СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация практико-ориентированного подхода в подготовке студентов специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (АВТОМОБИЛЬНОМ)

Просмотр содержимого документа
«Реализация практико-ориентированного подхода в подготовке студентов специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)»

 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (АВТОМОБИЛЬНОМ) Докладчик: Юсупова-Вельгорская Лидия Александровна, заведующий учебно-методическим кабинетом ГПОУ «Горловский автотранспортный техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет», г. Горловка

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ (АВТОМОБИЛЬНОМ)

Докладчик: Юсупова-Вельгорская Лидия Александровна,

заведующий учебно-методическим кабинетом

ГПОУ «Горловский автотранспортный техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет»,

г. Горловка

На современном этапе развития автотранспортная отрасль Донецкой Народной Республики нуждается в квалифицированных кадрах в сфере организации перевозок и транспортно-логистической деятельности, владеющих достаточным уровнем теории и практики, адаптированных к условиям современного производства.

На современном этапе развития автотранспортная отрасль Донецкой Народной Республики нуждается в квалифицированных кадрах в сфере организации перевозок и транспортно-логистической деятельности, владеющих достаточным уровнем теории и практики, адаптированных к условиям современного производства.

В свою очередь, развитие системы профессионального образования нацелено на: повышение качества образования, подготовку кадров, конкурентоспособных на рынке труда, сохранение целостности и обеспечение динамичности образовательного процесса. Обеспечивается целесообразность применения практико-ориентированного подхода к обучению будущих специалистов среднего звена для автотранспортной отрасли.

В свою очередь, развитие системы профессионального образования нацелено на:

  • повышение качества образования,
  • подготовку кадров, конкурентоспособных на рынке труда,
  • сохранение целостности и обеспечение динамичности образовательного процесса.

Обеспечивается целесообразность применения практико-ориентированного подхода к обучению будущих специалистов среднего звена для автотранспортной отрасли.

В научной литературе вопросы применения практико-ориентированного подхода описываются многими авторами, однако на сегодняшний день нет единого понимания сущности практико-ориентированного подхода к обучению:

Автор

Понимание практико-ориентированного подхода

Шарипов Ф.В.

делает акцент на том, что для современного специалиста важны не столько знания, сколько способность применять их для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в профессиональной деятельности и в жизни.

Ветров Ю.П., Клушина Н.П.

рассматривают практико-ориентированную направленность обучения в тесной связи с прохождением студентами учебной, производственной практики.

Дмитриенко Т.А.

к практико-ориентированному подходу относит профессионально-ориентированные технологии обучения, направленные на формирование у будущих специалистов значимых для профессиональной деятельности знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств.

Ялалов Ф.Г.

под целью практико-ориентированного подхода в образовании понимает формирование профессионально и социально значимых компетенций в ходе приобретения студентами знаний, умений, навыков и опыта деятельности.

 Термин «подход» в словаре терминов по общей и социальной педагогике – совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, пробуждении к чему-нибудь.  Под практико-ориентированным подходом к обучению в сфере среднего профессионального образования предлагаем понимать совокупность способов применения в обучении практико-ориентированных технологий обучения, направленных на формирование у будущих специалистов среднего звена значимых для профессиональной деятельности знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств.

Термин «подход» в словаре терминов по общей и социальной педагогике – совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, пробуждении к чему-нибудь.

Под практико-ориентированным подходом к обучению в сфере среднего профессионального образования предлагаем понимать совокупность способов применения в обучении практико-ориентированных технологий обучения, направленных на формирование у будущих специалистов среднего звена значимых для профессиональной деятельности знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств.

 Сегодня практико-ориентированный подход к обучению активно применяется в ГПОУ «Горловский автотранспортный техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет» (далее – техникум).  В контексте реализации практико-ориентированного подхода к обучению в техникуме будущих специалистов среднего звена по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) применяются активные и интерактивные практико-ориентированные технологии, направленные на формирование у студентов адаптивной функции в профессиональной деятельности, а также формирование личности, способной к творчеству и самореализации, в частности: кейс-метод, учебные дискуссии, семинары-диспуты, обучение в сотрудничестве, метод проблемного обучения.

Сегодня практико-ориентированный подход к обучению активно применяется в ГПОУ «Горловский автотранспортный техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет» (далее – техникум).

В контексте реализации практико-ориентированного подхода к обучению в техникуме будущих специалистов среднего звена по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) применяются активные и интерактивные практико-ориентированные технологии, направленные на формирование у студентов адаптивной функции в профессиональной деятельности, а также формирование личности, способной к творчеству и самореализации, в частности:

  • кейс-метод,
  • учебные дискуссии,
  • семинары-диспуты,
  • обучение в сотрудничестве,
  • метод проблемного обучения.
 Сегодня практико-ориентированный подход к обучению активно применяется в ГПОУ «Горловский автотранспортный техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет» (далее – техникум).  В контексте реализации практико-ориентированного подхода к обучению в техникуме будущих специалистов среднего звена по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) применяются активные и интерактивные практико-ориентированные технологии, направленные на формирование у студентов адаптивной функции в профессиональной деятельности, а также формирование личности, способной к творчеству и самореализации, в частности: кейс-метод, учебные дискуссии, семинары-диспуты, обучение в сотрудничестве, метод проблемного обучения.

Сегодня практико-ориентированный подход к обучению активно применяется в ГПОУ «Горловский автотранспортный техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет» (далее – техникум).

В контексте реализации практико-ориентированного подхода к обучению в техникуме будущих специалистов среднего звена по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) применяются активные и интерактивные практико-ориентированные технологии, направленные на формирование у студентов адаптивной функции в профессиональной деятельности, а также формирование личности, способной к творчеству и самореализации, в частности:

  • кейс-метод,
  • учебные дискуссии,
  • семинары-диспуты,
  • обучение в сотрудничестве,
  • метод проблемного обучения.
 Кейс-метод – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения учебных кейсов. Практика показывает, что данный метод может эффективно применяться: на практических занятиях по общепрофессиональным дисциплинам и междисциплинарным курсам, при проведении занятий учебной практики.  Студентам предлагается осмыслить и решить проблемную ситуацию, являющуюся типичной для их будущей профессиональной деятельности в сфере организации перевозочного процесса, сервисного обслуживания, транспортно-логистической деятельности на автомобильном транспорте, например: - по составлению маршрутов перевозки грузов, - выбору оптимального вида транспорта, - построению логистических цепей, - определению оптимального месторасположения склада или оптимального количества складов на рассматриваемой территории, - оформлению первичной документации по учету грузовых, пассажирских, таксомоторных перевозок и т.п.).

Кейс-метод – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения учебных кейсов. Практика показывает, что данный метод может эффективно применяться:

  • на практических занятиях по общепрофессиональным дисциплинам и междисциплинарным курсам,
  • при проведении занятий учебной практики.

Студентам предлагается осмыслить и решить проблемную ситуацию, являющуюся типичной для их будущей профессиональной деятельности в сфере организации перевозочного процесса, сервисного обслуживания, транспортно-логистической деятельности на автомобильном транспорте, например:

- по составлению маршрутов перевозки грузов,

- выбору оптимального вида транспорта,

- построению логистических цепей,

- определению оптимального месторасположения склада или оптимального количества складов на рассматриваемой территории,

- оформлению первичной документации по учету грузовых, пассажирских, таксомоторных перевозок и т.п.).

 Опыт применения кейс-метода на занятиях показал, что его эффективность повышается при возможности визуализации данных, в частности с помощью использования аудиовизуального комплекса или раздаточного дидактического материала.  Требования к кейсу: 1.Четкое соответствие поставленной цели. 2.Актуальность на сегодняшний день – кейс должен соответствовать современным условиям развития автотранспортной отрасли ДНР. 3. Наличие четко заданных временных рамок выполнения кейса. 4. Наличие нескольких возможных решений. 5. Возможность высказывания собственного мнения у каждого студента, провоцирование дискуссии.

Опыт применения кейс-метода на занятиях показал, что его эффективность повышается при возможности визуализации данных, в частности с помощью использования аудиовизуального комплекса или раздаточного дидактического материала.

Требования к кейсу:

1.Четкое соответствие поставленной цели.

2.Актуальность на сегодняшний день – кейс должен соответствовать современным условиям развития автотранспортной отрасли ДНР.

3. Наличие четко заданных временных рамок выполнения кейса.

4. Наличие нескольких возможных решений.

5. Возможность высказывания собственного мнения у каждого студента, провоцирование дискуссии.

Кейс-метод способствует развитию у студентов: нестандартного мышления, умения анализировать данные, выделять существенную и несущественную информацию,  использовать теоретические знания на практике; 2) формирует навыки межличностного взаимодействия; 3) повышает мотивацию обучения по выбранной специальности, что также является и элементом профориентационного направления работы со студентами в период их обучения в техникуме.

Кейс-метод

  • способствует развитию у студентов:
  • нестандартного мышления,
  • умения анализировать данные,
  • выделять существенную и несущественную информацию,
  • использовать теоретические знания на практике;

2) формирует навыки межличностного взаимодействия;

3) повышает мотивацию обучения по выбранной специальности, что также является и элементом профориентационного направления работы со студентами в период их обучения в техникуме.

Кейс-метод способствует развитию у студентов: нестандартного мышления, умения анализировать данные, выделять существенную и несущественную информацию,  использовать теоретические знания на практике; 2) формирует навыки межличностного взаимодействия; 3) повышает мотивацию обучения по выбранной специальности, что также является и элементом профориентационного направления работы со студентами в период их обучения в техникуме.

Кейс-метод

  • способствует развитию у студентов:
  • нестандартного мышления,
  • умения анализировать данные,
  • выделять существенную и несущественную информацию,
  • использовать теоретические знания на практике;

2) формирует навыки межличностного взаимодействия;

3) повышает мотивацию обучения по выбранной специальности, что также является и элементом профориентационного направления работы со студентами в период их обучения в техникуме.

Учебная дискуссия

Дискуссия (в переводе с латинского языка, «discussio») – это исследование или разбор, «коллективное обсуждение конкретной проблемы, вопроса или сопоставление разных позиций, информации, идей, мнений и предложений»

Учебная дискуссия предполагает взаимодействие преподавателя со студентами, и представляет собой свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по изучаемой проблеме.

Учебная дискуссия позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность студентов,
  • развить навыки публичного выступления и аргументирования своей позиции.

Например, в рамках изучения МДК03.01 Транспортно-экспедиционная деятельность на автомобильном транспорте элементы учебной дискуссии считаем целесообразным использовать при обсуждении толкающих и тянущих логистических систем, традиционной и логистической концепции организации производства и т.д.

Метод учебной дискуссии заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек).

Новизна проблематики относится только к участникам дискуссии, т.е. решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории

 Семинар-диспут Семинар-диспут: - предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения, высокую умственную активность участников;  прививает умение вести полемику, обсуждать материал, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли; подразумевает специально подготовленный и организованный научный спор на актуальную тему, в которой участники аргументированно отстаивают свои позиции. Пример:  В рамках преподавания вариативной дисциплины ОП.13 История развития автомобильного транспорта, позволяющей расширить кругозор будущих работников автотранспортной отрасли, считаем уместным проводить семинар-диспут на тему: «Автомобили с двигателями внутреннего сгорания или электромобили?»

Семинар-диспут

Семинар-диспут:

- предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения, высокую умственную активность участников;

  • прививает умение вести полемику, обсуждать материал, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли;
  • подразумевает специально подготовленный и организованный научный спор на актуальную тему, в которой участники аргументированно отстаивают свои позиции.

Пример:

В рамках преподавания вариативной дисциплины ОП.13 История развития автомобильного транспорта, позволяющей расширить кругозор будущих работников автотранспортной отрасли, считаем уместным проводить семинар-диспут на тему: «Автомобили с двигателями внутреннего сгорания или электромобили?»

 Порядок проведения семинара-диспута 1.В начале семинара-диспута необходимо:  -огласить его цели и задачи, условия его проведения  -дать рекомендации, к какому материалу следует отнестись с особым вниманием. 2.Затем студенты выступают с докладами, используя мультимедийные презентации. 3. Далее студенты задают вопросы по теме семинара, дискутируют друг с другом. 4.В конце занятия преподавателю необходимо обобщить рассмотренный вопрос, подвести итог, в котором стоит выделить наиболее удачные аргументы и указать выявленные ошибочные суждения. Цель семинара-диспута можно считать достигнутой, если все стороны рассматриваемой темы изучены, студенты способны ответить на вопросы преподавателя по рассмотренной теме.

Порядок проведения семинара-диспута

1.В начале семинара-диспута необходимо:

-огласить его цели и задачи, условия его проведения

-дать рекомендации, к какому материалу следует отнестись с особым вниманием.

2.Затем студенты выступают с докладами, используя мультимедийные презентации.

3. Далее студенты задают вопросы по теме семинара, дискутируют друг с другом.

4.В конце занятия преподавателю необходимо обобщить рассмотренный вопрос, подвести итог, в котором стоит выделить наиболее удачные аргументы и указать выявленные ошибочные суждения.

Цель семинара-диспута можно считать достигнутой, если все стороны рассматриваемой темы изучены, студенты способны ответить на вопросы преподавателя по рассмотренной теме.

 Обучение в сотрудничестве (работа в малых группах) Обучение в сотрудничестве (работа в малых группах) предполагает, что внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой или вопросом, подлежащим изучению. Данный метод применяется преимущественно на практических занятиях по междисциплинарным курсам профессионального цикла образовательной программы, для моделирования работы диспетчерского центра управления перевозками, последовательности обработки первичных перевозочных документов группой лиц, например, диспетчера, механика, медицинского работника, водителя транспортного средства, бухгалтера АТП.

Обучение в сотрудничестве

(работа в малых группах)

Обучение в сотрудничестве (работа в малых группах) предполагает, что внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой или вопросом, подлежащим изучению.

Данный метод применяется преимущественно на практических занятиях по междисциплинарным курсам профессионального цикла образовательной программы, для моделирования работы диспетчерского центра управления перевозками, последовательности обработки первичных перевозочных документов группой лиц, например, диспетчера, механика, медицинского работника, водителя транспортного средства, бухгалтера АТП.

 Проблемное обучение: знания не даются в готовом виде, а являются предметом поиска самих студентов. Способы проблемного обучения:  1. Проблемное изложение. 2.Проблемно-поисковая беседа. 3.Самостоятельная деятельность студентов исследовательского характера.

Проблемное обучение: знания не даются в готовом виде, а являются предметом поиска самих студентов.

Способы проблемного обучения:

1. Проблемное изложение.

2.Проблемно-поисковая беседа.

3.Самостоятельная деятельность студентов исследовательского характера.

 Проблемное изложение – наиболее уместно в случаях, когда студенты впервые сталкиваются с изучением явления или процесса. В этом случае поиск осуществляет сам преподаватель, то есть не просто сообщает выводы, а раскрывает путь, который привел к этим выводам. Таким образом, при проблемном изложении материала процессом руководит преподаватель.

Проблемное изложение – наиболее уместно в случаях, когда студенты впервые сталкиваются с изучением явления или процесса.

В этом случае поиск осуществляет сам преподаватель, то есть не просто сообщает выводы, а раскрывает путь, который привел к этим выводам.

Таким образом, при проблемном изложении материала процессом руководит преподаватель.

Проблемно-поисковая беседа представляет собой беседу, в процессе которой студенты, опираясь на уже известный им материал, под руководством преподавателя ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос.

Самостоятельная деятельность студентов исследовательского характера возможна тогда, когда студенты обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения предположений. Одним из путей осуществления данного способа организации проблемного обучения является постановка проблемных заданий:

1. Построение гипотезы на основе известной теории, а затем ее проверка

2. Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дается конечная цель. Например, преподаватель предлагает экспериментальную задачу: «Каким образом можно преодолеть маршрут с одного места в заданное, в сложных дорожных условиях, не нарушая правил дорожного движения?» и т.д.

Например, можно задать студентам проблемный вопрос «Может ли на железнодорожную колею выйти больше чем один поезд?» Студенты высказывают предположение, преподаватель ставит эксперимент, а затем дается теоретическое объяснение.

 Заключение  Таким образом, опыт применения практико-ориентированного подхода в обучении студентов специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) показывает, что оно дает положительные результаты, способствует развитию у обучающихся творческой активности, исследовательских навыков, способности мыслить неординарно.

Заключение

Таким образом, опыт применения практико-ориентированного подхода в обучении студентов специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) показывает, что оно дает положительные результаты, способствует развитию у обучающихся творческой активности, исследовательских навыков, способности мыслить неординарно.

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!