СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация профильного обучения по русскому языку и литературе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения школьников

Просмотр содержимого документа
«Реализация профильного обучения по русскому языку и литературе»

Профильное обучение по русскому языку и литературе

Одним из основных условий достижения современного качества общего образования является введение профильного обучения в старших классах. Профильное образования – важный фактор экономического роста и обновления экономики, и поэтому должно быть ориентировано прежде всего на обучающихся и рынок труда, а также должно быть эффективным и доступным. Сейчас «модные» профессии – экономисты, финансисты, новоявленные коммерческие специалисты, а как же быть филологам, историкам, журналистам, библиотекарям, переводчикам, психологам талантливым, начитанным, интеллигентным и всегда, к сожалению, малооплачиваемым. Очень трудно порой убедить родителей, отстаивая гуманные мотивы, что быть гуманитарием престижно, потому что слышишь в ответ: «А жизнь-то у нас какая?» А цель профильного гуманитарного обучения – воспитывать всесторонне развитую личность, порядочного человека, культурного и образованного. ( Слайд 2 )

Я считаю, что сила личности состоит в том, чтобы противостоять усредняющим влияния среды и сохранить то личное, что не просто выделяет человека как индивидуальность, а возвышает его как личность, обладающую высоким зарядом духовности, который не позволит преступить законы нравственности и морали.

Гуманитарные предметы направлены на воспитание личности: литература даёт ответы практически на все жизненные вопросы, история воспитывает патриота своей родины, без иностранного языка сегодня не может развиваться не экономика, не культура. Особое место, конечно, занимает русский язык, что обусловлено его функциями.

Русский язык является средством приобщения обучающихся к духовным богатствам русской литературы и культуры, он является средством межнационального общения, выступает в качестве посредника между родной и мировой культурой, служит опорой при обучении иностранным языкам. Основные цели обучения русскому языку в старших классах гуманитарного профиля вы видите на слайде.(Слайд 3а)

Нынешние выпускники зачастую не умеют выражать свои мысли, грамотно говорить, поэтому для развития речи я использую такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений и другие творчески задания, уделяю внимание совершенствованию лингвистических умений, которое включает определение языковых процессов, применение лингвистических терминов, анализ языковых умений (Слайд 3б) и здесь огромную роль играет дифференциация обучения. (Слайд 4)

Так, в 11А классе есть творческая группа, которая активно работает не только на уроках, но и принимает участие в творческих конкурсах, добиваясь призовых мест на муниципальном и региональном этапах. (Слайд 5)

На слайде вы видите фамилии этих обучающихся, я назову лишь некоторых из них. Лапина Варя – победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» в номинации «Я доброволец, я волонтёр», Коростелёва Анна – 2 место в городском этапе XIV международного литературно-художественного конкурса «Гренадёры, вперёд!». Сазонова Ирина – 1 место в городском конкурсе школьных сочинений «Моя семья», Локтионова Ирина – победитель игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех» (её результат 82 балла), Неделькина Дарина награждена дипломом 1 степени в номинации «Мультимедийный проект» регионального тура XII Международного детского творческого проекта «Мы – дети Атомграда», Плаксина Екатерина награждена дипломом 3 степени в номинации «Литературная работа». Ежегодно проходит творческий конкурс юных журналистов, и Неделькина Дарина заняла 1 место в номинации «Телевизионная журналистика», Мальке Ольга и Плаксина Екатерина заняли 1 место в городском конкурсе творческих работ «Я помню! Я горжусь!» в разных номинациях, Нечевилева Елена – призёр муниципального и участник регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по МХК в 2017 г. И этот список можно продолжить, это результат работы в течение полутора лет существования профильного класса.(6, 7, 8… слайды)

(слайд) Такие высокие результаты дают большое чувство удовлетворения, а сам опыт работы в профильном классе становится важным фактором профессионального роста, и имеет своим следствием новый взгляд на проблемы изучения русского языка и литературы. Особенно это важно при подготовке обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку. Я думаю, вы согласитесь со мной: школа – это неиссякаемый источник познания, но пользуются этим богатейшим источником наши ученики только тогда, когда школьные предметы соответствуют их потребностям, интересам и запросам. Выигрыш профильного обучения здесь вне сомнения, так как выпускник профильной группы должен стать человеком высокой языковой культуры и носителем высокой общей культуры. И слово «высокий», поверьте, не является в данном случае речевой ошибкой.

Вашему вниманию предоставляется небольшой фрагмент видеоролика «Мой город самый лучший на земле!» победителя городского конкурса Неделькиной Дарины.

(слайд) Профильный уровень изучения литературы предполагает овладение обучающимися основ исследовательской деятельности в рамках предмета, при этом акцент делается на формировании общей литературоведческой культуры, умении анализировать художественный текст с использованием знаний в области истории и теории литературы с привлечением литературной критики. (слайд) Не менее важными являются умения делать обобщения на литературно-художественном материале, сопоставлять литературные произведения разных эпох. На слайде вы видите основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся и формы контроля. В связи с большим количеством часов у нас появилась уникальная возможность посмотреть фрагменты из художественных фильмов, поставленных по великим произведениям русской классики. К сожалению, сейчас дети не смотрят такие фильмы, не знают имён великих актёров и режисёров советской эпохи. Для них стали открытием такие фильмы, как «Жестокий романс», «Три дня из жизни Обломова», «Война и мир» Сергея Бондарчука, получившего премию Оскар «За лучший иностранный фильм» в 1968 году.

Обязательный минимум для классов с профильным уровнем изучения предмета допускает некоторое расширение списка изучаемых произведений. В целом профильный уровень предполагает не столько расширение круга писательских имён и произведений, сколько освоение литературного материала на ином, углублённом уровне. (слайд) Преподавание литературы становится более конкретным, филологическим по сути. А важнейшая задача преподавания курса литературы определяется как задача понимания. Таким образом, такая глобальная цель образования, как воспитание личности средством литературы, решается через формирование читательской культуры школьника. Я стараюсь формировать активную читательскую позицию и развивать мотивацию к обучению. Этот деятельностный принцип обучения воплощается не только в глубокой и продуктивной читиательской деятельности, но и в их литературно-художественном творчестве. Это означает, что кроме работ аналитического характера активная творческая группа проявляет своё умение свободно оценивать литературные произведения, не попадая под власть готовых схем и стереотипов. Так, Коростелёва Аня заняла 2 место в городском фестивале буктрейлеров «Чтение вдохновляет». Давайте посмотрим эту работу.

Творческий коллектив 10А класса стал победителем в номинации «Магия романса» в фестивале мини-спектаклей «Литературный калейдоскоп»

Конечно, не всё у нас так хорошо и гладко и, как говорят, любая ложка дёгтя может испортить бочку мёда. Но что есть, то есть. В профильном классе учатся дети, которые, как мне кажется, далеки не только от углубленного изучения русского языка и литературы, но и учёбы вообще. Готовясь к итоговому сочинению по литературе, мы проработали и написали 5 сочинений по направлениям: «Отцы и дети», «Доброта и жестокость», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», «Мечта и реальность». К сожалению, два человека получили «незачёт». 6 февраля - пересдача, хочется надеяться на лучшее и всё-таки получить допуск к итоговой государственной аттестации. (слайд)

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счёт изменений в структуре, содержании и организации учебного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Выпускник, готовящийся получить аттестат зрелости, в котором русский язык и литература стоят на первом месте, должен войти во взрослую жизнь человеком высокой языковой культуры. (слайд)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!