С. А. Касимова,
ГБОУ СО «Речевой центр», г. Екатеринбург
Реализация принципов коррекционной направленности на уроках естественных дисциплин (формирование понятий)
Проблема реабилитации детей с речевой патологией не теряет актуальности. Отклонения в развитии речи самостоятельно не проходят, поэтому необходимо создавать условия и использовать современные инновационные технологии обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.
Поиск педагогических технологий идет по пути внедрения инновационных идей, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и обучающихся, реализовывать направления коррекционной работы.
В условиях введения ФГОС коррекционная работа на уроках- это огромный ресурс, позволяющий достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, нового качества образования, степени интеграции в общество.
Используемые методы и приемы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
1. Наглядные методы- показ упражнений, показ действий по алгоритму или схеме, демонстрация видеофильмов, рисунков и пр.
-
2. Словесные методы- рассказ; беседа; объяснение и пояснение; словесные дидактические игры, описания и пр.
-
3. Практические методы- проведение опытов, рассматривание микропрепарата под микроскопом или исследование биологического объекта в лабораторных условиях.
-
4. Коммуникативные методы – игры и задания в команде, в паре.
-
5. Продуктивные методы- характеризуется тем, что педагог не демонстрирует способ, а лишь создает условия для его открытия самими детьми. При выполнении таких упражнений ребенок прибегает к мыслительным и практическим пробам, выдвигает предположения и проверяет их, учится использовать прежние знания в новой ситуации, проявляя сообразительность и смекалку.
-
6. Репродуктивные методы- основаны на воспроизведении способа действия. При этом действия детей полностью регламентируются учителем, который своими указаниями, пояснениями, непосредственной помощью корректирует действия ребенка.
В процессе изучения дисциплин естественного цикла решаются коррекционные задачи, состоящие в преодолении речевого недоразвития и нарушений психического развития, формирование связной речи.
Речь как форма существования мысли. Лев Семенович Выготский, русский психолог, рассматривал отношение между мыслью и словом как процесс движения.
Что всякое речевое высказывание порождается определенным мотивом, обуславливает возникновение речевой мысли , затем в процессе восприятия осуществляется переход во внутреннюю речь и порождение речевого высказывания. Что влияет на коррекцию высших психических функций: мышление, память, восприятие, внимание.
Развитие речи обучающихся является неотъемлемой частью развивающего обучения.
В настоящее время отчетливо прослеживается тенденция увеличения объема содержания школьного курса биологии, химии, географии. Это выражается, как правило, в увеличении количества научных терминов, единиц номенклатуры и т.д.
При таком огромном потоке информации, современное содержание программ в старших классах по естественным дисциплинам требует обратить внимание на формирование прочных теоретических знаний.
Успех овладения основными теоретическими знаниями по естествознанию зависит от формирования понятий.
Как правило, понятие вводится в учебнике сразу на уровне конечного усвоения и ни его определение и ни его содержание не изменяется и не расширяется в процессе изучения.
Дети с тяжелыми нарушениями речи затрудняются в умении формулировать определение понятия.
На уроках используется модель:
ключевое слово
ПОНЯТИЕ – ЭТО ( ЧТО ЭТО ?) + ПРИЗНАКИ
Примеры использования определений в этой структуре по биологии, химии и географии.
Рефлекс – это ответная + - на воздействия внешней
реакция организма среды,
-на изменение внутреннего
состояния,
-выполняемые с участием
нервной системы.
Кислота - это сложное вещество + - в составе атом водорода,
(соединение) - кислотный остаток.
Географическая – это изображение + - уменьшенное
карта земной - в масштабе
поверхности - на плоскости
- с помощью условных знаков
В связи с тем, что у обучающихся с ТНР формирование понятийного мышления отстает от возрастной нормы, поэтому уделяется важная роль сквозным понятиям СРЕДА, ВОДА, ОРГАНИЗМ.
В курсе ботаники (5-6 класс) дети получают знания о приспособленности растений к окружающей среде, о разнообразии растений на Земле и их использовании.
В 7 классе – в курс зоологии важнейшим понятием является среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная.
В курсе анатомии, физиологии и гигиены человека осуществляется опора на знания о среде обитания из зоологии и вводится понятие о гигиенических факторах окружающей среды, природные факторы и социальные факторы среды.
При повторении и закреплении знаний со сквозными понятиями у обучающихся с 5 по 9 класс обращается внимание на широту внутри- и межпредметных связей. Такое интегрирование позволяет реализовывать познавательные и эмоционально волевые резервы личности детей.
На примере анализа определений хорошо известных обучающимся понятий осуществляется обобщение знаний, приводящее к качественно новому уровню осознания изученного.
Успех изучения дисциплин естественного цикла во многом определяется тем, насколько успешно обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи смогут овладеть основными теоретическими знаниями и умениями в условиях реализации ФГОС.
Литература:
-
Виневская А.В. Педагогические технологии: вопросы теории практики внедрения. Ростов-на-Дону: изд. «Феникс»,2014.
-
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.
-
Галеева Н.Л. Уроки экологического мышления. М.: изд. УЦ «Перспектива»,2012.
-
Пономарева, И. Н. Методика обучения биологии : учеб, пособие для пед. вузов / И. Н. Пономарева, О. Роговая В. П. Соломин ; под ред. И. Н. Пономаревой. — Москва : Изд. центр «Академия», 2012.
-
Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Ростов-на-Дону: изд. «Учитель»,2003.