РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Байжанова Гульнур Мухтаровна
Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология»
Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Для преодоления барьеров в общении подростков на проводился тренинг общения и межличностных отношений, иначе говоря осуществлялась работа по социально-педагогической коррекции межличностного взаимодействия.
Главными целями процесса социально-педагогической коррекции являлись:
- эмоционально-рефлексивное освобождение личности;
- овладение потенциалами продуктивного стиля общения.
Наши усилия были направлены на решение следующих основных задач:
1) осознание фактов личностной истории, обусловивших идентификацию с деструктивными эмоциональными и поведенческими моделями семьи и социума, заблокировавших установку «я могу»;
2) возрождение доверия самому себе, веры в духовный авторитет и позитивную сущность другого человека и восстановление депривированных звеньев структуры самосознания;
3) освобождение от интенсивных эмоций страха, стыда, вины, обиды, гнева, порождающих гипертрофию установки «я не могу» и затрудняющих позитивную активность личности подростка: баланс напряжения и расслабленности в теле, рефлексию и ответственность;
4) изменение негативных эмоционально насыщенных установок, искажающих адекватное восприятие ситуации общения, привычных агрессивных и инфантильных моделей общения и овладение соучастной стратегией контакта;
5) самостоятельное развитие обретенных навыков в реальной практике общения.
Цели: выработать стратегию общения, и умение вести себя в обществе.
Количество занятий: 8
Количество участников: 25-30 человек.
Возраст: 14-17 лет.
Периодичность занятий: 1 раза в неделю.
Продолжительность занятия: 1.5-2 часа.
В ходе проведения группового тренинга общения и межличностных отношений у подростков постепенно изменялись старые установки, постепенное освобождение от негативных эмоций в реальном общении людьми, позволило вернуться к осознанной и в то же время спонтанной регуляции общения. Программа психологического тренинга для подростков приведена в таблице 1.
Таблица 1.-Программа тренинга для подростков
№ занятия | Содержание занятия | Показатели эффективности |
1 | Освобождение от интенсивных эмоций страха, стыда, вины, обиды, гнева, вызывающих дисбаланс напряжения и расслабленности в теле; развитие рефлексивных потенциалов | Баланс напряжения и расслабленности в теле и переживаемые при этом эмоциональные состояния радости, спокойствия, интереса, поиска (позитивная физическая активность); осознавание особенностей своей личности. |
2 | Осознание фактов личностной истории, заблокировавших установку «я могу», обусловивших идентификацию с деструктивными эмоциональными и поведенческими моделями семьи и социума, агрессивной и инфантильной стратегией контакта; осознанная реализация на практике способности взаимодействовать на равных, доверять себе и другим, нести ответственность за защиту своих собственных взглядов, идей, решений, достижение успешных результатов с помощью соучастной стратегии контакта. | Осознание и преодоление эмоциональных состояний, побуждающих к директивной, манипулятивной, подавляющей, угрожающей, силовой моделям агрессивной стратегии и к моделям отвержения, потери, прерывания, беспомощности, ухода инфантильной стратегии контакта; осознанное произвольное владение побуждающей, поощряющей, понимающей, принимающей и поддерживающей моделями соучастной стратегии контакта, позволяющими поделиться с партнерами эмоциональными состояниями защищенности, интереса, умеренной тревоги и целенаправленного поиска в совместном пространстве общения. |
3 | Обособление от неадекватного восприятия ситуации общения, подменяющее реальность ожиданиями «должного», сформированными в прошлом опыте клиента, вызывающими переживания беспомощности | Обособление от «тупиковой» ситуации общения, выражаемое в снижении интенсивности страха, беспомощности, раздражения; позитивное восприятие ситуации общения, сопровождаемое переживанием эмоциональных состояний радости, спокойствия, интереса, поиска. |
4 | Возрождение веры в сове собственное совершенство, духовный авторитет и –позитивную сущность другого человека, развивающие способности и взаимодействовать с другими на равных, | Светлое состояние веры в духовный авторитет, себя и другого человека; позитивное отношение к себе и другим, доверие своим собственным взглядам, суждениям, решениям в сочетании с доверием другим, сопровождающееся переживанием позитивных эмоциональных состояний. |
5 | Идентификация с деструктивными эмоциональными и поведенческими моделями | Осознание своей отдельности от других, сопровождаемое состоянием защищенности, радости, интереса, поиска; принятие на себя ответственности за свое саморазвитие и |
6 | Освобождение эмоциональных и рефлексивных потенциалов депривированных звеньев самосознания | Удовлетворенное притязание на признание; позитивное отношение подростка к себе, своему телу; осознанное принятие прошлого, настоящего и будущего; осознанное принятие прав и обязанностей. |
7 | Возрождение веры в сове собственное совершенство, духовный авторитет и –позитивную сущность другого человека, развивающие способности и взаимодействовать с другими на равных, полагаться на свой собственный авторитет в сочетании с уважением к духовному авторитету | Светлое состояние веры в духовный авторитет, себя и другого человека; позитивное отношение к себе и другим, доверие своим собственным взглядам, суждениям, решениям в сочетании с доверием другим, сопровождающееся переживанием позитивных эмоциональных состояний. |
8 | Осознанное разделение сил, порождающих конфликт между желанием быть самим собой и стремлением угодить другим нарушающий гармонию в общении: осознание фактов личностной истории, заблокировавших установку «я могу», освобождение от интенсивных эмоций страха, стыда, вины, обиды, гнева, порождающих социальную установку «я не могу»; установки «я могу» | Обретение внутренней целостности, уверенности в себе; осознание эмоциональных состояний радости и тревоги умеренной интенсивности как показателей равновесия установок «могу» - «не могу»; уважение к духовным заповедям и закону воздаяния наряду с гибким отношением к правилам и нормам; общение с другими в понимающей, принимающей и прощающей моделях и одновременно самовыражение в побуждающей и поощряющей моделях партнерской стратегии общения. |
Своевременно правильно оценивать роль общения для стимулирования оптимального эмоционального настроя личности, максимального проявления ее общественно одобряемых склонностей и способностей и, наконец, для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что общение как ценность в системе ценностей, имеющихся у большинства людей, занимает очень высокое место.
Список литературы
Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте - М.: Педагогика, 2016. – 179 с.
Григорьева Т.Г., Линская Л.3., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. - Методическое пособие для преподавателей. - Новосибирск: Издательство Новосибирского университета. – М.: Совершенство, 2019. – 190с.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Попул. пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Акад. Развития, 2017. – 145 с.
Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: Изд-во МГУ, 2021. - 168с.