Реализация личностно – ориентированного подхода
к организации образовательного процесса
в начальной школе
Подготовил:
учитель начальных классов
Козырко Ольга Владимировна, МБОУ ОООШ
Реализация личностно – ориентированного подхода к организации
образовательного процесса в начальной школе
Проблема личностно-ориентированного обучения в современной школе представляется в настоящее время актуальной и значимой. Ее востребованность определяется эффективностью усвоения знаний, умений и навыков. В существующей практике обучения мы зачастую сталкиваемся с неоднородностью состава учащихся одного класса по учебным возможностям, по индивидуальным психофизическим особенностям, по интересам, по национальному признаку, по уровню воспитанности.
Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. С другой стороны, такое обучение позволяет учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными потребностями, возможностями модифицировать цели и результаты обучения. Личностно - ориентированный подход основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы.
Дети разные, в узких рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал.
Как это сделать, чтоб урок для всех учащихся стал общий?
Что можно сделать сегодня в обычной школе, чтобы помочь каждому ребенку добиться успехов в учебе? Помочь ученику в его становлении личности, в развитии его познавательных возможностей?
Личностно-ориентированный подход позволяют решать поставленные задачи.
Индивидуальный подход является одним из основных принципов обучения. Он понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников, включение в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным особенностям.
Учет индивидуальных особенностей – это повышение эффективности обучения и воспитания.
Слабым и инертным детям в школе приходится «ломать» себя, приспосабливаться к требованиям обучения. Но у таких детей есть и свои преимущества. Например, в ситуациях, требующих монотонной, однообразной работы, такие дети проявляют себя лучше, чем дети с сильной нервной системой. Совсем иным видится ребенок с сильной нервной системой - чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он усваивает значительный по объему материал. Но возникают и такие ситуации, когда ученикам с сильной нервной системой приходится нелегко. При однообразной, монотонной работе они испытывают чувство раздражения, неудовольствия и начинают отвлекаться. Им с трудом удается работать по шаблону, по алгоритму.
Исходя из индивидуальных особенностей учащихся, учителю необходимо, «определять характер необходимой в каждом конкретном случае помощи, а также способов, которыми ее можно наилучшим образом обеспечивать» - так справедливо говорил английский психолог М. Дональдсон.
Прежняя психологическая установка учителя «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель» уступило место новой психологической установке для учащегося «возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного "
Нам учителям просто необходимо осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся.
Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты: уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы. Решается проблема неуспеваемости потому, что каждый учится так, как может. Именно поэтому в классе улучшается психологический климат. Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации. Проблема преодоления неуспеваемости - это и психологическая проблема. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим.
Стараюсь использовать этот метод с первых дней работы в школе, хотя начала работу совсем недавно. Личностно – ориентированный подход необходимо применять с первых дней ребенка в школе, на любом этапе урока. Остановлюсь на некоторых формах, методах и приёмах организации личностно – ориентированного подхода, опробованных и осваиваемых мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его оптимизации.
Класс делится на три группы, причем уровень сложности задания ребенок выбирает сам. В самом начале применения метода дети иногда завышают или необоснованно занижают свои возможности, но постепенно каждый учится выбирать необходимое.
1 уровень - самый легкий
2 уровень – рассчитан на среднего ученика
3 уровень – повышенной сложности.
Приведу примеры.
На уроках обучения грамоте давала задание:
При изучении буквы «б» даются слоги
ба, во, ка, бо, ни, би, по, бу, то, су, бе, ми, ва, ло, бы.
1 уровень – найди слоги с буквой, подчеркни букву «б»
2 уровень -придумай слово со слогом. Запиши.
3 уровень – придумай рассказ.
Урок русского языка во втором классе:
Сле.., тра..ка, клу.., камы.., сапо.., моро.., избу…ка, ле…ка.
1 уровень - вставь пропущенные буквы.
2 уровень – запиши проверочное слово.
3 уровень – придумай и запиши предложения.
Учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развитие его индивидуальности. При таком «расслоении» каждый вносит посильный вклад в урок. Учащиеся, испытывающие трудности, обретают уверенность, охотно отвечают, свободно включаются в работу. За отведенное на задание время некоторые дети успевают сделать не только свой уровень, но и работают дополнительно, что исключает проблему свободного времени на уроке. Проверяется задание тоже по уровням, причем в обсуждении «чужого» задания может участвовать любой ученик. Все это способствует развитию речи, свободному владению изученным материалом, умению доказать свою точку зрения.
При решении задач, которые не каждый учащийся любит и может решать, также использую этот метод.
Задача. На городской аллее посадили 15 берез, а лип на 8 больше. Сколько всего деревьев посадили?
1 уровень – реши задачу
2 уровень – измени вопрос.
3 уровень – придумай аналогичную.
Дети знают, что каждый следующий уровень, предполагает сначала решение предыдущего, а потом выполнение выбранного задания.
При учитывании уровня готовности учащихся к восприятию учебного материала, при реализации психолого - педагогических условий, при грамотном использовании личностно-ориентированного подхода он может служить основой интеллектуального развития младшего школьника, будет способствовать повышению качества и объема знаний, самооценки учащегося, развитию компетенций субъектов образовательного процесса.
Становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума. Идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий.
Например:
составление текстов – диктантов;
составление карточек-заданий по изученному материалу;
составление обобщающих таблиц для работы на уроке;
сочинение лингвистических сказок (миниатюр);
работа с дополнительной литературой;
проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки;
Школьникам необходимы опорные схемы, таблицы. В классе должен быть стенд «Подсказки на каждый день» с материалом к урокам по изучаемой теме, на парты кладутся словари и «папка-помощница»
Этой группе школьников нужно предъявлять посильные проверочные задания. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые учащиеся выполняют задание на карточке.
Образец карточки-задания.
Наступление весны.
Зима к…нчает(?)ся, начинается весна. День становит(?)ся светлее, воздух теплее. Со…нце руш…т снежн… крепости. Зима (н…) (з,с)д ает(?)ся без боя. Ночью моро(с,з) заковывает землю. Утром вверху бл…стит со…нце, а на белой земл... по… вляют(?)ся сини… тени от деревьев. У д…мов шумят вороб… и, и под крыш… й собирают(?)ся голуби.
Обычный диктант не показывает реального состояния орфографической грамотности слабых школьников, а задание на карточке позволяет выявить реальную картину достижений учащихся. При объяснении нового учебного материала или во время его закрепления слабым учащимся предлагаются опорные карточки, так как им требуется зрительно-текстовая опора и индивидуальный темп работы.
Итак, личностно – ориентированный подход предполагает соблюдение следующих условий:
учитель хорошо знает школьника, его индивидуальные и психологические особенности, его сильные и слабые стороны;
ученики достигли определенного уровня умений самостоятельного приобретения знаний.
В начальных классах любой урок можно начинать с пятиминутки чтения и орфографической разминки. Пятиминутки могут строиться по-разному: «жужжащее» чтение, «представление» прочитанной книги, вопросы учителя и учеников по прочитанным книгам. Орфографическая разминка в форме словарных диктантов по орфографическим темам: безударные гласные в корне, чередующиеся гласные. Работа с деформированным текстом, текстовые диктанты.
Как может осуществляться дифференцированный подход на различных этапах урока?
На этапе введения нового материала сильные учащиеся получают задание самостоятельно прочитать литературу, проанализировать текст.
Учащиеся II группы также работают самостоятельно с учебником, затем заполняют таблицы по изучаемой теме.
Слабые ученики нуждаются в поэтапной отработке изучаемого материала и наглядности, поэтому осваивают теоретический материал под руководством учителя, который использует наглядно-опорные материалы.
На этапе закрепления учащиеся выполняют различные виды заданий, уровень сложности которых постепенно повышается, так как и слабым ученикам постоянно работать на облегченном материале нельзя — затормозится их развитие.
Роль учителя в работе с каждой из групп меняется: ученикам I группы, которые работают самостоятельно, он дает в основном общие указания о требованиях к выполнению задании, а также о путях и способах выполнения. Ученики II группы получают более детальные комментарии. Нельзя недооценивать роль самостоятельной работы для учеников III группы. Если их лишить возможности упражняться самостоятельно, они могут привыкнуть действовать только по образцу и только с посторонней помощью. Но, с другой стороны, они больше остальных нуждаются в постоянной помощи учителя.
Я считаю, что дифференцированное домашнее задание для учеников I группы должно быть направлено на расширение и углубление знании, умений и навыков, выполнение упражнений, требующих творческого подхода; задания для учеников II группы - на углубленное изучение нового материала. У школьников III группы домашние задания служат закреплению основ изученного и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Я думаю, что личностно – ориентированное обучение поможет учителю справиться с некоторыми сложными вопросами, которые возникают перед ним каждый день.
Работая над проблемой, мне захотелось сделать сравнительный анализ традиционной системы обучения и личностно – ориентированного обучения.
Традиционная система обучения | Личностно – ориентированный обучение |
Единая программа, требования | Вариативность |
От простого к сложному, от частного к целому | Индивидуальный подход, проблемность |
Цель обучения |
Дать определенный объем знаний | Развитие индивидуальных особенностей |
Дать общее образование по единой программе | Создание условий для развития личности |
Формирование ЗУН | Развитие нравственности и образованности |
Позиция ученика |
Пассивность | Активность |
Отсутствие мотива к личностному росту | Интерес к деятельности |
Функции учителя |
Выдать определенный набор ЗУН | Научить мыслить |
Развивать познавательную активность | Научить учиться |
Обучать, воспитывать | Координировать, консультировать |
Контролировать | Организовывать |
Формы обучения |
Иллюстративно - объяснительные, информационные | Проблемные, поисковые, исследовательские |
Урок, лекция, беседа, объяснение | Игра, диспут, семинар, урок |
Стили взаимодействия |
Авторитарность и требовательность | Сотрудничество и доверительность, открытость |
Личностно – ориентированный урок - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности.
Используемая литература
1. Ушинский К. Д. Методика начального обучения М.1968 г.
2. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника
М.1989 г.
3. Калмыкова З. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога
М.1982 г.
4. Бондаревская Е.В. Ценности личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1995.- №4.