УДК 000.00
Константинова О.П.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области», г. Димитровград, Ульяновская область
Реализация поликультурного воспитания в процессе
преподавания иностранного языка в школе
В век межгрупповых, межличностных, межэтнических конфликтов, постоянных религиозных и политических противоречий особенно актуальным становится поликультурное воспитание подрастающего поколения. Комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм в рамках расширения сотрудничества между разными странами - это и есть поликультурное воспитание. Оно также призвано содействовать гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и развитию представлений о многогранности культур. Поликультурное воспитание включено в школьные образовательные программы, разрешенные в рамках ФГОС второго поколения. Основными целями являются уважение к людям другой национальности, сохранение многообразия культур, развитие духовных ценностей в рамках политических, общенациональных, экономических факторов.
В настоящее время в педагогике используются основные средства поликультурного воспитания: поддержка этнических меньшинств и билингвальное обучение. Одним из главных способов организации такого воспитания является соответствующее изучение тех или иных учебных дисциплин. Внедрение поликультурного компонента в образовательную среду - это важное условие воспитания современного человека, позволяющее решать двойную задачу: стимулировать интерес детей к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир. Ведущим при этом остается двуязычное и многоязычное обучение (родной язык, язык доминирующего этноса, иностранные языки). В связи с этим особое внимание уделяется культурологической направленности филологического образования. Ученые справедливо утверждают, например, что изучение иностранных языков не только служит общению, но и позволяет приобщаться к различным способам мышления, поведения, иным человеческим ценностям. Историческое прошлое, традиции, нравственные ценности - вот факторы, которые влияют на формирование личности в культуре, создают возможности для диалога культур, сохранения и развития их уникальности. Но поликультурное воспитание предполагает не только диалог культур. Его суть состоит в том, чтобы в процессе вхождения человека в иную культуру, погружения в ее своеобразие, развивалась его собственная личная культура. В этой связи воспитательный потенциал урока иностранного языка огромен: в процессе изучения языка учащиеся проводят сопоставление не только в лексике и грамматике, но и в социокультурных и бытовых реалиях стран изучаемого языка. Обучение иностранным языкам является процессом приобщения к другой культуре, пониманию и восприятию человека другой культуры таким, какой он есть. Одновременно с этим происходит и переосмысление на новом уровне явлений отечественной культуры, наших традиций и идеалов. Поэтому важными являются содержание учебного материала, так как оно обусловливает социально-сущностную сторону воспитания в процессе обучения, а также формы и методы реализации данного аспекта на уроках и во внеклассной деятельности.
Например, на уроке английского языка изучаются темы «Англоязычные страны», «Традиции и обычаи США», «Лондон и его достопримечательности», «Выдающиеся люди страны изучаемого языка, их вклад в мировую культуру ». Параллельно со страноведческим материалом о стране изучаемого языка в содержание любого УМК по английскому языку включены разделы о России, Москве и Санкт-Петербурге, известных людях нашей страны и их достижениях, праздниках и обычаях народов России.
На уроке появляется возможность рассмотреть и сравнить культуру общения в России, Великобритании и США, национальные блюда, особенности проведения дней рождения и различных праздников, досуг, национальные и семейные традиции .
В своей практике на уроках английского языка и во внеурочной деятельности применяю следующие методы и формы работы, учитывая возрастные особенности учащихся:
- ролевые, деловые, образовательные игры (игры народов Поволжья, России, Англии);
- экскурсии в близлежащие города по памятным местам: Казанский Национальный музей, Казанский Кремль, набережная г. Самары, Булгары, Тольяттинский краеведческий музей и др.);
- национальные мини-праздники в классе (Мини-Сабантуй, Рождество в Англии, Масленица, День благодарения и др.);
- викторины (по русским и английским народным сказкам, по биографиям российских и зарубежных писателей, по традициям народов Поволжья и др.);
- заочные путешествия по городам различных стран мира;
- проектные работы о национальных традициях народов мира и стран изучаемого языка;
- конкурсы переводов с одного языка на другой, чтецов, инсценированных сказок на английском языке;
- чтение занимательных фактов о своей стране и странах изучаемого языка с последующим написанием комментария к тексту;
- использование ИКТ для творческих заданий: рефератов, презентаций и т.д.;
- организация посещений городских мероприятий - Национальных праздников татар, чувашей, мордвы;
- участие в ежегодном Фестивале народов Поволжья;
- проекты учащихся « Моя родословная», где указана также национальность членов семьи;
- внеклассное мероприятие «День европейских языков»;
- конкурс рисунков и плакатов «Мир вокруг нас»;
- конкурс рефератов «Традиции и обычаи европейских народов».
Также эффективными методами формирования коммуникативных умений в поликультурной среде урока английского языка являются дискуссия, решение проблемной речевой или поведенческой ситуации, диспут, тренинги, коллективная творческая деятельность учащихся.
В качестве одной из форм внеклассной работы в данном ключе приведу проект « Один класс - одна страна», который можно осуществить в рамках Недели иностранных языков в любой общеобразовательной школе. Суть проекта сводится к тому, что каждый класс (группа) под руководством учителей иностранного языка выбирает страну и представляет ее в течение всей недели. Мероприятия могут быть следующими:
- выставка плакатов, постеров, рисунков о каждой стране с представлением общей информации (города, основные достопримечательности, население, площадь страны, известные тренды, праздники, традиции и т.п.);
- представление национальных костюмов выбранной страны (можно устроить выставку кукол в национальной одежде, рисунков или приготовить костюмы самостоятельно и устроить показ в актовом зале);
- представление национальной кухни (выставка блюд или же презентаций кулинарных рецептов);
- представление детских забав и игр страны на переменах;
- инсценирование небольших сценок из народного фольклора;
- концерт с представлением национальных танцев, песен;
- конкурс чтецов стихотворений известных авторов о своей стране (на русском языке) и т.д.
Конечно, такое мероприятие потребует хорошей подготовки, но зато учащимся будет предоставлена замечательная возможность приобщиться к культуре сразу нескольких стран и прочувствовать все многообразие мира.
По окончании Недели следует на ближайшем уроке провести рефлексию по принципу « Корзины идей». Каждый ученик в течение двух минут записывает все, что он узнал о стране, которую представлял класс. Далее начинается групповой этап: учащиеся (в группах или по парам) делятся знаниями, обмениваются информацией. На третьем этапе (коллективном) каждый называет одно сведение, факт по теме (без повторов!). Все сведения записываются на доске (в корзину) без комментирования. Можно также предложить учащимся зафиксировать те сведения, которые они не смогли вспомнить сами и абсолютно новые для них. Таким образом, у ребят формируется культуроведческое представление о конкретной стране и повышается мотивация к изучению любой другой культуры, а также развиваются исследовательские навыки и умения.
Принцип поликультурности позволяет расширить и обогатить содержание и методику преподавания учебной дисциплины «иностранный язык», дополняя ее предметными социально-культурными знаниями о мире.
Поликультурная педагогика способствует гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур. Мастерство учителя иностранного языка заключается в создании благоприятных условий для гражданско-нравственного отношения к культурным ценностям своей страны и страны изучаемого языка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1.Евдокимова М.И. Воспитательный потенциал урока иностранного языка// Иностранные языки в школе.- 2007.- №4 .
2.Камень М.Г. Многоязычие в системе гимназического образования// Иностранные языки в школе.-2007.- №1.
3.https://studbooks.net/1996522/pedagogika/zaklyuchenie
4.https://fb.ru/article/386206/polikulturnoe-vospitanie---eto-tsel-sredstva-osnovyi-i- printsipyi