиональные и жизненные планы студента; подходящий уровень образованности, необходимый для благополучного продвижения студента по данному образовательному маршруту; успехи в учебной, творческой и социальной деятельности;состояние здоровья и другие, не зависящие от учебного процесса причины. Часто необходимо вносить изменения в ИОМ. Причины для изменения индивидуально образовательного маршрута могут быть следующие: трудности в реализации данного образовательного маршрута, высокий или низкий уровень трудности маршрута, не соответствующий уровню образованности студента. Модель ИОМ студента, представляет собой открытую систему, включающую следующие системные компоненты:1. Концептуальный, который рассматривается в качестве системообразующего и представляет собой совокупность целей, ценностей и принципов на которые опирается деятельность, осуществляемая в рамках индивидуального маршрута 2. Содержательный, который включает в себя содержание образования, которое осваивается в процессе реализации маршрута.3. Процессуально-технологический, представляющий собой совокупность методических и технологических приемов, способов организации учебной деятельности, которые используются в процессе обучения. Индивидуализация создаёт предпосылки для развития интересов и специфических способностей студента. Индивидуализация обладает дополнительными возможностями вызвать у студентов положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе. Цель ИОМ - использовать потенциал предмета истории по индивидуализации образовательного процесса для достижения максимального результата личностно профессионального развития студента и требования ФГОС СПО к результатам обучения.

Литература


1.    Зверева Н.Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза на основе комплексной психолого-педагогической диагностики : дис. … канд. пед. наук. – Шуя, 2017. -232 с.
2.    Лоренц В.В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: Дис. … канд. пед. на-ук. – Омск, 2011. – 250 с.
3.    Соколова М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в ВУЗе: Дис. … канд. пед. наук.- Архангельск, 2016

4. Семашко П.В., Семашко А.В., Нижегородский государственный технический университет (НГТУ г. Н. Новгород). Организация самостоятельной работы студентов на старших курсах.2017.

5. Попов Ю.В., Подлеснов В.Н., Садовников В.И., Кучеров В.Г., Андросюк Е.Р.Практические аспекты реализации многоуровневой системы образования в техническом университете: Самостоятельная работа студентов С. 15-24. – (Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО.2016.

6. Пучков О.А., Солопова Н.С. Самоорганизация учебной деятельности в юридическом вузе (методологические основы). // Высшее образование в России №1, 2017.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!