Реализация метапредметного подхода на уроках трудового обучения и технологий
Основная задача использования метапредметного подхода в обучении – формирование у обучающихся культуры работы с теоретическими знаниями.
Современная задача преподавания предмета «Технология» – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Значит нужно, чтобы учащихся были компетентными, инициативными, творчески думающими, активно действующими, легко адаптирующимися к современном экономическим реалиям жизни. Лучшим способом развития мыслительной активности и творческих способностей личности является разработка чего-то субъективно или объективно нового - это деятельность по созданию продуктов, обладающих личностной или общественно значимой потребительской стоимостью.
Образовательная область «Технология» является основной практико-ориентированной образовательной областью в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. На уроках технологии ученики осваивают знания об объекте, субъекте, знания о предмете и результатах технологической деятельности.
С целью формирования у учащихся метапредметных навыков в процессе обучения технологии уделяется большое внимание проектной деятельности. В каждом классе материал осваивается методом учебного проектирования. По мере взросления учащихся проекты усложняются как за счет добавления новых структурно-содержательных компонентов проектной деятельности, так и за счет усложнения конструкции и технологии обработки изделий. Через создание определенного изделия - самостоятельно интегрируются знания, умения, навыки.
Обязательным элементом метапредметного урока трудового обучения является целеполагание. Далее требуется присутствие исследовательской, проектной, коммуникативной, дискуссионной, игровой деятельности, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. Очередным элементом является создание проблемных ситуаций, требующих личностного самоуправления (т.е. регулятивных универсальных действий): учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно найти решения тех или иных поставленных задач.
На уроке происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов. Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть применимыми к различным предметным областям.
При обучении технологии метапредметные навыки формируются через создание определенного изделия, при изготовлении которого ученица самостоятельно интегрирует знания, умения, навыки. Это способствует формированию метапредметных умений и навыков, которые лежит в основе изготовления любого изделия, способности человека действовать по алгоритму и инструкции.
В процессе конструирования и моделирования изделий у учениц формируется понимание того, что по одной основе можно сшить разные швейные изделия, создаются ситуации для определения учащимися адекватных имеющимся организационным и материально – техническим условиям способов решения задачи на основе имеющихся алгоритмов. У учениц развивается рефлексивная способность действовать в соответствии с позициями (что я делаю? для чего я это делаю? как я буду это делать? что я получу в результате?). Этот этап работы сопровождается так же формированием общеучебных умений и навыков, обеспечивающих школьницам нахождение, переработку и использование информации для решения поставленных задач. Большую роль играют эксперименты по выявлению свойств материалов, особенностей технологических операций, что так же является источником получения достоверной информации. На основе полученной информации учащиеся подбирают аргументы, формулируют выводы по обоснованию технико-технологического и организационного решения, отражают в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
В течение всего учебного времени ведется одновременно и обучение, и выполнение учебного творческого проекта. Уже с первых уроков начинается формирование метапредметных навыков (ключевых компетентностей).
Практическая деятельность учениц при обучении разделу «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» осуществляется по схеме: эскиз (идея) – конструкция – готовое изделие. Учебный материал в каждом классе осваивается методом проектирования. По мере взросления учениц проекты усложняются как за счет добавления новых компонентов проектной деятельности, так и за счет усложнения конструкции и технологии обработки изделий.
Когда сформирован определенный уровень метапредметных навыков, учащиеся способны выстроить собственную траекторию выполнения проекта. И здесь особенно ярко проявляется их инициатива, творчество и самостоятельность.
Дальнейшим развитием метапредметного подхода в преподавании предмета технологии мне видится использование информационных технологий. Компьютер дает сегодня процессу обучения большое количество преимуществ, в том числе наглядную графику и доступ к поистине бездонным хранилищам информации. Демонстрация цифровых объектов (уроков, презентаций, мастер-классов) через мультимедийный проектор. На школьный сайт для пользования выкладываются интересные ученические проекты, инструкционно-технологические карты по изготовлению изделий, рефераты, проекты, исследовательские работы учащихся для проверки принимаются по электронной почте. Работа с компьютером повышает интерес учащихся к предмету за счет новой формы общения и помогает ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и в удобное для него время.. Важнейшей забота для учителя - обучение детей способам поиска информации с целью решения тех задач, которые ставятся в образовательном процессе.
На метапредметных уроках трудового обучения используются индивидуальные инструкционнотехнологические карты с образцами, видеоматериал. Для решения познавательных и коммуникативных задач используются различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы, электронную библиотеку и др. Проводится большая исследовательская работа с целью создания своего индивидуального стиля. Используются современные способы раскроя: выбирается модель, в компьютер вводятся необходимые данные (мерки) и через принтер выводится выкройка в соответствии с индивидуальными особенностями фигуры и эскизным замыслом. Обосновываются пути и средства устранения ошибок и разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах, осуществляется поиск новых решений возникшей конструкторской, технологической и экономической задачи.
Метапредметного урок предусматривает самостоятельную (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебную деятельность учащихся, рефлексию - перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов, активизацию интереса и мотивации обучения учащихся; применение образовательных технологий (технология совместного обучения; технология исследовательской эвристической деятельности; проектная деятельность; проблемно-диалогическая технология; развитие критического мышления; ТРИЗ; игровая технология и т. д.). Обязательным элементом такого урока является создание проблемных ситуаций, требующих личностного самоуправления (т.е. регулятивных универсальных действий); активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика.
Таким образом, метапредметный урок трудового обучения - это урок способствующий развитию жизненной компетентности учащихся через системно-деятельностный подход, средствами инновационных технологий.