СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация принципов коррекционной направленности на уроках естественных дисциплин (формирование понятий)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поиск педагогических технологий идет по пути внедрения инновационных идей, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и обучающихся, реализовывать направления коррекционной работы в условиях введения ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Реализация принципов коррекционной направленности на уроках естественных дисциплин (формирование понятий)»

С. А. Касимова,

ГБОУ СО «Речевой центр», г. Екатеринбург

Реализация принципов коррекционной направленности на уроках естественных дисциплин (формирование понятий)

Проблема реабилитации детей с речевой патологией не теряет актуальности. Отклонения в развитии речи самостоятельно не проходят, поэтому необходимо создавать условия и использовать современные инновационные технологии обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.

Поиск педагогических технологий идет по пути внедрения инновационных идей, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и обучающихся, реализовывать направления коррекционной работы.

В условиях введения ФГОС коррекционная работа на уроках- это огромный ресурс, позволяющий достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, нового качества образования, степени интеграции в общество.

Используемые методы и приемы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

1. Наглядные методы- показ упражнений, показ действий по алгоритму или схеме, демонстрация видеофильмов, рисунков и пр.

  • 2. Словесные методы- рассказ; беседа; объяснение и пояснение; словесные дидактические игры, описания и пр.

  • 3. Практические методы- проведение опытов, рассматривание микропрепарата под микроскопом или исследование биологического объекта в лабораторных условиях.

  • 4. Коммуникативные методы – игры и задания в команде, в паре.

  • 5. Продуктивные методы- характеризуется тем, что педагог не демонстрирует способ, а лишь создает условия для его открытия самими детьми. При выполнении таких упражнений ребенок прибегает к мыслительным и практическим пробам, выдвигает предположения и проверяет их, учится использовать прежние знания в новой ситуации, проявляя сообразительность и смекалку.

  • 6. Репродуктивные методы- основаны на воспроизведении способа действия. При этом действия детей полностью регламентируются учителем, который своими указаниями, пояснениями, непосредственной помощью корректирует действия ребенка.

В процессе изучения дисциплин естественного цикла решаются коррекционные задачи, состоящие в преодолении речевого недоразвития и нарушений психического развития, формирование связной речи.

Речь как форма существования мысли. Лев Семенович Выготский, русский психолог, рассматривал отношение между мыслью и словом как процесс движения.

Что всякое речевое высказывание порождается определенным мотивом, обуславливает возникновение речевой мысли , затем в процессе восприятия осуществляется переход во внутреннюю речь и порождение речевого высказывания. Что влияет на коррекцию высших психических функций: мышление, память, восприятие, внимание.

Развитие речи обучающихся является неотъемлемой частью развивающего обучения.

В настоящее время отчетливо прослеживается тенденция увеличения объема содержания школьного курса биологии, химии, географии. Это выражается, как правило, в увеличении количества научных терминов, единиц номенклатуры и т.д.

При таком огромном потоке информации, современное содержание программ в старших классах по естественным дисциплинам требует обратить внимание на формирование прочных теоретических знаний.

Успех овладения основными теоретическими знаниями по естествознанию зависит от формирования понятий.

Как правило, понятие вводится в учебнике сразу на уровне конечного усвоения и ни его определение и ни его содержание не изменяется и не расширяется в процессе изучения.

Дети с тяжелыми нарушениями речи затрудняются в умении формулировать определение понятия.

На уроках используется модель:

ключевое слово

ПОНЯТИЕ – ЭТО ( ЧТО ЭТО ?) + ПРИЗНАКИ



Примеры использования определений в этой структуре по биологии, химии и географии.

Рефлекс это ответная + - на воздействия внешней

реакция организма среды,

-на изменение внутреннего

состояния,

-выполняемые с участием

нервной системы.

Кислота - это сложное вещество + - в составе атом водорода,

(соединение) - кислотный остаток.

Географическаяэто изображение + - уменьшенное

карта земной - в масштабе

поверхности - на плоскости

- с помощью условных знаков

В связи с тем, что у обучающихся с ТНР формирование понятийного мышления отстает от возрастной нормы, поэтому уделяется важная роль сквозным понятиям СРЕДА, ВОДА, ОРГАНИЗМ.

В курсе ботаники (5-6 класс) дети получают знания о приспособленности растений к окружающей среде, о разнообразии растений на Земле и их использовании.

В 7 классе – в курс зоологии важнейшим понятием является среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная.

В курсе анатомии, физиологии и гигиены человека осуществляется опора на знания о среде обитания из зоологии и вводится понятие о гигиенических факторах окружающей среды, природные факторы и социальные факторы среды.

При повторении и закреплении знаний со сквозными понятиями у обучающихся с 5 по 9 класс обращается внимание на широту внутри- и межпредметных связей. Такое интегрирование позволяет реализовывать познавательные и эмоционально волевые резервы личности детей.

На примере анализа определений хорошо известных обучающимся понятий осуществляется обобщение знаний, приводящее к качественно новому уровню осознания изученного.

Успех изучения дисциплин естественного цикла во многом определяется тем, насколько успешно обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи смогут овладеть основными теоретическими знаниями и умениями в условиях реализации ФГОС.



Литература:

  • Виневская А.В. Педагогические технологии: вопросы теории практики внедрения. Ростов-на-Дону: изд. «Феникс»,2014.

  • Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.

  • Галеева Н.Л. Уроки экологического мышления. М.: изд. УЦ «Перспектива»,2012.

  • Пономарева, И. Н. Методика обучения биологии : учеб, пособие для пед. вузов / И. Н. Пономарева, О. Роговая В. П. Соломин ; под ред. И. Н. Пономаревой. — Москва : Изд. центр «Академия», 2012.

  • Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Ростов-на-Дону: изд. «Учитель»,2003.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя