СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема, раскрытая в моей брошюре, поможет учителю подготовиться к уроку, запланировать разные методы и приемы работы на уроке английского языка. Метапредметный подход предполагает, что учащиеся овладевают не только системой знаний , но и осваивают универсальные способы действий  и с их помощью смогут сами добывать информацию. Метапредметный подход - от знаний к действиям. 

Просмотр содержимого документа
«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку»



Управление образования

администрации Волновахского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Красновская школа»

администрации Волновахского района







Ролинская Вера Васильевна




учитель английского, немецкого языка

МБОУ «Красновская школа»











Волноваха

2023







РЕАЛИЗАЦИЯ

ПРИНЦИПА МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ






Автор: Ролинская В.В.,учитель английского,

немецкого языка

МБОУ «Красновская школа»

Эксперт: Паскал А.Г.,руководитель ПНМК

«Иностранный язык», учитель

английского языка

МБОУ «Бугасская школа

Рецензент: Пономаренко С.В., методист

методического центра управления

образования администрации

Волновахского района

Одобрено Научно – методическим советом

Управления образования администрации

Волновахского района

Материал разработан для учителей английского языка, использующих на своих уроках принцип «метапредметности» , который заключается в обучении учащихся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы.


1


Метапредметный подход предполагает, что учащиеся не только овладевают системой знаний, но и осваивают универсальные способы действий и с их помощью смогут сами добывать информацию.




ВВЕДЕНИЕ


Основанием для внедрения метапредметного подхода в работе учителя является изменение парадигм образования от знаниевой к деятельностной.

Парадигма - от греческого «пример, модель, образец» - совокупность фундаментальных научных установок и представлений. За историю развития человечества парадигмы менялись не один раз, и это приводило к кардинальным изменениям мировоззрения.

Смена парадигм означает глобальную перестройку дидактических задач и целей.

Метапредметность как способ формирования мышления обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка.

Метапредметность - принцип интеграции содержания образования.

Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Таким образом, вводится мыследеятельностный тип интеграции традиционного учебного материала.

Это означает, что в форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется соответственно:

a) с логикой развития базовой организованной деятельности и мыследеятельности (знания, знака, проблемы, задачи и т.д.), которая надпредметна и носит универсальный характер;

b) также обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или иной организованностью.

Например:

Метапредмет «Знак»:

  • Формируется способность схематизации, умение выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются продумать, то, что хотят сделать, по разным графическим изображениям мыслительно видеть то идеальное содержание, какое у них выражено.

Метапредмет «Знание»:

  • Способность работать с понятиями как особой формой знания, осваивать универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.

Метапредмет «Проблема»

  • Освоение техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, развитие способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и т.д.

Метапредмет «Задача»

  • Знание о различных типах задач и способах их решения, формирование способности понимания и схематизации условий, моделирование объекта задачи, конструирование способов решения, выстраивание деятельностных процедур достижения цели.



2

Установленные новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задачи, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

«Мета» - означает «стоит за».

Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях вёл речь еще Аристотель. В российской педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского.

Метапредметное содержание образования - одно из центральных педагогических понятий, не менее, а даже более важно, чем «предметное содержание образования». На этапе конструирования стандартов метапредметное содержание несет в себе предметную, общепредметную инструментальную функцию. Во время самого учебного процесса метапредметность воплощается в деятельности ученика как особый смысл образования.

Довольно часто предлагается считать метапредметной деятельностью ту, которая относится к универсальным общеучебных деятельностей: целеполагание, планирование, поиска информации, сравнения, анализа, синтеза, контроля, оценки и тому подобное.

На самом деле, метапредметная деятельность не тождественна общеучебным умениям.

Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет - это то, что стоит за предметом или несколькими предметами, находится в их основе одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности

. В основе метапредметного подхода  понимание того, что является главным, чему надо учить в школе, - это творческое мышление. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает систему знаний, но и осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Главный методический вопрос, который ставит перед собой педагог, формулируется НЕ - «В какой деятельности проверить «знание» предмета?», А «На каком предмете проверить «знания» деятельности»?

Метапредмет - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это  учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисной организованности мышления - «знание», «знак», «проблема», «задачи».

Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются подумать, то, что хотят сделать.

В рамках другого метапредмета  «Знание»  формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизировать способность (т.е. способность работать с системами знаний).

Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оборудование для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.





3

На метапредмете «Задача» учащиеся получают знания о различных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирование объекта задачи,

конструирование способов решения, выстраивание деятельностных процедур достижения цели.

На метапредмете больше всего ценится не знание «пройденного» учебного материала, но акты спонтанно осуществляемого мышления, свободной умственной деятельности, осуществляемой индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью  и учениками, и учителями.

Разработка и апробация метапредметных программ достижения конкретных метапредметных результатов является одним из перспективных направлений инновационной деятельности на уроках иностранного языка.

В практике работы можно использовать следующие программы:

  • «Я и проекты»,

  • «Учимся проектировать»,

  • «Свободная самостоятельная работа»,

  • «Рефлексивный круг»,

  • «Как стать успешным»,

  • «Сам себе учитель»,

  • «Культура познания»,

  • «Культура мышления»,

  • «Основы исследовательской деятельности» и др.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ФОРМЫ

Метапредмет «Знак»:

  • Формируется способность схематизации, умение выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются продумать, то, что хотят сделать, по разным графическим изображениям мыслительно видеть то идеальное содержание, какое у них выражено.

Метапредмет «Знание»:

  • Способность работать с понятиями как особой формой знания, осваивать универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.

Метапредмет «Проблема»

  • Освоение техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, развитие способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и т.д.

Метапредмет «Задача»

  • Знание о различных типах задач и способах их решения, формирование способности понимания и схематизации условий, моделирование объекта задачи, конструирование способов решения, выстраивание деятельностных процедур достижения цели.

При таком принципиально новом подходе к образовательному процессу меняется и оценка эффективности урока. Если на обычных уроках больше всего ценится знание «пройденного» учебного материала, то на метапредмете  акты спонтанно осуществляемого мышления, свободной умственной деятельности, осуществляемой индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью  и учениками, и учителями.


Структурные элементы метаурока



Мобилизующий этап  включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

4

Целеполагание - формулировка учащимися целей урока по схеме: вспомнить - узнать - уметь.

Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.

Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Рефлексия - осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Требования к заданиям на уроке

Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.

Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми обладает ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятия, в основе которого лежит метапредметный подход, учитель должен усвоить:

  • причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;

  • компоненты метапредметного содержания в обучении;

  • содержание термина «универсальные учебные действия»;

  • различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;

  • уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;

  • этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;

  • понятие рефлексии как образовательной деятельности;

  • требования государственных стандартов к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы.


Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. (Ю.В.Громыко)

Для реализации принципа метапредметности в сфере изучения иностранного языка возможно использование следующих средств и форм обучения:

  • метапредметы - самостоятельные учебные предметы в учебном плане

  • метакурсы (элективные, по выбору и т.д.)

  • метапредметный компонент в содержании учебного курса:

  •  метапредметные уроки

  • предметный урок + метапредметная тема

Мы рассматривали выше, что метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность.

Основу обучения составляют упражнения коммуникативного характера, обладающие ситуативной обусловленностью и предусматривающие выражение личного отношения к рассматриваемому предмету.

Например: Занятие по теме «Ecology», метатема «Проблема», в 10 классе может пройти в форме круглого стола, где учащиеся решают задачи, связанные, например, с проблемами заповедников. Основываясь на фактах, полученных при самостоятельном исследовании проблемы, они не только пытаются найти пути их решения, но и активизируют знания специфической лексики в ситуации, приближенной к жизни. 

Метатемы, предлагаемые разработчиками данного вопроса, подобраны таким образом, что могут быть применены практически к  любой теме любого предмета.  



5

В таблице приведены примеры метапредметных тем и их соотнесение с программным материалом  уроков английского. 



Метатема

Предметная тема

Движение 

Игры. Спорт.

Знание – незнание

Правильные и неправильные глаголы.

Изменение и развитие

Британия - страна, люди, события.

Модель и способ

Основы грамматики

Порядок и хаос

Распорядок дня. Место, где мы живем. Дом. Квартира

Пространство и время

Изменение глаголов по временам 

Постановка проблемы

Защита окружающей среды.

Рисунок и схема

Секреты английской грамматики.

Так  метапредметная тема «Общество и среда» раскрывается на уроке в 5 классе при изучении темы  «В аэропорту»  (учебник «Happy English.ru» для 5 класса, авторы К. И. Кауфман, М.Ю. Кауфман) 

Навигационные знаки современного аэропорта предполагают в пассажире и встречающем человека, способного воспользоваться информацией, представленной на них на английском языке, имеющем статус международного.

Поэтому кроме лексико-грамматических навыков, отрабатываемых на уроке, учащиеся овладевают социокультурными знаниями и умениями, усваивают способы общения в реальной языковой ситуации. 

Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом .







Одними из важнейших метаумений являются  навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию).



6

Технологии.

Проанализировав особенности и акценты технологий, реализующих принцип метапредметности, можно прийти к выводу, что технология критического мышления  в высокой степени соответстует стратегии преподавания английского языка, так как направлена на формирование этих метаумений.



Для решения этой задачи можно использовать следующие приёмы : составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров,схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр. 

Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках размещаются слова или картинки. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться. 

На уроке по теме «Seasons» при составлении ментальных карт учащимся можно предложить задания дифференцированного характера: вписать названия времён года и соответствующих месяцев или слова, ассоциирующиеся с тем или другим временем года. Причем выбор задания осуществляют сами учащиеся, оценив самостоятельно уровень своей подготовленности.

Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Может эффективно использоваться в качестве ориентировочной основы деятельности на вводном занятиии, либо как «итог», «обобщение» на заключительном уроке.

На уроке по теме «My hobby is martial arts» при проверке домашнего задания учащимся предлагается закончить частично заполненный граф.  В ходе выполнения задания пятиклассники на практической основе усваивают главное правило построения денотатного графа - в нём понятия, выраженные словами именных частей речи, должны чередоваться с глаголами. Усвоив эту особенность, впоследствии учащиеся составляют граф самостоятельно. 

Схемы «фишбоун» («рыбий скелет») были придуманы профессором К. Ишикава. Представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов. .

На начальном этапе формирования данного метаумения возможен более простой вариант - приём «за» и «против». Так на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Meals», метатема «Вред и польза», учащимися (3-4 кл.) актуализируется проблема правильного питания. Она обозначается в голове скелета, на верхних косточках учащиеся записывают названия полезных продуктов, на нижних - вредных.

В качестве вывода  предлагается подобрать известную английскую пословицу.

Составление ментальных карт,  денотатных графов, схем «фишбоун»  - эффективные приёмы переработки информации не только на уроках английского языка, но и на уроках любого другого предмета. Передавая универсальный способ, учитель показывает учащимся выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знания. 

Создания проблемных ситуаций на уроках английского языка – ещё один способ достижения метапредметных результатов.

Основным отличием проблемного обучения от объяснительно-иллюстративного является характер организации учебного процесса. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. 

7

На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определения понятий, правил и самостоятельно применяют полученные знания в новой ситуации.

При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельную работу учащихся по усвоению новых знаний и умений и по отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

Можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций.

1. Использование проблемных заданий на разных этапах обучения. Для начального этапа (младшие классы) применяются поисково-игровые задания, направленные на развитие творческого воображения и различных типов мышления, например, «Найдите различия между картинками; найдите путь на карте; составьте картинку из компонентов». Задания позволяют отрабатывать определенную лексику и грамматические явления. 

Для более продвинутого этапа применяются познавательно-поисковые задания, направленные на систематизацию и обобщение, на интерпретацию представленной информации: «Выберите из текста информацию, оформите ее в таблицу, составьте по таблице рассказ, составьте рассказ по схеме, составьте вопросы по таблице, переделайте текст в схему, проведите анкетирование, составьте анкету, викторину».

Например, при изучении темы «Объединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии» можно составить таблицу следующего содержания: географическое положение, столица, крупные города население, обычаи и традиции, язык. По таблице составляется рассказ о стране, учащиеся добавляют недостающий материал, готовят вопросы для викторины. Этот вид самостоятельной работы позволяет включить учеников во все четыре вида деятельности, (аудирование, чтение, говорение, письмо). 

На продвинутом этапе (старшие классы) можно использовать ролевые игры, познавательно-исследовательские проекты, дискуссии. 

2. Постановка учебных проблемных заданий при работе над грамматическим материалом. 

Например, исходя из названия времени, учащимся предлагается вывести формулу образования времени, а также попробовать спрогнозировать случаи его употребления, что облегчает запоминание и делает сам процесс более интересным. 

Пример: 

«Определите формулу образования present perfect continuous tense и случаи его употребления». Исходя из названия, учащиеся определяют, что время образуется при помощи вспомогательных глаголов have (present perfect) и be в третье форме been и ing-формы смыслового глагола (continuous), время употребляется для обозначения действия, которое произошло в прошлом, но связано с настоящим (present perfect) и носит длительный характер (continuous). 

Следующая проблемная задача поможет учащимся разобраться в употреблении предлогов творительного падежа by и with в пассивном залоге: 

America was discovered by Columbus – Америка была открыта Колумбом

The boy cut his finger with a knife – мальчик порезал палец ножом

We eat soup with a spoon – Мы едим суп ложкой

Hamlet was written by Shakespeare – Гамлет написан Шекспиром 

Учащиеся делают вывод, что предлог with обозначает орудие (чем произведено действие), by – обозначает деятеля (кем совершено действие).





8

3. Побуждение учащихся к сравнению и сопоставлению фактов, в результате которых возникает проблемная ситуация, решение которой подводит учащихся к ее самостоятельному решению. 



Пример: При изучении грамматики по теме «Порядок слов в английском предложении» учащимся предлагаются следующие предложения для сравнения порядка слов в предложении в русском и английском языках:

The girl ate fish yesterday – девочка съела рыбу вчера 

The fish ate the girl yesterday – рыба съела девочку вчера

Учащиеся, сопоставляя приведенные примеры, делают вывод о том, что в английском языке, в отличие от русского, существует строгий порядок слов в предложении из-за отсутствия падежных окончаний. 

При изучении лексики (многозначность слов) учащимся можно предложить задание, в котором они будут выступать в роли исследователей лингвистов: «Прочитайте два диалога и объясните, что между ними общего». 

  1. Poet:Do you think more fire must be put in to my poems?

His friend: No, I really think more of your poems must be put into the fire.

(fire – 1. огонь, 2- вдохновение)

  1. Susan (an English girl) – What has happened? You look so pale!

Margaret (an American girl) – I have a terrible headache.

S. – then, you should go to the chemist’s

M. – to the chemist’s, why?

S. – you will be given some drug.

M. – drug? Then I think it will be better to take chemical weed-killers and pet-killers.

(drug – 1. лекарство, 2. наркотик; chemical weed-killers and pet-killers – ядохимикаты, the chemist’s – аптека; a chemist – химик).

Учащиеся приходят к выводу, что в обоих текстах используется многозначные слова, что затрудняет понимание прочитанного. Затем учащимся дается задание составить свои диалоги с использованием многозначных слов. 

Можно повысить уровень проблемности, предложив учащимся найти во втором диалоге лексическое несоответствие в употреблении одинаковых смысловых понятий. Далее учащихся можно направить на поисковую деятельность, предложив им заполнить таблицу лексических несоответствий в британском и американском языках.

Слово, выражение

British  English

American English

Фильм

a film

a movie

Каникулы

Holidays

Vacations

Аптека

The chemist’s

The drugstore

Метро



4. Межпредметная связь. Использование дополнительной информации и фактов из других предметов имеющих связь с данным материалом. При выполнении такого рода заданий проблемность достигается за счет привлечения знаний из других областей науки.

Ученикам предлагаются задания на осмысление различных чертежей, схем, географических объектов на карте. Например, при изучении географического положения англоязычных стран, учащиеся должны самостоятельно сделать выводы о климате, флоре и фауне; при изучении схем и планов населенных пунктов – составить туристический маршрут, найти самый короткий путь. Таким образом, обеспечивается межпредметная связь английского языка с различными предметами.





9

5. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе или дома. При изучении темы «Здоровый образ жизни» учащимся предлагается творчески переработать и драматизировать диалоги учебников, можно повысить уровень проблемности, изменить место, тему, время диалога, предложить учащимся рассказать о своем последнем визите к врачу. Итогом такого задания могут стать небольшие театрализованные сценки: врачи разного профиля и пациенты с различными заболеваниями. Такие задания дают возможность создать творческую обстановку на уроке и повысить мотивацию.

Таким образом, особенностью обучения в рамках технологии проблемного обучения является то, что усвоение учебного материала происходит не в результате пассивного слушания и запоминания, а в результате удовлетворения возникшей в ходе урока у ребенка потребности в знаниях, где учащийся - активный субъект своего обучения.

6. Интегрированное обучение  это не только взаимосвязь знаний из разных предметов на одном уроке либо объединение нескольких дисциплин для изучения и углубления знаний по одной и той же теме, но и интегрирование разных технологий, методов и форм обучения одного предмета или урока.

Уроки английского языка в особенности благоприятны для данной методики. У урока иностранного языка особенная специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации.

Необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся, а также речевого задания для организации коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на «вхождение» в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны прежде всего нетрадиционные формы проведения занятий.

Интегрированное обучение — одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд трудно совместимые предметы. Иностранный язык занимает особое положение, так как он по своей сути является интегрированным предметом. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни. Он является средством общения, а тематика может быть разной.

Интеграция английского языка возможна с такими предметами, как: русский язык и литература, ИЗО, музыка, биология, химия. Но самые сильные связи на всех этапах обучения английский язык имеет с литературой, географией, биологией, обществознанием и информатикой.

Второй аспект внутри дисциплинарной интеграции целесообразно осуществлять как на уровне содержания, так и на уровне приемов, методов, форм проведения учебных занятий. В первую очередь это касается компьютеров и Интернета, используемых в учебном процессе, которые обладают поистине неограниченным потенциалом интегрирования всех составляющих педагогического процесса. Одним из эффективных способов интеграции в современном образовательном процессе следует признать мультимедийные технологии, а именно электронные носители, CD и видеоносители информации, которые позволяют возвращаться назад, делать паузы для работы с информацией, подключая новые каналы восприятия материала.

Среди многообразия инновационных форм и методов проведения учебного занятия английского языка, как показывает практика, наиболее эффективной является технология обучения в сотрудничестве в комбинации с методом мини-проектов. Интеграция этих способов учебной деятельности позволяет не только добиться успехов в оптимальном усвоении материала, но и создать условия для речевой активности каждого обучающегося.

10

Ограниченное время учебного занятия не позволяет качественно выполнить целый проект на уроке, использование как элемента интеграции мини-проектов позволяет обобщить изученный материал и обсудить его до конца занятия. Эффективным и целесообразным в обучении учащихся английскому языку представляется интеграция технологии критического мышления и традиционного коммуникативного метода. Интегрированный урок иностранного языка требует особой подготовки. В ходе такого урока необходимо:

а) тщательно проработать новую лексику; её количество должно быть ограничено с учётом подготовки класса,

б) кратко и доступно изложить содержание изучаемой темы,

в) разработать тесты и задания для закрепления лексики и развития навыков устной речи.

При проведении уроков с элементами интеграции учащиеся отвечают увереннее, чувствуя себя соавторами урока, показывая более глубокую подготовку и применяя экскурс в смежные предметы средствами английского языка.

Результативности интегрированных уроков способствуют:

  1. проявление самостоятельности и творческого подхода учащихся к выполнению задания;

  2. повышение образовательного уровня учащихся не только по иностранному языку, но и по смежным предметам;

  3. большая информативная ёмкость материала и его систематизация;

  4. снятие перенапряжения и утомляемости учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности;

  5. в итоге  повышение мотивации и уровня знаний, умений и навыков по английскому языку.

Интегрированное обучение не регламентировано ни предметом, ни возрастными категориями учащихся, ни тематикой. Оно напрямую связано с личной заинтересованностью учителя сделать свой урок информативнее, заинтересовать учащихся, способствовать развитию языковой эрудиции, созданию творческой атмосферы на уроке. При определённой подготовке опыт может быть использован каждым учителем на любой ступени изучения иностранного языка, так как интеграционное поле очень широко. Конечно, при этом нужно учитывать психолого-возрастные характеристики, разноуровневость в обучении.

Процесс подготовки и проведения интегрированных уроков представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих элементов-этапов: поисковый, подготовительный, исполнительский (основной), заключительный (рефлексивный). Этим они отличаются от традиционных уроков.

Учителя, которые планируют включить в свою педагогическую деятельность проведение интегрированных уроков, должны учитывать затруднения, которые могут при этом возникнуть.

Во-первых, следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.

Во-вторых, если урок готовиться 2 учителями, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента.

В-третьих, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не

11

отвлекаться на его поиски; продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.

В-четвертых, не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов серьёзной тщательной подготовки к уроку. Учителя должны строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках.

Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки детей впечатлениями и стараться, чтобы урок не был мозаикой отдельных картин. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала – нелёгкая задача для учителя.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

  1. предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

  2. логической и теоретической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

  3. большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.



2. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.



3. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.



4. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.



5. Чаще всего интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.

Практика работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению. Каждый из нас стремится к педагогическому мастерству. Оно достигается, помимо тщательной подготовки к своим урокам, глубоким самоанализом, изучением опыта своих коллег и внедрением в свою практику наиболее интересных и эффективных приемов работы и таким примером являются интегрированные уроки. Главным моментов данного вида уроков является самостоятельность обучающихся.









12







Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.



Работа может состоять из текста и нескольких заданий, связанных с его содержанием. Они могут быть различного вида: тестовыми, творческими, информационно-поисковыми.  Располагаются в порядке возрастания их сложности. Позволяют определить уровень сформированности не только предметных умений и навыков, но и метапредметных.



Например, к тексту «Friends» дать следующие задания:

    1. Отметить картинку, соответствующую содержанию текста. Данное задание позволит проверить умение работать с информацией, представленной в разных форматах: текст, рисунок.



2. Расположить предложения, сохранив последовательность событий рассказа. Проверяется умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность.



3. В следующем задании учащиеся высказывают оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном.

Метаумение - получение, поиск и фиксация информации.









13





Анализ и интерпретация результатов выполнения комплексной работы.



Код ученика


Метаумение

Задание 1

Полное извлечение информации

Задание 2

Понимание и преобразование информации

Задание 3

Применение и представление информации

Задание 4,

Получение, поиск и фиксация информации

1

Б, П

Б, П

Б

Б, П

2

0

0

0

Б

3

Б

Б

Б

Б

4

Б

0

0

0

5

Б, П

Б, П

Б

Б

6

Б

Б

Б

Б, П

7

0

0

Б

0

8

Б, П

Б, П

Б

0

9

Б, П

Б, П

Б

Б

10

Б

Б

Б

Б


П - ученик достиг уровней повышенной подготовки;

Б – ученик достиг уровня базовой подготовки;

0  – ученик не достиг уровня базовой подготовки.

Результаты выполнения работ фиксируются в базе данных, затем ответы кодируются и интерпретируются. Это даёт возможность осуществить мониторинг  овладения метапредметными умениями каждым ребёнком и классом в целом.   

Проведение комплексной работы позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи.

Это далеко не полный перечень возможностей уроков иностранного языка в плане получения метапредметных результатов. 

Очень распространенным приемом является :



Использования интеллект - карт на уроках.

1)Интеллект-карта - непроизвольное запоминание с использованием ключевых элементов. Ключевые элементы становятся якорями, за которые цепляется ассоциативная память при воспроизведении информации. В итоге затрачивается значительно меньше усилий, чем при механическом запоминании (зубрежке).

2) Умственная карта дает ребенку полную картину, которая увязывает в единое целое темы и явления, которые на ней изображены. Для ребенка она является чудесным инструментом развития памяти, творческого мышления, анализа.

3) Интеллект-карта выступает опорой для быстрой актуализации необходимых лексических единиц после продолжительного перерыва. (А мы знаем, что то, что не употребляется активно, переходит из активной формы в пассивную). Интеллект-карта позволяет быстро перевести пассивную форму в активную, т.е. при необходимости вызвать в памяти и подтолкнуть к употреблению ЛЕ.


14

4) Интеллект-карта позволяет увидеть информацию внутренним мысленным взором. Она как бы раскладывает по полочкам весь объем информации и в то же время позволяет удерживать большой объем информации в поле зрения.

5) Интеллект-карты предлагают новый подход к проведению мозгового штурма, стимулируют быстрое генерирование идей. Генерируемые идеи более оригинальные и эффективные. Легко проследить взаимосвязи идей и поиск альтернативных решений. Интеллект-карта облегчает внедрение новых идей в последующем, а также может стать эффективным инструментом улучшения идей для их дальнейшего использования.

6) Кроме того, рисование умственных карт

- Экономит от 50 до 70 % времени, потраченных на записывание.

- Приносит втрое больше удовольствия, чем простое планирование.

- Помогает концентрироваться на существенных вопросах, а не вопросах второстепенных.

- Разноцветно и многомерно «отрисованная» информация запоминается учеником лучше.

- Стимулирует способность творить.

Кластер- один из эффективных способов

Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.  Обучать таким действиям можно при помощи кластера.

1.                  Пучок, гроздь (a cluster of grapes)

2.                  Группа (a cluster of people)

Метод заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди». Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. Правила очень простые.


. Технология составления:

1.                  Ключевое слово;

2.                  Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом;

3.                  Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;

4.                  Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Возможности использования.

    1. Кластеры могут стать ведущим приёмом на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным материалом в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. 




15


    1. (Можно выполнять в обратном порядке, т. е. центральное слово остаётся скрытым или незаполненным, а по ассоциативным словам обучающие должны догадаться о значении центрального слова, которое и будет являться темой урока.) Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание, на выбор направлений изучения темы. На следующей (смысловой) стадии учащиеся начнут поиск запрошенной информации, по ходу работы с текстом вносят исправления и дополнения в грозди.

 ?

 ?

 

 

?

  ?

 ?

       Систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков (Германия). После работы с текстом учащиеся дополняют кластер, опираясь на полученную информацию.

3.      При систематизации, повторении материала (Тема «Осень»), после можно перейти к обучению монологического высказывания.

4.      При работе с текстом (Тема «Берлин»).

5.       При введении в тему (Каникулы).

6.      При контроле («Английские времена»).

7.      Правила чтения.


8.      В старших классах кластер необходим при систематизации материала по словообразованию. Задание: сгруппировать слова в кластере соответственно суффиксу или образовать новые слова.


9.      Кластеры по страноведению позволяют систематизировать лексику по теме, служат опорой для составления монологического высказывания по теме.






16



Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске, в презентации, в тетради; индивидуально, в парах, в группах.

Преимущества использования кластера.

•          Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность учителю отслеживать понимание учащимися темы.

•          Для самих учащихся - это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.

•          Работа с кластером - письменная деятельность. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит.

•          В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.

 

Приём фишбоун (от англ. fishbone — рыбная кость) - это графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. В «голове» рыбы формулируется проблема, «косточки скелета» по одну сторону представляют аргументы «за», по другую — «против». В «хвосте» рыбы формулируется вывод. В процессе составления «рыбьего скелета» обучающиеся:

                     учатся работать в группе или парах;

                     визуализируют причинно-следственные связи;

                     развивают способность критически мыслить;

                     обучаются давать оценку явлениям действительности.

Способ составления «рыбьего скелета» может быть:

                     индивидуальным (ученикам даётся вопрос и минут 10–15 на обдумывание и составление «рыбьего скелета», затем обсуждаются результаты работы каждого);

                     групповым (всем участникам группы раздаётся текст, после его прочтения и по ходу обсуждения заполняется схема).


«Фишбоун» можно использовать в качестве:

                     домашнего задания по теме;

                     опорного конспекта на уроке;

                     самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала;

                     проектной работы.

Примеры использования технологии на уроках английского языка. 

 

Пример 1. Задание. Приведите примеры, чтобы развить основные аргументы в пользу и против ведения здорового образа жизни

Задание 2. Приведите примеры, чтобы развить основные аргументы в пользу и против использования гаджетов.



17




Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают метапредметные компетенции:

1.                 Критическое мышление.

2.                 Взаимодействие в группах.

3.                  Планирование и осуществление исследовательской деятельности.

4.                 Истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста.

5.                 Осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.

Приём «ЗА» и «ПРОТИВ»

На начальном этапе формирования метаумений использую более простой вариант - приём «за» и «против».

Задание. Приведите примеры, чтобы развить основные аргументы в пользу и против занятия профессиональным спортом.

For

Against

Повышение самооценки

 Травмы

 

Много друзей

Строгая диета

Возможность посмотреть мир

Изнуряющие тренировки, депрессия, усталость

Высокая зарплата

Ранний уход на пенсию

В конце дискуссии обязательно подводится итог обсуждения.

Применение данного приёма возможно  на стадии вызова при введении новой темы, проблемы. Так же  можно использовать  его на уроках-конференциях, где учащиеся делятся на группы, выбирают роль и от лица героя представляют свои аргументы. Например, при обсуждении проблемы «Этнические меньшинства» учащиеся высказывают свои аргументы в пользу или против их существования от лица людей, являющимися представителями этих меньшинств: студента, родителей, бабушки, учёного и так далее. В конце дети, выступающие в роли экспертов, делают вывод.

 «ВИЖУ-ДУМАЮ-УДИВЛЯЮСЬ»

Этот  прием относится к технологии формирования критического мышления и его можно применять в начале урока в качестве визуального раздражителя на этапе целеполагания или же постановки проблемыс помощью него можно и перейти к кластеру, обобщив и записав мысли учащихся.  Дети смотрят на картинку в течение минуты, думают  и записывают на листочке ответы на 3 специальных вопроса к данной картинке: Who are these people? What are they doing?  Why are they doing it?                              

- Позже группы делятся  своими  предположениями, что-то вроде мозгового штурма: выдвигают свои идеи, что это может быть, отвечают на вопросы, приходят к выводу.



18

Затем учитель объясняет, что изображено на картинке или дети читают текст и сами находят ответы на данные вопросы. Позже выходят на проблему «Альтернативные стили жизни».

Таким образом, содержание учебного предмета «Английский язык» позволяет создавать условия для достижения широкого спектра личностных образовательных результатов и формирования универсальных учебных умений. Основная задача учителя при подготовке к уроку проанализировать, выделить и подобрать содержание таким образом, чтобы урок был ориентирован на целенаправленное достижение личностных и метапредметных результатов, выбранных в качестве приоритетных при изучении конкретной темы.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя – поиск методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы.

В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие. Следовательно, в отличие от традиционного обучения, при котором коммуникация развивалась, в основном между учителем и учеником и учителем и классом, в интерактивном обучении возникают новые взаимодействия.

О необходимости организации групповой работы и коммуникации внутри группы указано в Программе ФГОС. Для формирования и развития коммуникативной и социальной компетентности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем учащиеся должны интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: формирование положительной учебной мотивации; повышение познавательной активности учащихся; активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс; стимулирование самостоятельной деятельности; развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления; эффективное усвоение большого объема учебной информации; развитие творческих способностей и нестандартности мышления; развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося; раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития; развитие навыков самостоятельного умственного труда; развитие универсальных навыков.

Принимая во внимание практическую цель обучения английскому языку – учить ему как средству общения, ведущим методическим принципом следует считать принцип коммуникативной направленности.

19

Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию. Применение активных методов обучения обеспечивает переход от информационно-объяснительного к деятельностно - развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой. Это незамедлительно отражается на повышении качества знаний. На таких уроках английского языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет времени – все заняты делом.

Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.

Начало урока очень важно тем, с каким настроением и настроем ребенок начинает урок. От этого зависит и его работа, и его успех.

Метод «Комплименты».

Цель: Выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, улучшить его, создать ситуацию успеха.

Участники: Все учащиеся.

Проведение: Ученикам предлагается выбрать карточку с цветом (orange – happy, glad, green – funny, black – sad). После этого ученики должны поделиться хорошим настроением и сделать комплимент своему соседу по парте. У данного АМО есть варианты проведения. Например, пожелание друг другу удачи, хороших оценок, отличной работы. Если это нерадивый ученик, можно пожелать внимательно слушать учителя, не отвлекаться, выполнять все задания правильно. Этот АМО дети очень любят.

Метод «Входной билет».

Цель: ввести учащихся в иноязычную среду, мотивировать на работу на уроке.

Участники: Все учащиеся.

Проведение: Каждый учащийся, входя в кабинет, должен назвать столько слов по изучаемой теме, сколько он запомнил. От количества произнесенных слов учащийся получает билет в «партер», «ложу» или на «галерку». Поменять место можно только при активной работе на уроке. Заработав определенное количество баллов, ученик может поменять их на лучшее место.

Что же касается использования ИКТ на уроках, то незаменимыми бывают рифмовки, песенки, небольшие мультфильмы, которые также повышают мотивацию и улучшают психологическое состояние учащихся, являются незаменимыми при проведении физкультминуток.

Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения детей в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений, служат развитию эмоциональной сферы: интереса, удивления.

Метод «Отгадайте слово».

Цель: Обеспечить концентрацию на начало урока, повысить интерес к уроку, внимание учащихся.

Участники: Все учащиеся.

20

Проведение: Учитель задаёт занимательные вопросы, касающиеся ранее пройденного материала таким образом: правильные ответы записываются в столбик на доску. (Для экономии времени ответы могут состоять только из слов). Первые буквы слов по вертикали составляют слово, которое и служит названием новой темы.

Метод «Таинственные шаги».

Цель: Повысить интерес к уроку, внимание учащихся, сформулировать тему урока.

Участники: Все учащиеся.

Проведение: в классе разложены следы разных цветов. Входя в кабинет, учащиеся выбирают тот след, который им понравился. На каждом следе написана буква. Работая вместе, учащиеся должны сложить слово, которое и будет являться темой урока.

Активный метод «Ключевые слова».

Цель: сформулировать цели урока, настроить обучающихся на рабочий лад.

Участники: все учащиеся.

Проведение: После определения темы урока, учащиеся в парах составляют приблизительный план в виде ключевых слов. Так происходит работа над прогнозированием учебных результатов урока с целью обеспечения понимания смысла деятельности учащихся, понимания, чего они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает учитель. Дети сами формируют задачи урока и план изучения темы.

Целеполагание на современном уроке является одним из самых основных этапов, поэтому очень важно сделать его интересным. Этап «Ожидания и опасения», который проводится после фазы «Вхождения в тему» важен тем, что учитель наглядно видит, чего опасаются ученики, чего они ждут от урока. Возвращаясь в конце урока к АМО, учащиеся подводят итог своей работы, убирают те опасения, которые не оправдались, выделяют то, что из их ожиданий сбылось. Такая работа дает ученику уверенность в своих силах и умении, мотивирует на дальнейшую работу. Это важный момент и для учителя. Согласно подведенному итогу урока, учитель отмечает, с какими трудностями ушли дети с урока, как построить работу по их преодолению, что понравилось и получилось. Поэтому часто к использованным АМО на этапе «Ожидания и опасения» мы возвращаемся в конце урока для проведения этапа «Рефлексия».

Метод «Шахматная доска».

Цель: Определить ожидания и опасения учащихся.

Участники: все учащиеся.

Проведение: На макет шахматной доски учащиеся прикрепляют листочки с написанными ожиданиями в светлый квадратик, с опасениями – в черный.

Данный метод очень хорош и на этапе Вхождение в тему. Учащиеся, определив название темы, могут планировать работу на уроке. На белых квадратах отмечается, что уже учащиеся знают, а на черных – что бы хотели узнать или не знают. В конце урока на этапе Рефлексия подводится итог работы.

Метод «Почтовый ящик»

Цель: Выяснить ожидания и опасения учащихся.

Материалы: цветные карточки, коробка.





21

Проведение: Ученики на приготовленных карточках пишут свои ожидания и опасения и опускают в прорезь коробки (можно использовать 2 коробки). Ответы в конце урока будут зачитаны и проанализированы на этапе Рефлексия.

Интерактивная лекция (инпут) – это фаза введения новой информации. Инпут представляет собой непродолжительное сообщение обучающимся новой информации, которая становится ориентиром и основой для их дальнейшей совместной работы над темой урока.

Метод «Следопыты».

Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания учащихся.

Материалы: (на примере урока по теме «Защита окружающей среды) цветные картинки, разрезанные на части, письмо из какой-либо организации по защите окружающей среды, заметки из газеты, отчеты, фламастеры, картинки.

Проведение: На доске учащиеся уже вывели тему урока и определили этапы работы. Деление на группы можно сделать следующим образом: каждый берет частичку рисунка и находит учащихся с остальными частичками. Складывается картинка, таким образом группа определяет, над какой подтемой она будет работать: загрязнение воды, воздуха, водоемов, вырубка лесов и т.д. В ходе работы над материалом учащиеся готовят постер и защищают его, рассказывая, какая проблема и как ее решить.

При самостоятельной проработке новой темы важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал.

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение: Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов.

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Метод «Деформированный текст».

Цель: закрепить знания учащихся по изученному материалу (также этот метод, как и предыдущий, можно использовать при проверке домашнего задания).

Материалы: заготовленные заранее тексты, соответствующие теме урока.

22

Проведение: Участникам предлагается восстановить правильную последовательность смысловых частей предложенного текста.

Метод «Крестики-нолики».

Цель: отработка лексики, грамматики и страноведческого материала.

Материалы: заготовки из бумаги.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

В каждой клеточке расположена картинка или примеры на грамматический и лексический материал. Квадратики с крестиком и ноликом.

Проведение: правила игры – как в традиционной игре «Крестики-нолики». Нужно набрать три подряд нолика\крестика либо по вертикали, либо по горизонтали, либо по диагонали. Та команда, которая сделает это первой, считается выигравшей.

Группа учащихся делится на две группы. Одна группа – «Нолики», вторая – «Крестики».

Вариант с лексикой: Все 9 квадратиков заполнены изображениями достопримечательностей, если отрабатывается грамматика, то это могут быть предложения на русском языке, а их нужно правильно сказать по-английски, и на каждом квадратике – соответствующий ему номер. Представители первой команды выбирают клетку, называют её номер и называют на английском языке то, что за задание заложено в упражнении. За правильный ответ они получают соответствующий им символ (крестик или нолик). Следующий ход делает другая команда.

Если команда назвала слово неправильно, они не получают ничего и ход, как обычно, переходит второй команде. Игра продолжается до тех пор, пока не соберется три одинаковых символа по горизонтали/вертикали/диагонали.

Метод «Киндер-сюрприз».

Цель: закрепить знания учащихся по изученному материалу.

Материалы: коробочки из-под киндер-сюрприза, заготовки материала, который нужен для данного конкретного урока.

Проведение: в коробочки из-под киндер-сюрприза помещаю разрезанные слова, отрабатываем написание слов, цепочки для игры в лото, картинки, разрезанные на части для определения темы урока, для задания, которое нужно выполнить группе. Например, в одной их коробочек размещена картинка Big Ben, в другой – Statue of Liberty, в третьей – The Kremlin. Каждая команда выбирает коробочку, определяет, о каком рукотворном чуде ей предстоит подготовить рассказ, затем учащиеся ищут информацию в интернете, в дополнительной литературе, составляют проект и представляют его другим учащимся. Та группа, проект которой был интереснее, занимает 1 место.

Для завершения урока можно использовать активные методы, которые использовали на этапе «Ожидания и опасения». Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.



23

Метод «Лесенка успеха».

Цель: подвести итог своей работы на уроке.

Материалы: картинка с лесенкой (можно на каждого ученика, можно одну на доску).

Проведение: Учитель предлагает ученикам отметить на лесенке успеха свое положение.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки урока английского языка перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективного метода для изучения конкретной темы, а также есть возможность сочетать несколько методов для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению материала.

Чаще всего, применяя АМО на практике, преподаватель сталкивается со следующими проблемами: проведение мероприятий требует много времени, необходима интенсивная подготовка преподавателя; часто возникают проблемы, связанные с заторможенностью участников; большие издержки, ограниченное/слишком большое число участников.

Кроме того, даже активные методы обучения иногда не способны преодолеть нежелания ученика участвовать в процессе обучения. Для некоторых учеников активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт. Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе. Для некоторых учеников работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать. Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.

С другой стороны, если преподавателя не страшит необходимая дополнительная подготовка и выход из традиционных рамок проведения урока, преимущества всех рассмотренных методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний. Место учителя на уроках английского языка с использованием АМО сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока, так как костяком активных подходов являются активные и интерактивные задания и упражнения, которые выполняются учащимися.

Таким образом, активное обучение иностранному языку нацелено на доминирование активности учащихся в учебном процессе. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков, к которым относятся и коммуникативные УУД.

Сегодня эти навыки – способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать – играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.









24





Цели образования XXI века



Научиться познавать

Научиться делать

Научиться жить вместе

Научиться жить

Жак Делор









Использованная литература



1. Лазарев Т.В.«Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1 Технология АМО» Петрозаводск “Verso”, 2012 г.

2. Электронная книга «Копилочка Активных методов обучения» http://moi-universitet.ru/ebooks/AmoBook/amobook/

3. Козлова В.А. Материалы мастер-класса «Создание интерактивных упражнений на сервере LearningApps. Сайт Методисты.ру Творческая группа Преподавание английского языка, 2014 г.

4. http://metodisty.ru/forum/groups/forum/prepodavanie_angliiskogo_yazyka-0.htm#topic/master_klass_sozdanie_interaktivnyh_uprazhnenii_na.htm

5. Козлова В.А. Методическая копилка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!