Августовское совещание педагогических работников образовательных организаций Татарского муниципального района в 2023 году
От стратегических задач к качеству образования. Итоги, проблемы, перспективы развития системы образования Татарского муниципального района
ДОКЛАД
Реализация проекта «Цифровая образовательная среда». Внедрение федеральной государственной информационной системы «Моя школа» (Электронные образовательные ресурсы в практике современного педагога)
Подготовил: Бахман Оксана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Казачемысской СОШ
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» – проект нацпроекта «Образование», направленный на создание к 2024 году в образовательных организациях современной и доступной цифровой образовательной среды (ЦОС), обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы. (слайд 1, 2)
За счёт мероприятий проекта к концу 2024 года будут достигнуты следующие основные результаты и показатели:
22 010 образовательных организаций, оснащенных оборудованием для внедрения цифровой образовательной среды;
340 центров цифрового образования детей «IT-КУБ»;
602 700 педагогов, подключенных к платформе цифровой образовательной среды (45% педагогов из не менее чем 30% школ) будут использовать сервисы федеральной информационно–сервисной платформы цифровой образовательной среды;
52 комплекта верифицированного цифрового образовательного контента, соответствующего ФГОС общего образования;
40% образовательных организаций из числа субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, будут оснащены компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением.
По мнению Сергея Кравцова, министра просвещения РФ, «цифровая образовательная среда – это, прежде всего, проверенный электронный контент для повышения качества традиционного образования». (слайд 3)
ЦОС должна обеспечить решение следующих задач: (слайд 4)
информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования;
дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы:.
уровень сформированности ИКТ-компетенции педагогов ОО;
возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов;
обеспеченность ОО необходимым оборудованием;
условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов;
возможность открытого доступа к информационным каналам локальной внутренней сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек.
Основными структурными компонентами ЦОС ОО в соответствии с требованиями ФГОС являются:
техническое обеспечение;
программные инструменты;
обеспечение технической, методической и организационной поддержки;
отображение образовательного процесса в информационной среде;
компоненты на бумажных носителях;
компоненты на CD и DVD.
Что организует цифровая образовательная среда? (слайд 5)
Для ученика: расширение возможностей построения образовательной траектории; доступ к самым современным образовательным ресурсам; растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
Для родителя: расширение образовательных возможностей для ребенка; снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования; повышение прозрачности образовательного процесса; облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Для учителя: снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации; снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации; повышение удобства мониторинга за образовательным процессом; формирование новых возможностей организации образовательного процесса; формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий; формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика; облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.
Для школы: повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ; расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса; снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации; расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Неслучайно ФГОС направлен на обеспечение разумного и безопасного использования цифровых технологий, обеспечивающих повышение качества результатов образования и поддерживающих очное образование. (слайд 6)
В п.27.3, прописано: «При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации, в том числе посредством сети Интернет. Информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, курсов, модулей, учебным изданиям и образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей, информации о ходе образовательного процесса, результатах промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся;
доступ к информации о расписании проведения учебных занятий, процедурах и критериях оценки результатов обучения;
возможность использования современных ИКТ в реализации программы основного общего образования, в том числе использования имеющихся средств обучения и воспитания, в электронном виде, электронных образовательных и информационных ресурсов, средств определения уровня знаний и оценки компетенций, а также иных объектов, необходимых для организации образовательной деятельности с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, объективному оцениванию знаний, умений, навыков и достижений обучающихся». (слайд 7)
27.4. В случае реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к электронной информационно-образовательной среде Организации из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории Организации, так и за ее пределами. Условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды могут быть обеспечены ресурсами иных организаций.
Электронная информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, курсов, модулей, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей посредством сети Интернет; формирование и хранение электронного портфолио обучающегося, в том числе выполненных им работ и результатов выполнения работ;
фиксацию и хранение информации о ходе образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы основного общего образования;
проведение учебных занятий, процедуры оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе посредством сети Интернет.
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами ИКТ и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.
Условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды могут быть обеспечены ресурсами иных организаций.
В связи с этим с 1 сентября 2022 года заработал единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам для учеников, родителей и учителей – ФГИС «Моя школа» (https://myschool.edu.ru/ ). Доступ к образовательному сервису осуществлен с помощью портала Госуслуг. (слайд 8-13)
Единая витрина данных для учителя, ученика и родителя в части доступа к:
проверенному образовательному и воспитательному контенту;
расписанию, домашним заданиям, оценкам, журналу и т.п.;
документам с возможностью редактирования и совместной работы в режиме онлайн в отечественном офисном программном обеспечении;
видеоконференцсвязи на базе «Сферума».
ФГИС «Моя школа» в целях удобства использования имеет специальное приложение для работы через SmartTV (разработано для устройств под управлением операционной системой Android).
Приложение поддерживает авторизацию ЕСИА (Госуслуги), что позволяет учителю после авторизации получить доступ материалам:
к личным документам и файлам, которые учитель загрузил в «Мою школу»;
к библиотеке цифрового образовательного контента, размещённого в «Моей школе»;
к сервису «Моё просвещение» - набор видеофайлов образовательного и воспитательного содержания (например, серия лекций от Российского общества «Знание», История российской науки от ИРИ).
Также учителю доступны стандартные и понятные для него функции:
браузера (для просмотра страниц в интернете)
флэш-накопителя (для просмотра файлов на флэшке учителя).
Использование отечественного программного обеспечения позволяет использовать
все инструменты для оптимизации учебного процесса в едином пространстве;
облачное хранилище;
инструменты для создания и редактирования документов популярных форматов (doc, xls, ppt и т.д.);
совместная работа над документами;
удобный обмен файлами.
Ролик «Моя школа» https://vk.com/video-173218709_456239263 , https://youtu.be/HxHHB0f2Tps
Входим в «Мою школу» через Госуслуги. (слайд 14)
Открывается ваша страница. (слайд 15)
Сверху находим разделы «Новости», «Вопросы и ответы», «Полезные ссылки», «Опросы».
В правом верхнем углу – «Оповещения», «Сервисы», «Поиск», «Профиль».
В центре – расписание; информация о файлах учителя: можно создать, загрузить новый документ, презентации, таблицы, папки.
Доступны и «Материалы библиотеки» (слайд 16)
Здесь можно выбрать «Поиск контента», «класс», «предмет», «поставщик контента»: РЭШ, Исторические парки, Правильное кино, Академия Минпросвещения России, ИРИ (институт развития интеллекта), Общество "Знание", ИСРО РАО (институт стратегии развития образования), Минкультуры России, ИРПО (институт развития профессионального образования); «тип»: урок, видео-материалы, театральные постановки, лабораторная работа.
В верхней панели видим вкладки «каталог», «обучение» (новые материалы, тесты, прогресс); «портфель» – все ваши материалы.
Выбрав и открыв урок, видим подробную информацию о нём (тип урока, ключевые слова, базовые понятия, единые для школьного образования, этапы урока. На панели названия урока есть кнопка «Посмотреть»: открываются все этапы урока и материалы к ним. (слайд 17)
Вкладка «Сервисы» включает в себя вывод на различные страницы: «Электронный журнал», «Аналитика», «Библиотека Минпросвещения», «Билет в будущее», «Помощник учителя», «Помощник ученика», «Помощник родителя», «Психологическая служба», «РЭШ», «Сферум», «Тесты», «Мои файлы», «Аналитик».
Итак, согласно Приказу Минпросвещения России от 30.06.2021 г. № 396 «О создании федеральной государственной информационной системы Минпросвещения России «Моя школа», система создана, чтобы повысить уровень цифровой грамотности педагогов с использованием дистанционных образовательных технологий, создать современную и безопасную образовательную среду и возможности для вовлечения родителей (законных представителей) в процесс образования их детей.
Внедрение ФГИС призвано также создать условия для взаимодействия региональных и федеральных систем и использовать единые классификаторы, реестры, справочники и форматы взаимодействия, обеспечить равный доступ к качественному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам для всех категорий обучающихся.
Министерство цифрового развития и Министерство просвещения РФ в соответствии с подпунктом "а" пункта 11 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", рекомендует использовать в образовательном процессе преимущественно отечественное программное обеспечение, информационные ресурсы в связи с массовой блокировкой зарубежных сервисов и приложений. (слайд 18-20)