Предметная область основ духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР) является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) основы религиозных культур и светской этики ОРКСЭ начальной школы.Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.
Просмотр содержимого документа
««реализация предметной области основ духовно-нравственной культуры народов россии через урочную деятельность»»
Кулешова Наталья Ивановна
учитель музыки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением английского языка»
«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Предметная область основ духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР) является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) основы религиозных культур и светской этики ОРКСЭ начальной школы. Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с ФГОС основного общего образования была введена с 1 сентября 2015 года и должна обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, сформировать у учащихся представления об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана;
2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.
В нашей школе реализация предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР) происходит через включение в рабочие программы учебных предметов, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания. Их- 8 .Как это предметная область реализуется через уроки музыки? Стоит обратиться к тематическому планированию примерной программы по музыке 5-8 классов. Она (за долго до 2015 года) составлена таким образом, что не требует каких- то особых дополнительных тематических внедрений и углублений.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Тематический блок | | | | | |
5 класс Кол-во часов | 6 класс Кол-во часов | 7 класс Кол-во часов | 8 класс Кол-во часов | Итого часов по рабочей программе |
Музыка как вид искусства | 18 | 17 | 13 | 7 | 55 |
Народное музыкальное творчество (РНК) | 5 | 4 | 3 | 4 | 16 |
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. | 2 | 3 | 5 | 7 | 17 |
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. | 3 | 4 | 7 | 7 | 21 |
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. | 2 | 3 | 3 | 6 | 14 |
Современная музыкальная жизнь | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Значение музыки в жизни человека | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Повторение | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Итого | 34 | 34 | 34 | 34 | 136 |
Это единое тематическое планирование проходит через весь курс музыки 5-8 классов, но в разной дозировке, имею ввиду количество часов отведенных на изучение тем в разных возрастных категориях..Кроме этого эти все разделы подкреплены УМК Алеев – Кичак. Пример: УМК 5 класс –раздел «Хоровая музыка» (параграф13.14);6класс – « По законам красоты», «Что такое Гармония»; 7 класс «Формула красоты»; 8 класс – В поисках истины и красоты .Духовно – музыкальная традиция я (5 параграфов)
В связи с реализацией предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России в нашей школе через учебные предметы ,необходимо было расставить модуль ОДНКРН в календарно тематическом планировании, что было выполнено.Например 8 класс.
8 класс |
1.Музыка как вид искусства – 7 часов | | | | | | |
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. | 2 | | | | | |
Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки. | 3 | | | | | |
Символика скульптуры, архитектуры, музыки. | 2 | | | | | |
2.Народное музыкальное творчество- 4 часа | | | | | | |
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. ОДНКРН | 1 | | | | | |
Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона | | 3 | | | | |
3.Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.-7 часов | | | | | | |
Древнерусская духовная музыка. Духовная музыка русских композиторов ОДНКРН | 2 | | | | | |
Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. ОДНКРН | 3 | | | | | |
Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. | 2 | | | | | |
4.Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв. – 7 часов | | | | | | |
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). | 3 | | | | | |
Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). | 4 | | | | | |
5.Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. – 6 часов | | | | | | |
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов ( А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия ( К. Орф, Б. Бриттен, А. Шенберг). | 1 | | | | | |
Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Авторская песня: прошлое и настоящее. | 1 | | | | | |
Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки. | 2 | | | | | |
Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. | 2 | | | | | |
6.Современная музыкальная жизнь- 1 час | | | | | | |
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Современные выдающиеся композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках. | 1 | | | | | |
7.Значение музыки в жизни человека -1 час | | | | | | |
. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. | 1 | | | | | |
8. Повторение -1 час | 1 | | | | | |
| 31 | 3 | | | | |
Итого: 34 |
В курсе музыки можно ставить каждый 3 урок. А, музыкальный материал для слушания и исполнения – высоко-художественные произведения композиторов нашей многонациональной культуры. Они несут в себе большую просветительскую гуманистическую направленность и воздействие на эмоциональную отзывчивость детей; причем как светская музыка народов РФ, так и народная, и духовная.