«Реализация проекта «Что за прелесть эти сказки?» при формировании коммуникативных способностей одаренных дошкольников в рамках реализации ФГОС и ФОП ДО»
Игнатова Вера Васильевна
воспитатель
«Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок»
г. Мичуринска Тамбовской области
«..... театр - единственный учитель нравственности, поведения, возвышенных идеалов, который никогда не наскучит ученику.
... театр - ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа».
М. Твен
Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени.
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает.
Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.
Заниматься одаренными детьми совершенно необходимо, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей.
Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов (логопеда, музыкального руководителя), родителей.
В связи с этим был разработан и реализован долгосрочный проект «Что за прелесть эти сказки?» для формирования коммуникативных способностей одаренных дошкольников в рамках реализации ФГОС и ФОП ДО.
Актуальность проекта состоит в том, что важнейшим компонентом одаренности детей старшего дошкольного возраста является творческая деятельность, а развитие творческих способностей в рамках этой деятельности обеспечивает выявление возможностей и потенциала личности ребенка, его самовыражения и самореализации. Одаренность вовлекает в процесс развития целостную личность ребенка, акцентируя внимание на его интересах, мотивах, чувствах, волевых проявлениях и других сторонах личности. При этом творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста является основой одаренности, не способной реализоваться автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения, воспитания и развития творческих способностей.
В настоящее время проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, а особенно у детей с признаками одаренности не решена в полной мере, что требует активного целенаправленного поиска и разработки условий, средств, практических приемов и даже новых технологий в данном направлении.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат.
Цель проекта – развитие творческой одаренности детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
Создать условия для развития творческой (художественной, литературной, артистической) одаренности детей.
Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Обучать умению «вживаться» в роль, выражать собственные ощущения в художественных образах.
Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
Развивать речевую фантазию, умение составлять рассказы, сказки. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь, чувство рифмы. Учить легкому запоминанию стихов или небольших текстов.
Формировать опыт социальных навыков поведения, Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
Прививать интерес к выполнению творческих художественных работ (рисунки, поделки, декорации). Развивать воображение и художественное творчество.
Все мероприятия проекта носят творческий характер, с учетом интеграции образовательных областей.
Проведение мероприятий с использованием нетрадиционных техник по этому проекту:
Развивает уверенность в своих силах и творческих возможностях.
Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел.
Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
Развивает мелкую моторику рук.
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Новизной и отличительной особенностью проекта является то, что он имеет инновационный характер. Система работы построена с учетом смены деятельности, насыщена игровыми приемами, поэтому исключает переутомление детей. Используется разнообразный познавательный и развивающий наглядный материал. Всопитательно-образовательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Методика выстраивается в контексте разных видов художественной деятельности: рисование, конструирование, чтение художественной литературы. Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору, укреплять традиции народных праздников. Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.
Интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для развития творческой одарённости детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Согласно данным исследований Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, А.А. Мелик-Пашаева, Р.М. Чумичёвой, у ребёнка-дошкольника можно воспитать ценностное отношение к художественной культуре, художественной деятельности, развить творческую одарённость. Ребёнок в силу своих возрастных особенностей нацелен на процесс создания художественных продуктов, и этот процесс приносит ему удовлетворение, радость от собственного исполнения роли.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям:
«Речевое развитие», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
«Художественно-эстетическое развитие (Рисование)», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
«Познавательное развитие», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями русского и якутского народа
«Художественно-эстетическое развитие (Музыка)», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.
«Развитие речи», где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.
Реализация работы по проекту:
- Проект реализуется через кружковую работу.
- Сотрудничество с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные театры, спортивные развлечения.
- Внутреннее убранство группы и зала, где живут и воспитываются дети.
- Костюмы и атрибуты для спектаклей и игр доступны детям и радуют их своим внешним видом.
Организация работы по проекту
ФОРМЫ РАБОТЫ:
Групповые занятия
Принципы проведения занятий.
Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
Принцип научности (использование современных компьютерных технологий);
Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
Принцип поэтапности, последовательности;
Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения);
Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями);
Принцип интегративности (синтез искусств).
2.Индивидуальная работа
На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, потешки, загадывание и отгадывание загадок, составление рассказа по схеме. Сочинение сказок на новый лад.
3.Сотрудничество с родителями
- привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов.
- консультации для родителей.
- анкетирование.
- совместные спектакли.
4.Взаимодействие с воспитателями.
Открытые мероприятия для воспитателей, консультирование по инициативе педагогов. Обобщение опыта в конце учебного года.
Методы, используемые при организации занятий:
Словесный метод используется при беседе, рассказе, при анализе музыкального или художественного произведения; приемы комплексной сказкотерапии.
Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.
Практический – импровизации, игры, драматизация, постановка кукольных театров и спектаклей.
Элементы занятий:
- сказкотерапия с элементами импровизации;
- разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики;
- игры на развитие воображения и памяти – игры включают в себя запоминание стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов;
- рисование, аппликация, коллажи - использование различных видов нетрадиционного рисования, использование природного и бросового материала;
- изготовление элементов декораций своими руками.
Каждый ребенок имеет возможность, проявить себя в какой - то роли. Для этого используются разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли застенчивых детей;
- распределение детей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку со схематическим изображением будущего персонажа).
Проект рассчитан на детей 5 – 7 лет, срок реализации 2 года.
Продолжительность занятия: 20 – 25 мин. – старшая группа (5 – 6 лет), 25 – 30 мин. – подготовительная группа(6 – 7 лет). Занятия проводятся вне основных режимных моментов.
Оптимальное количество детей на театральных занятиях – 10 – 15 человек.
Конечным продуктом реализации проекта является спектакль.
Ожидаемые результаты:
- внимательно слушать сказки, уметь высказывать свое мнение о сказочном герое; уметь придумывать сказки на «новый» лад с новым концом;
- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты);
- с интересом изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из разных материалов; с удовольствием рисовать предметные или сюжетные картинки к прочитанной сказке;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией.
- некоторые виды театров,
- некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, конусной игрушки.
- о театре, театральной культуре.
- роли артистов, кукол.
- о правилах поведения в театре.
- азбуке театра.
Планируемые результаты:
Старшая группа:
дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);
показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
выразительно читают стихотворный текст;
передают образ героя характерными движениями;
действуют на сцене в коллективе;
держатся уверенно перед аудиторией.
Подготовительная к школе группа:
объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;
называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий);
хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;
показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
создают пластические импровизации под музыку различного характера;
умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.
Основные направления проекта:
1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
Что такое театр, театральное искусство;
Какие представления бывают в театре;
Кто такие актеры;
Какие превращения происходят на сцене;
Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Здоровьесберегающие технологии
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• гимнастика для глаз,
• физкультминутка, динамические паузы.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении различных персонажей для театрализованной деятельности, в обсуждении вопросов о детском чтении, в подготовке и показе спектакля.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Что за прелесть эти сказки!»; сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы.
10