Абабкова А.А., Тимашкова Т.В.
преподаватели МБУ ДО Мотыгинская ДМШ
п. Мотыгино, Российская Федерация
Реализация проекта патриотического воспитания и приобщения детей младшего школьного возраста к национальным традициям «Я – частичка России»
Рассмотрены вопросы формирования патриотических чувств и особенности приобщения детей младшего школьного возраста к национальным традициям.
Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, патриотизм, национальное единство, национальные особенности.
Формирование патриотизма в среде школьников и развитие их культурного представления о национальных особенностях своей страны, толерантности к братским народам и коренным народам России – крайне актуальная задача, поскольку в школах этой проблеме уделяют недостаточно внимания. Между тем крайне необходимо учителям и преподавателям целенаправленно работать над развитием патриотических чувств и национального единства среди детей и подростков, поскольку в современном мире подрастающее поколение уязвимо для влияния экстремистов.
В настоящее время в мире наблюдается усиление межнационального противоборства, увеличение числа экстремистских организаций, в которых осуществляется вербовка молодых людей из нашей страны в террористические бандформирования (в том числе в группировку «Исламское государство»), участились теракты и наблюдается общая дестабилизация в общественной среде. В тоже время подрастающее поколение имеет поверхностные представления о патриотизме и национальных особенностях своего народа, в связи с чем они становятся особенно уязвимы к влиянию агрессивно настроенных вербовщиков, и именно поэтому важно начинать развитие патриотических чувств как можно раньше - в младшем школьном возрасте.
В целях патриотического воспитания и приобщения детей младшего школьного возраста к национальным традициям мы разработали, организовали и провели проект «Я – частичка России», в котором были реализованы три мероприятия под названием «Праздник урожая», «Покров» и «День народного единства». Также мы провели диагностическую работу до и после реализации проекта в целях определения того, насколько дети младшего школьного возраста осознали специфику патриотизма, запомнили национальные особенности своего народа и страны в целом.
Вводная диагностика, проведенная по разработанным нами методикам, показала, что дети младшего школьного возраста обладают поверхностными знаниями относительно понимания сущности патриотизма, недостаточно владеют знаниями о символике Российского государства, не знают особенности своей страны, традиций, основных праздников, присущих русскому народу, не знают народные музыкальные инструменты, самобытные русские ремесла, не знают как выглядит русский народный костюм. Безусловно, данный факт заставляет задуматься и принять срочные меры по оптимизации своей работы с детьми младшего школьного возраста и приобщению их к особенностям национальной культуры через организацию просветительных мероприятий с исполнением национальных песен, танцев, народных игр и забав, соблюдением традиций, показом народного костюма, игрой на народных музыкальных инструментах.
В ходе исследования мы также обнаружили, что учащиеся музыкальной школы значительно лучше осведомлены о традициях российского государства, лучше знают его особенности, у них лучше развито чувство патриотизма. Те же школьники, которые не посещают музыкальную школу, значительно хуже знают особенности и самобытность своей страны и именно на этих обучающихся и была направлена наша работа.
Преподаватели и учащиеся Мотыгинской детской музыкальной школы провели проект на базе учащихся 3 классов СОШ №2 п. Мотыгино, в котором стремились достигнуть положительных результатов в деле патриотического воспитания младших школьников.
Так, в мероприятии «Праздник урожая» мы стремились обозначить цель и задачи нашей работы, раскрыть сущность патриотизма, его составляющих, а также старались доступно показать традиции праздника урожая и традиций, существовавших на Руси относительно встречи гостей, гостеприимства и добродушия. На этом мероприятии звучала народная музыка как в сольном так и в ансамблевом исполнении на народных музыкальных инструментах, организовывались народные игры, где школьники могли размяться и почувствовать себя русскими людьми.
Праздничное мероприятие «Покров» было реализовано также успешно, во время его проведения были показаны и рассказаны культурные особенности народа, быт, нрав, традиции относительно этого праздника, организовано исполнение учащихся СОШ №2 на шумовых народных инструментах, подвижные народные игры, воспитанники ДМШ показали отличное исполнение вокальных номеров в сценических костюмах, посвященных празднику «Покрова».
Мероприятие «День народного единства» было направлено на формирование чувства гордости и патриотизма относительно истории Великой России, ее славных героях, в этот день мы также обеспечивали музыкальное сопровождение всему происходящему на сцене в народной традиции, детьми пелись песни военных лет, рассказывалось о подвигах наших славных героев.
Отметим, что повторная диагностика показала положительную динамику: дети стали больше знать о национальных особенностях своего народа, традициях, нравах, однако, на наш взгляд нельзя останавливаться на достигнутом и впредь стоит продолжать тесное сотрудничество между общеобразовательной и музыкальной школой по вопросу патриотического воспитания подрастающего поколения.
© Абабкова А.А., Тимашкова Т.В., 2017