«Реализация метапредметного подхода на уроках музыки»
.
2021
Содержание:
Введение стр.3
Основная часть
- Особенности метапредметного подхода. стр.5
- Особенности внедрения метапредметного
подхода на уроках музыки. стр 6
Заключение стр.8
Список использованных интернет-источников стр.9
Введение.
Современные школьники живут и воспринимают мир в прекрасном цветном изображении телевидения, они играючи осваивают компьютерные программы, имеют возможность смотреть фильмы в кинотеатрах с объемным экраном и стереофоническим звучанием. Поэтому процесс обучения в школе необходимо приближать к современному технологическому уровню, окружающему нас. Педагог, использующий на уроках различные способы межпредметных связей, тем самым повышает интерес к учебному процессу, делая его многообразным, доступным и эффективным. (1)
Действительно, основной задачей современной школы является задача научить ребенка добывать информацию и работать с ней. Не отработка знаний, умений и навыков в рамках отдельного учебного предмета, а обучение получению, анализу, обработке и хранению актуальной для ученика информации. И в дальнейшей профессиональной деятельности более востребован будет специалист, обладающий необходимыми метаумениями. Важнейшие из них – эффективное самообразование и способность быстро адаптироваться к часто меняющимся условиям организационной среды.
Цель данной работы – обобщение системы работы по внедрению метапредметного подхода в образовании.
Задачи работы :
1.провести анализ теоретического и практического опыта по вопросу метапредметности в образовании.
2.осуществить внедрение метапредметного подхода в урочной и внеурочной деятельности.
3. обобщить собственный педагогический опыт по вопросу введения метапредметного подхода.
Основная часть.
1.Особенности метапредметного подхода.
Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными. В 1930 году был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение. (3)
Впервые термин «метапредметное обучение» было употреблено Д. Ушинским. Значение понятия «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. это тот объем знаний, который формируется и используется не в процессе изучения какого-то отдельного школьного предмета, а в ходе всего обучения.
В Федеральном Государственном Стандарте 2 поколения наряду с личностными и предметными результатами освоения образовательной программы отдельно выделены и метапредметные результаты. В качестве требований к метапредметным результатам по музыке ФГОС подразумевают:
анализ собственной учебной деятельности;
определение целей и задач собственной музыкальной деятельности;
размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней; (2)
Таким образом, метапредметные знания необходимы не только для решения образовательных задач, но и в различных жизненных ситуациях. В связи с этим необходимо изменить подход к проектированию любого урока в общеобразовательной школе. Это актуально и в области музыкального образования. Все виды деятельности, которые использует учитель на уроке, способствуют реализации принципов развивающего обучения, что позволяет использовать метапредметный подход.
2. Особенности внедрения метапредметного подхода на уроках музыки.
Немалая роль в проблеме всестороннего развития и формирования личности отводится искусству.
Так как метапредметный подход подразумевает сочетание различных научных дисциплин, поэтому урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. При знакомстве обучающегося с музыкальным произведением в своей пед.практике я использую множество педагогических приемов:
При прослушивании муз. фрагментов на уроке, обучающиеся подбирают слова-синонимы, соответствующие характеру звучавшей музыки.
В рассказе о содержании произведения провожу параллели с историей;
При исполнении обучающимися музыкальных произведений на уроке добавляется пластическое интонирование и музыкально-ритмические упражнения, что позволяет проследить связь музыки с математическими представлениями;
Использование учителем специальной терминологии позволяет проследить связь с иностранным языком;
При инсценировании песен, музыкальных пьес программного материала, сюжетов сказок развивается устная речь обучащихся, что выражается в творческих размышлениях о музыке;
Кроме того, детское творческое начало проявляется и в набросках эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям, рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений. Это помогает им сочетать образы музыки с изобразительным искусством, где развиваются навыки ориентирования с окружающей действительностью;
Мною разработаны и апробированы тестовые задания для диагностики развития музыкально-творческих способностей обучающихся, с целью отслеживания прочности усвоения учебного материала, оценочного контроля успеваемости учащихся, а также само- и взаимопроверки.
в наиболее сложной форме внеурочной деятельности – постановке музыкальных сказок, инсценировок - активизирую развитие образного музыкального слуха, голосовых данных обучающихся.
Далее, на примере Концерта №2 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова я покажу систему заданий при реализации метапредметного подхода.
После знакомства учащихся с данной музыкой, предлагаю фрагменты других музыкальных прoизведений. Из прослушанной музыки необходимo выбрать наиболее близкий по характеру к музыке Рахманинова. (Предложить музыку Чайковского, Бородина, Шопена и др. композиторов).
Далее можно обсудить главную мысль произведения – тоска по родине, красота родной природы, песенность национальной музыки. Сопоставить звучания живописных полотен (предложить ребятам репродукции картин Перова, Поленова, Саврасова, Репина и др,) с ранее прозвучавшим концертом.
Затем предлагаю выбрать время года, соответствующее настроению произведения (осень, зима, весна, лето), определить природу местности и т.д.
Таким образом, метапредметный подход помогает установить связи всего и со всем и вовлечь ученика в разнообразные виды деятельности.
Плюсом является и то, что учащиеся могут не только сформировать свои впечатления и отношение к музыкальному произведению, но и грамотно проанализировать любое другое художественное произведение, что поможет ему и в дальнейшей учебе и в жизни.
Заключение.
Таким образом, значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.
Конечно, предложенные рекомендации - всего лишь схема, модель принципиальных направлений по обеспечению метапредметных результатов. В реальном процессе они наполняются личностным содержанием, действуют через сознание, волю, эмоции, индивидуальность педагогов, которые и определят выбор содержания и способов обучения.
Литература.
1. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/12/09/metapredmetnyy-podkhod-na-urokakh-muzyki
2. https://infourok.ru/statya-metapredmetniy-podhod-na-urokah-muziki-761965.html
3. https://kopilka.edu-eao.ru/formirovanie-metapredmetnyh-rezultatov-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-v-5-9-klassah/
10