СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Реализация общеразвивающих программ дополнительного образования кружка "Робототехника"»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы:  формирование у ребёнка интереса к программированию, техническому творчеству и технологиям.

Знания, полученные при изучении данного курса, помогут научить мыслить образно, формализовывать и моделировать реальные задачи, конструируя и программируя робототехнические устройства, привить навыки логического и критического мышления, самостоятельного исследования, развить фантазию и воображение, показать связь математики с техни

Просмотр содержимого документа
««Реализация общеразвивающих программ дополнительного образования кружка "Робототехника"»»

Муниципальные педагогические чтения

Статья на тему:

«Реализация общеразвивающих программ дополнительного образования кружка "Робототехника"

Андреева Елена Ивановна,

учитель технологии, педагог дополнительного образования

МБОУ “Лицей им. С. Н. Булгакова” г. Ливны



Программа технической направленности кружка «Робототезника» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами Российской Федерации:

1.       Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.   Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

3.     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

4.  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

5.   СанПиН СП 2.4. 3648-20, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г №28;

7.       Устава МБОУ "Лицей им. С.Н. Булгакова" г. Ливны;

8.       Положение о порядке разработки и утверждения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей имени С.Н. Булгакова" г. Ливны.

Новизна и отличительные особенности одной из ключевых проблем в России является ее недостаточная обеспеченность инженерными кадрами в условиях существующего демографического спада, а также низкого статуса инженерного образования при выборе будущей профессии выпускниками школ. В последнее время руководство страны четко сформулировало первоочередной социальный заказ в сфере образования в целом. Необходимо активно начинать популяризацию профессии инженера уже в средней школе.

Успехи в робототехнике и автоматизированных системах трудно переоценить, со временем, благодаря им, произойдут существенные изменения в устройстве нашего общества. Роботы всё более широко используются в транспорте, в исследованиях Земли и космоса, в хирургии, в военной промышленности, при проведении лабораторных исследований, в сфере безопасности, в массовом производстве промышленных товаров и товаров народного потребления. Переход экономики России на новый технологический уклад предполагает широкое использование наукоёмких технологий и оборудования с высоким уровнем автоматизации и роботизации. Робототехника – это настоящие и будущие инвестиции и, как следствие, новые рабочие места.

Цель программы: формирование у ребёнка интереса к программированию, техническому творчеству и технологиям.

Знания, полученные при изучении данного курса, помогут научить мыслить образно, формализовывать и моделировать реальные задачи, конструируя и программируя робототехнические устройства, привить навыки логического и критического мышления, самостоятельного исследования, развить фантазию и воображение, показать связь математики с техникой.

Задачи программы:

  • обучить современным разработкам по робототехнике в области образования;

  • обучить учащихся комплексу базовых технологий, применяемых при создании роботов, основным принципам механики;

  • обучить основам программирования в компьютерной среде разработки (использовать компьютеры, как средства управления моделью и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами, составление управляющих алгоритмов для собранных моделей);

  • научить ребят грамотно выражать свою идею, формализовывать её, проектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию;

  • обучить учащихся решению ряда кибернетических задач, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением;

  • изучить правила соревнований по робототехнике и программированию;

развить у ребенка навыки инженерного мышления, умения работать по предложенным инструкциям, конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем.

Программа рассчитана на возраст детей 12-16 лет, что соответствует подростковому возрасту. В детское объединение принимаются все желающие дети, получившие разрешение родителей. Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и так, чтобы занятия были максимально интересными и познавательными.

Отличительной особенностью возраста  12-16 лет является переход от детства к взрослости. Этот возраст отличается специфической психологической особенностью, которую необходимо учитывать во всей учебной деятельности. Обучающиеся начинают уже критически относиться к себе, своим работам и способностям. В этом выражается их взросление, усиление требовательности к себе, стремление к совершенствованию и самоутверждению. Эти качества проявляются и в деятельности обучающихся. Если в начальных классах дети охотно берутся за выполнение заданий, смело и увлеченно конструируют, довольствуясь любым результатом, то в старшем подростковом возрасте другая   картина.   Обучающийся   не   сразу   принимается   за   работу,   а выполнив задание, может быть столь не удовлетворен результатами, что может объявить себя «неспособным» и вообще прекратить заниматься робототехникой.

Возраст обучающихся по данной программе: 12-16 лет. Группы формируются с учетом желания детей и родителей. Количество обучающихся в группе: 10-15 человек. Занятия проходят в кабинете 22 (учебные мастерские) соответствующий требованиям СанПиН. Кадровое обеспечение программы

Сроки реализации Программы Срок реализации программы – 2 года.

Планируемые результаты. По итогам обучения, у обучающиеся сформированы планируемые результаты обучения

Задачи программы

Планируемые результаты обучения по программе

Методы оценки планируемых

результатов

Воспитательные:

  • формировать творческое отношение к выполняемой работе;

  • содействовать формированию лидерских качеств и чувства ответственности как необходимых качеств для успешной работы в команде;

  • формировать активную личностную позицию;

  • способствовать профессиональной ориентации и социализации.

Личностные:

  • развитие любознательности, сообразительности, умения находить нестандартное решение при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • умение работать в команде;

  • умение аргументировать и отстаивать свою позицию;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.

Наблюдение, беседа,

анализ способов деятельности, метод рефлексии.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и изобретательность;

  • содействовать развитию логического мышления и памяти;

  • развивать внимание, речь, коммуникативные способности;

  • развивать способности к проектно-исследовательской деятельности.

Метапредметные:

  • умение создавать качественный продукт в соответствии с поставленной задачей;

  • умение планировать свою деятельность, действовать по намеченному плану;

  • умение создавать новое на основе имеющихся знаний;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • способность к самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

Наблюдение, беседа,

опрос, анализ способов деятельности, анализ проектно- исследовательских работ.

Обучающие: Стартовый уровень

  • дать первоначальные знания по устройству робототехнических систем;

  • научить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств;

  • научить работать по предложенным схемам и инструкциям;

  • дать основы программирования в компьютерной среде NXT-G;

Предметные: Стартовый уровень По окончании обучения

обучающиеся будут знать:

  • правила безопасной работы;

  • основные компоненты конструкторов LEGO;

  • конструктивные особенности различных роботов;

  • среду программирования NXT-G. По окончании обучения обучающиеся будут уметь:

  • собирать модели роботов по предложенным схемам и инструкциям;

Наблюдение, беседа,

опрос, тестирование, анализ способов деятельности, анализ созданных моделей.


Учебный план определяет перечень, трудоемкость, распределение по периодам обучения, иных видов учебной деятельности установлено настоящим Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 24.07.2015): - Москва: Проспект, 2013.

Формы промежуточной аттестации обучающихся» (п.22, ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ»). Федеральным законом «Об образовании в РФ» не введено исключение для проведения промежуточной аттестации (п.1., ст.58). В связи с этим, наличие в учебном плане форм промежуточной аттестации по освоению образовательной программы (в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы) является обязательным.

Методы обучения

  • Познавательный  (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения материалов);

  • метод проектов  (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)

  • контрольный метод  (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)

  • групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)

Формы организации учебных занятий

  • урок-консультация;

  • практикум;

  • урок-проект;

  • урок проверки и коррекции знаний и умений.

  • выставка; 

  • соревнование;

Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения конструирования и программирования модели робота для решения предложенной задачи Реализация программы «Робототехника» предполагает следующие формы организации образовательной деятельности: очные занятия, дистанционные занятия.

Воспитательные компоненты программы

В основу программы положены следующие принципы:

  • принцип последовательности освоения учебного материала – «от простого к сложному».

  • принцип практической направленности - формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности, реализацию принципа связи обучения с жизнью.

  • принцип учета возрастных особенностей – соответствие деятельности уровню развития, воспитанности и социальной зрелости обучающихся.

  • принцип сознательности и активности - понимание обучающимися целей и задач, стоящих перед ними, стремление к их выполнению, сознательное и активное отношение к учению; понимание путей и средств осуществления искомых целей; переработки учебного материала; активное усвоение знаний и сознательное творческое их применение.

  • принцип доступности и посильности - обучение школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

  • принцип познавательной ценности – необходимо показать учащимся ценность учебного общения как средства развития интеллекта, личности, расширения кругозора, познания нового.

Методы обучения, на которых базируется программа
  • Объяснительно-иллюстративный – сообщение готовой информации различными средствами (словесными, наглядными, практическими) и осознание и запоминание этой информации обучающимися: просмотр обучающих презентаций, обучающие лекции и беседы, выполнение упражнений.

  • Репродуктивный - выполнение заданий по образцу или алгоритму: работа по схеме, работа совместно с педагогом.

  • Проблемный метод – решение проблемных задач, в ходе которого приобретаются навыки логического, критического мышления: мозговой штурм, задания типа «найди способ», «предложи идею», «посмотри внимательно» и др.

  • Частично-поисковый метод: самостоятельная работа обучающихся, эвристическая беседа, популярная лекция, составление плана разрешения определенной проблемы.

В данной дополнительной общеобразовательной программе применяются


Итоги реализации общеразвивающей программы кружка «Робототехника»

Учебный год

Ф.и. уч-ся

Мероприятия

Результат

2020-2021

Харламов Костанин 8 в класс

ВсОШ по технологии (муниципальный этап)

Творческий проект на тему: «Изготовление и программирование робота Lego Education Mindstorms EV3

Победитель

2021-2022

Вихров Алексей 8 в класс

ВсОШ по технологии (муниципальный этап)

Творческий проект на тему: «Изготовление и программирование робота Lego Education Mindstorms погрузчик

Победитель

2021-2022

Вихров Алексей 8 в класс

Международный Фестиваль-конкурс «Ярче Звезды» Творческого объединения Премьера (г. Санкт-Петербург) Cento d”arte «Estra» (Milane Italia) Независимый фонд «Люди XXI века» Москва Россия

Победитель


Занятия по программе, активизируют развитие учебно-познавательной компетентности учащихся, помогают развивать интерес к научно-техническому конструированию и моделированию, воспитывают интерес к программированию и автоматическому управлению техническими объектами и, таким образом, способствуют повышению интереса детей к научным исследованиям и техническому творчеству в целом.