СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Реализация личностно-ориентированного подхода при обучении младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Младший школьный возраст - период, наиболее благоприятный в становлении личности.

Просмотр содержимого документа
«"Реализация личностно-ориентированного подхода при обучении младших школьников"»


Статья по теме :

« Реализация личностно – ориентированного подхода при обучении младших школьников в условиях ФГОС »








Статью подготовила: Няга Елена Сергеевна


Должность: Учитель начальных классов






























Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………..…3
Глава 1. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.1 Ценность младшего школьного возраста………………………………………….…4-5
1.2. Характерные особенности личности младшего школьника……………..….6

Глава 2. Формирование личности младшего школьника.
2.1 Готовность ребёнка к школе……………………………………………………………………7

2.2 Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста……………..8 2.3 Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте….9
2.4 Потенциал личностного развития младшего школьника………………….….10

3.Заключение…………………………………………………………………..11
4.Список использованной литературы………………………………………12































1. Введение

«Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности». А Эйнштейн.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» определено, что начальное образование направлено в частности на формирование личности учащихся и формирование умений, необходимых в учебной деятельности. Личность рассматривается как ценность и приоритет РФ.

Младший школьный возраст – период, наиболее благоприятный в становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающим миром, осваивает новые социальные роли, начинает интересоваться общественными явлениями, разбираться в мотивах поведения, нравственных оценках и задумываться над своим «Я».

Младший школьный возраст - от 7 до 11 лет возраста школьника. Это период межличностных отношений младшего школьника с другими людьми. Ребенок выражает разные чувства. Это, прежде всего, самолюбие, выражающее стремление ребенка не только к самоутверждению, но и к соперничеству с другими людьми.

Кроме того, позитивными качествами социального развития ребенка

является его расположение к другим людям (взрослым и детям), которое при общении выражается уважением, доверием, ответственностью, сопереживанием.

Сопереживание «успешного» ребенка «неуспешному» создает особую

атмосферу солидарности между детьми: все участники этой ситуации

становятся внимательнее друг к другу, доброжелательнее.

Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта, помогают раскрыть и сформировать такие качества личности, которые будут необходимы ребенку для успешной адаптации в современных условиях жизнедеятельности.

Для меня эта тема особенно актуальна, так как за период обучения начальной школы, у ребят раскрываются положительные качества их личности. И это радует.

Цель данной работы изучить младший школьный возраст как наиболее

благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка.

Исходя из данной цели, можно выявить следующие задачи:

1. Выявить основные характеристики младшего школьного возраста.

2. Выявить личностный потенциал младшего школьника.



Глава 1. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста.
1.1 Ценность младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребёнка. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного среднего образования. Этот возраст называется критическим периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. В период кризиса происходит существенное изменение всего психологического облика ребёнка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением. Происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Данный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, В. Т. Кудрявцева, А. К. Дусавицкого, Д. Б. Эльконина и др. Этот период жизни характеризуется активностью протекания всех процессов. Происходит интенсивное биологическое развитие детского организма, меняется психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. В младшем школьном возрасте закладываются основы образовательных траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, развивается воображение и фантазия, творческое мышление, начинают складываться интересы и склонности, формируются потребности, лежащие в основе творческого отношения к действительности. Давно замечено, что ребёнок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребёнка.
Ребёнок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определённых ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребёнок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определённым правилам и законам.
Что же происходит с ребёнком, когда он приходит в школу? Происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью обучения в школе. В семилетнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживания, когда ребёнок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», то есть у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.
Начало обучения в школе ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Ребёнок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
развития продуктивных приёмов и навыков учебной работы, «умения учиться»; раскрытие индивидуальных особенностей и способностей;
развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим; усвоение социальных норм, нравственного развития; развитие навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включён и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и прочее), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребёнка.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сенситивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.











1.2 Характерные особенности личности младшего школьника.
Доверие к учителю, подражательность, повышенная восприимчивость, эмоциональность и реактивность, исполнительность. Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступая с ним в споры, доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя. Повышенная восприимчивость выражается в том, что младший школьник с готовностью и интересом воспринимает всё новое, ему хочется научиться писать, читать, считать. Повышенная реактивность проявляется на уроках в быстром поднимании руки, нетерпеливом выслушивании товарищей, стремлении отвечать самому. Направленность на внешний мир выражается в интересе к фактам, событиям. При возможности дети подбегают к тому, что их заинтересовало, стараются потрогать незнакомый предмет руками, с удовольствием рассказывают об увиденном ранее. Подражательность заключается в том, что ученики повторяют рассуждения учителя, товарищей. Такое внешнее копирование помогает ребёнку в усвоении материала, но в то же время может привести к поверхностному его восприятию. Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах. У детей этого возраста сохраняется ряд потребностей, которые были характерны для дошкольника:
- потребность в игровой деятельности, но уже с другим содержанием;
- потребность в движениях;
- потребность во внешних впечатлениях.
Вместе с тем у младших школьников появляются и новые потребности:
- точно выполнять требования учителя;
- овладевать новыми знаниями, навыками, умениями;
- получать хорошие отметки, одобрение со стороны взрослых;
- быть лучшим учеником;
- выполнять общественную роль.
Личность ученика формируется в процессе учебной деятельности. Эффективность развития личности зависит от характера учебного процесса, от соответствия его закономерностям усвоения. Личность характеризует человека как хорошего или плохого, ответственного или безответственного члена общества.








Глава 2. Формирование личности младшего школьника.
2.1 Готовность ребёнка к школе.

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Младший школьный возраст является наиболее интенсивным периодом формирования учебной деятельности.
Младший школьник – это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к ней. Длительное время считалось, что критерием готовности ребёнка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что «готовность к школьному обучению заключается не только в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов». Готовность к школьному обучению означает сформированность отношений к школе, учению, познанию как к радости открытия, вхождения в новый мир, мир взрослых. Это готовность к новым обязанностям, ответственности перед школой, учителем, классом. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно на интересе, как эмоциональном переживании познавательной потребности, базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения.
Необходимые для школьника, как субъекта учебной деятельности, интеллектуальные, личностные, деятельностные качества формируются буквально с момента рождения.
От уровня их сформированности в значительной мере зависит вхождение ребёнка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в учебную деятельность.

К концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.











2.2 Развитие самооценки у детей младшего школьного возраста.
Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Самооценка представляет собой всю совокупность оценочных характеристик черт личности человека и связанных с ними переживаний. В развитии личности ребенка самооценка играет большую роль. Самооценка ребенка – индикатор успешности во взрослую жизнь. Психологи утверждают, что правильно сформированная оценка личных качеств, как внешних, так и внутренних, обеспечивает счастливую жизнь. Младший школьный возраст – это всё ещё начало жизненного пути, отсутствие опыта, а следовательно, «невозможность адекватной самооценки». Ребёнок же хотя и соглашается со своим возрастным статусом, но он уже осознаёт в себе личность и настроен на то, чтобы с его знанием себя считались другие.

1 класс – первоклассники положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами. Их самооценка преимущественно завышенная.

2-3 класс – процент завышенной самооценки снижается, дети относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении.

4 класс – самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, заниженная самооценка повышается, завышенная самооценка понижается, а суждения о себе – более обоснованными.
У младших школьников встречаются все виды самооценок: адекватная, высокая адекватная, завышенная, неадекватная заниженная. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребёнка.

Хорошо бы в начале урока использовать такой прием:

  • я умею дружить;

  • я вежлив и доброжелателен;

  • я умею слушать других;

  • я умею задавать вопросы;

  • я полон хороших идей;

  • я верю в себя и других;

  • я или мы справимся с проблемой;

  • мои успехи – успехи моих друзей.

Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности.

2.3 Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
В начальной школе у младших школьников формируются основные элементы ведущей учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения, развиваются формы мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, «требующая от ребёнка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости». Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека.
Первой характерной чертой школьного обучения является то, что с поступлением в школу ребёнок впервые в своей жизни начинает осуществлять общественно значимую для него деятельность. Это ставит его в новую позицию по отношению ко всем окружающим. Через выполнение новой деятельности определяются все остальные отношения ребёнка с взрослыми и сверстниками, в семье, отношения к себе и самооценка. В этом заключается важнейшая воспитательная функция школьного обучения, функция формирования личности. Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего школьного детства, однако, её функции на каждом этапе различны.

Вторая существенная особенность систематического школьного обучения состоит в том, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено поведение ученика во время пребывания в школе. Подчинение правилам, с одной стороны, требует от ребёнка умение регулировать своё поведение и, с другой стороны, формирует более высокие формы произвольного управления поведением.
Третья особенность учебной деятельности младших школьников заключается в том, что с поступлением в школу начинается изучение науки в системе или логике самой науки. Переход к систематическому обучению, к усвоению научных знаний представляет собой настоящую революцию в представлении ребёнка об окружающей его действительности.
Четвёртая особенность учебной деятельности младших школьников состоит в том, что ребёнку приходится радикально менять всю систему отношений воспитывающими его взрослыми. То есть для общения учителя с учениками и учеников с учителем необходимы особые средства.
Важнейший элемент учебной деятельности – учебно - познавательные
мотивы. Их формирование – важнейшая задача начального обучения, и от того, насколько в начальных классах будут сформированы такие мотивы, во многом зависит успешность дальнейшего обучения.

2.4 Потенциал личностного развития младшего школьника.
Важным компонентом системной организации образовательного пространства выступает развивающая среда, сама личность педагога.

В своей работе я опираюсь на простые утверждения:

  • если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;

  • если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;

  • если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;

  • если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом мире.

Педагог ориентирован на потенциальные возможности ученика, он играет роль помощника становления и развития личности ученика, уважает эту личность независимо от меры её приобщения к знанию, проявляет внимание к личностной инициативе ученика, к росту его личности. Изменяется и позиция личности ученика, которая переориентируется с результата усвоения, с полученной оценки на активное взаимодействие с учителем и другими учениками, на собственное развитие и саморазвитие. Ребёнок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.
Самосознание ребёнка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Постепенно у учащихся появляется своя точка зрения на всё, охватывающее их. Особое место начинают приобретать учебные мотивы и мотивы установления отношений со взрослыми и сверстниками по поводу учебной деятельности. Учебная деятельность со всеми её составляющими становится во главу угла в притязаниях ребёнка со взрослыми и сверстниками. Стремление к самоутверждению стимулирует ребёнка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство.
Для раскрытия личностного потенциала ребёнку необходимо понимать и принимать свою личность, одобрять себя в своих действиях и принимать ответственность за них. Принимая и понимая себя, ребёнок остаётся самим собой, всё более раскрывая свою индивидуальность. Когда ребёнок осознаёт в себе проявление тех или иных личностных качеств, принимает их в себе и может их сознательно контролировать, он научается владеть самим собой. Открывая в себе новые, позитивные личностные качества, ребёнок вступает в качественно иные отношения с внутренним и внешним миром, научается ценить себя и то, что его окружает. Школьник создаёт образ себя не просто как ученика, а как личности, способной к самополаганию, к самоутверждению себя в учебном процессе.

3. Заключение.

Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала ребенка, который характеризуется активностью протекания всех процессов, слабой выраженностью рефлексии и критичности,  ростом поля реального самовыражения за счёт расширения круга общения. Ребёнок входит в новые социальные группы, у него развивается мотивация, самосознание, потребность в оценке взрослого человека, потребность в игровой деятельности, свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность, стремление к новым впечатлениям.

Именно в младшем школьном возрасте идет наиболее интенсивное формирование отношений к миру, осуществление становления личности, происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Одно из важнейших условий успешного формирования ценных качеств личности младшего школьника – хороший психологический климат в семье и в школе. Зная особенности личности ребенка – его характер, его внутренний мир, можно подобрать к нему индивидуальный подход, раскрыть его потенциал.
Следовательно, можно утверждать, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным и значительным периодом для развития личностного потенциала личности.





















4. Список использованной литературы.

  1. Блонский П. П. Психология младшего школьника. – М., 1997

  2. Волков Б. С. Психология младшего школьника. Учебное пособие для вузов. 2005

  3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996

  4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения./ В. В. Давыдов. – М.,2009

  5. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М: Центр «Педагогический поиск», 2001

  6. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника.- М.,1988