РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАЧАМИ ФГОС
Выступление на семинаре учителей географии
Обоянского района
11.10.2018 года
учитель географии МБОУ «Павловская СОШ»
Бацаев Л.Е.
С учётом требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения географии является формирование универсальных учебных действий учащихся: вести наблюдения за объектами и явлениями, процессами географической среды, составлять географические описания и характеристики географических объектов, определять расстояния, направления, применять приборы и инструменты в проведении географических практик, определять качественные характеристики объектов земной поверхности по особенностям их изображения, исследовать проблемы сложных и противоречивых взаимоотношений человека и природы, природы и общества непосредственно в природе и социуме, использовать приобретённые знания в повседневной жизни, профессиональном самоопределении.
Способы реализации практической направленности
Современный учитель географии должен формировать у школьников умение применять географические знания повседневной жизни. Существуют различные виды работ направленные на усиление практической направленности школьной географии.
1. Практические работы на уроках географии
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются при выполнении обучающих практических работ. Практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения.
Практическая работа по географии 6 класс «Составление плана школьного двора»
Практическая работа 6 класс «Наблюдения за погодой. Обработка собранных материалов»
Практическая работа 6 класс «Наблюдения за погодой. Обработка собранных материалов»
2. Работа на местности
Практическая составляющая осуществляется во время проведения экскурсий, учащиеся определяют направления на местности по компасу, местным признаком, звездам, солнцу, азимуту. Осуществляется измерение относительных высот точек и составление простейшего плана.
Урок-практикум «Изображение на плане неровностей земной поверхности»
3. Работа с учебником, географической и научно-популярной литературой
Работа с учебником географии может быть весьма разнообразной и проводиться на различных этапах обучения, а именно при отработке и закреплении знаний и умений. Целенаправленная работа с учебником вооружает учащихся рациональным приемам работы, способствует повышению их самостоятельности. воспитывает.
4. Работа с картой и картосхемами
У учащихся формируются умения: читать общегеографические и тематические карты; использовать методы наложения и составления карт; ориентироваться по карте; составлять графики, профили, схемы, картосхемы; выполнять различные картоизмерительные работы; составлять по карте географические описания и характеристики отдельных объектов, территорий.
5.Работа со статистическими материалами
Работа со статистическими материалами. Использование статистических материалов на уроках географии развивает познавательную активность учащихся, самостоятельность в оценке географических фактов и явлений. Школьники наблюдают, анализируют, обобщают, делают обоснованные выводы и умозаключения.
Реализация практической направленности на уроках способствует повышению интереса к географии, к окружающей природе и помогают учащимся адаптироваться к социуму. Умение что-то делать самому, а не быть пассивным слушателем позволяют учащимся повысить свои знания.