Реализация образовательной области «художественно-эстетическое развитие»
в контексте ФГОС ДО
Архипова Е.А.,
воспитатель подготовительной группы «Снежинка»
2017 год
«…Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни: эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей»
Художественно-эстетическая деятельность дошкольника – это деятельность, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
Основная цель художественно – эстетического развития: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Содержание образовательной области «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» предполагает: - развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; - становление эстетического отношения к окружающему миру; - формирование элементарных представлений о видах искусства (восприятие музыки, художественной литературы, фольклора); - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; - реализация самостоятельной творческой деятельности детей(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
К художественно-эстетической деятельности относится:
- Изобразительная деятельность;
- Музыкальное восприятие;
- Восприятие художественной литературы.
Художественно-эстетическое развитие ребенка в контексте ФГОС ДО предполагает создание следующих условий: - обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности; - организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно - ролевой и режиссерской игры; - предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла; - поддержка детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка; - использование детского дизайна в оформлении.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
- Насыщенность среды
- Трансформируемость пространства
- Полифункциональность материалов
- Вариативность среды
- Доступность среды
- Безопасность среды
Основные компетенции педагога:
- обеспечение эмоционального благополучия;
- непосредственное общение с каждым ребёнком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
Направления работы воспитателя
- ИСПОЛЬЗУЕМ!
- ВКЛЮЧАЕМ!
- СОЗДАЁМ!
- УЧАСТВУЕМ!
- ОРГАНИЗУЕМ!
- СОТРУДНИЧАЕМ!
Методы реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»:
- метод целостного восприятия;
- метод убеждения;
- метод приучения, упражнения;
- метод побуждения к сопереживанию;
- метод проблемных ситуаций;
- методы, которые направлены на приобщение детей к искусству - показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого;
- методы, которые связаны с формированием навыков художественной деятельности - показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.
Средства реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»:
- организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
- общение с искусством;
- материальное обеспечение;
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
- организация атмосферы творчества и мотивация задания;
- ознакомление детей с творчеством;
- доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;
- активная педагогическая деятельность.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!