СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация программы наставничества в форме "преподаватель-обучающийся" в системе СПО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

Просмотр содержимого документа
«Реализация программы наставничества в форме "преподаватель-обучающийся" в системе СПО»

ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА в форме «преподаватель-обучающийся» в системе СПО


Астахова Ольга Николаевна

преподаватель истории I квалификационной категории

ОГБПОУ "Рязанский колледж электроники"

г. Рязань

E-mail: [email protected]



Аннотация. В докладе описан опыт работы реализации программы наставничества в форме «преподаватель - обучающийся», ролевая модель «преподаватель - талантливый обучающийся» в системе СПО. В отчёте описаны 6 этапов осуществления программы, цели, задачи и стратегии их реализации, а также нормативно-правовая база. Показатели эффективности работы представлены в творческой форме и подкреплены документально. Данный опыт наставничества содействует развитию личности, способной раскрывать свой потенциал в новых условиях нестабильности и неопределенности; представляет перспективную технологию, отвечающую на потребность образовательной системы переходить от модели трансляции знаний к модели формирования метакомпетенций обучающихся.

Ключевые слова: программа наставничества, форма «преподаватель - обучающийся», ролевая модель «преподаватель - талантливый обучающийся», система СПО, нормативно-правовая база, эффективность работы, развитие личности, перспективная технология, модель трансляции знаний, метакомпетенция.


Согласно Программе реализации целевой модели наставничества в ОГБПОУ «РКЭ», которая разработана в соответствии с Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

В качестве концептуального обоснования программы наставничества в колледже выдвигаются следующие положения:

    1. наставничество содействует развитию личности, способной раскрывать свой потенциал в новых условиях нестабильности и неопределенности;

    2. наставничество представляет перспективную технологию, отвечающую на потребность образовательной системы переходить от модели трансляции знаний к модели формирования метакомпетенций обучающихся;

    3. технология наставничества способна внести весомый вклад в достижение целей, обозначенных национальным проектом «Образование».

Программа опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации, Рязанской области и колледжа и разработана с целью предоставления колледжем методологических и концептуальных основ для успешной ее реализации.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года актуализирует задачу объединения усилий с целью реализации единой государственной политики в области воспитания, определения сущностных

характеристик современного воспитательного процесса, обмена инновационным опытом, популяризации лучших практик поддержки и раскрытия потенциала детей и подростков, в том числе посредством привлечения волонтеров- наставников.

Нормативные правовые основания такой деятельности в Российской Федерации обеспечиваются рядом документов, соответствующих требованиям международных актов, конвенций, в том числе:

  • Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. № 1559;

  • Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. «О предотвращении преждевременного оставления школы».

Наставничество осуществляется в целях поддержки формирования личности, саморазвития и раскрытия потенциала ребенка или подростка. Один из способов раскрытия потенциала – формирование активной жизненной позиции обучающихся и стремление заниматься добровольческой деятельностью, способствующей самореализации личности. Нормативную правовую базу этой деятельности обеспечивают:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;

  • Трудовой кодекс Российской Федерации.

Наставническую деятельность в колледже регламентируют:

  • Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010 г.);

  • Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р;

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что обучающийся должен в максимально короткие короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях учебной и практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость обучающегося получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь во время обучения в колледже.

Являясь наставником двух обучающихся Королёва Владислава и Елисеевой Ульяны (гр. ПНГ-1113) определены цель и основные задачи работы с первокурсниками:



План

развития наставляемых под руководством наставника Астаховой О. Н.

Форма наставничества (проект) «Преподаватель - обучающийся»

Ролевая модель (микро-проект)

«Преподаватель - талантливый обучающийся»

Наставник (Ф.И.О. полностью, должность) Астахова Ольга Николаевна, преподаватель истории первой квалификационной категории ОГБПОУ «Рязанский колледж электроники»

Наставляемый (Ф.И.О. полностью) Елисеева Ульяна Геннадьевна, Королёв Владислав Игоревич

Срок осуществления плана: с « 01»декабря 2020 г. по «31» мая 2021г.

Цель программы: Обеспечить успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи.

Задачи программы:

  • раскрытие потенциала каждого наставляемого;

  • формирование жизненных ориентиров;

  • адаптация обучающихся в новом учебном коллективе;

  • повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающихся, в том числе через участие в программах поддержки, академических и профессиональных соревнованиях, проектной и внеурочной деятельности;

  • формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;

  • развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности и т.д.);

  • формирование предпринимательского потенциала наставляемого (проактивное мышление, практикоориентированность, способность решать нестандартные задачи и др.), в том числе через участие в проектных конкурсах программах.



Таблица 1. План развития наставляемых под руководством наставника.



Содержание (компетенции, метакомпетенции, мероприятия, проекты, задания, устранение пробелов, отработка умений и

навыков и т.п.)

Сроки

исполнения

Планируемые результаты наставничества

Отметка наставника о выполнении программы

1.

Первая встреча-знакомство.

Представление наставника.

Представление наставляемого

Взаимный интерес

Описание правил взаимодействия


Декабрь

наставник и наставляемый готовы к дальнейшему взаимодействию, между ними возникло понимание, они готовы поставить (и ставят) цель на первую встречу, назначают ее время.

Выполнено

2.

Пробная рабочая встреча.

Решение конкретной задачи.

Беседы на тему «Первое впечатление о колледже», «Проблемы общения».


Декабрь

наставник и наставляемый понимают, чем могут быть полезны друг другу, подходят по стилю общения и темпераменту, начинают выстраивать доверительные отношения, получают первый результат/успех, готовы к созданию долгосрочного плана.

Выполнено

3.

Планирование основного процесса работы.

Вместе с куратором группа обсуждает и по итогу формулирует цели на ближайший период работы (с ноября по май).

См. приложение Таблица 1 и Таблица 2.

Декабрь

определены ключевые договоренности между участниками наставнической программы, поставлены цели и определены сроки взаимодействия, создан примерный план встреч.

Выполнено


4.

Совместная работа наставника и наставляемого.

Работа над подготовкой и выполнением индивидуального исследовательского проекта.

Посещение Рязанской филармонии

Посещение кинотеатра

Участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах.

Творческая деятельность.

Два раза в неделю

Декабрь-май

беседа, разбор кейса, посещение мероприятия, работа над проектом, иная деятельность

Выполнено

См. Приложение 2.

5.

Итоговая встреча.

Подведение итогов работы, выстраивание дальнейших отношений.

май

группа достигли необходимого результата, отношения были завершены качественным образом и отрефлексированы, участники испытывают к друг другу благодарность, планируется (или нет) продолжение отношений, участники поняли и увидели ценность ресурса наставничества и вошли в базу потенциальных наставников, собраны достижения группы и наставника.

Выполнено

6.

Завершение программы наставничества.

Фиксация результатов.

май

Этап предназначен не только для фиксации результатов, но и для организации комфортного выхода наставника и наставляемого из наставнических отношений с перспективой продолжения цикла - вступления в новый этап отношений, продолжения общения на неформальном уровне, смены ролевых позиций.

Выполнено







Приложение 1.

Таблица 1. «5 ключевых направлений»

Какие ресурсы у меня есть, чтобы это получить?

Каких ресурсов мне не хватает, чтобы достичь цели и получить желаемое?

Как измерить результат реализации цели?

Сколько мне нужно времени, чтобы это получить?

Как я пойму, что достиг ее?








Таблица 2. «Цели и результаты»

Цель 1.Адаптация обучающегося в новом учебном заведении.

Желаемый результат (как видите конечную реализацию цели?)

Конкретные действия и шаги, направленные на получение максимального результата

Сроки

Показатель эффективности (по каким результатам конкретной деятельности можно будет оценить, что вы движетесь к поставленной цели)

Отметки о выполнении

Отсутствие паники, спокойная обстановка в коллективе.

Встречи, беседы, совместная работа,

В течение года

Анкетирование, мониторинг.

Выполнено \ не выполнено



Самооценка деятельности в процессе реализации программы (что получилось, над чем необходимо работать)

Основываясь на планируемых результатах совместной работы (моей как наставника и обучающихся как наставляемых) можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния программы наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе.

Важнейшим направлением дальнейшей работы считаю прохождение курсов повышения квалификации по теме «Наставничество в СПО».


Подпись

наставника

«_ » ___________20__г.

Подпись

наставляемого

« » _ _________ 20__ г.







Планируемые результаты реализации программы наставничества:

  • улучшение психологического климата в колледже как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и «экологичных» коммуникаций на основе партнерства;

  • практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий и личностного подхода к обучению.



В качестве определения понятий для работы используем следующие понятия:

Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Наставник участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.



Мой план работы наставничества состоит из 6 пунктов:

  1. Первая встреча-знакомство.

  • Представление наставника.

  • Представление наставляемого.

  • Взаимный интерес.

  • Описание правил взаимодействия

  1. Пробная рабочая встреча.

  • Решение конкретной задачи.

  • Беседы на тему «Первое впечатление о колледже», «Проблемы общения».

  1. Планирование основного процесса работы.

  • Вместе с куратором группа обсуждает и по итогу формулирует цели на ближайший период работы (с ноября по май).

См. приложение Таблица 1 и Таблица 2.

  1. Совместная работа наставника и наставляемого.

  • Работа над подготовкой и выполнением индивидуального исследовательского проекта.

  • Посещение Рязанской филармонии

  • Посещение кинотеатра

  • Участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах.

  • Творческая деятельность.

  1. Итоговая встреча.

  • Подведение итогов работы, выстраивание дальнейших отношений.

  1. Завершение программы наставничества.

  • Фиксация результатов.



На 1 встрече группа работала согласно плану, а также было проведено анкетирование.

В начале работы я как наставник прошла анкетирование, а затем провела анкетирование среди моих наставляемых. Представляю результаты анкетировании:


Анкета для наставников


  1. Кто я, чем занимаюсь?

󠆨 Преподаватель (работаю в учебном заведении)

󠆨 Работодатель (работаю в организации, на предприятии)

󠆨 Обучающийся (обучаюсь в колледже)

󠆨 Другое

  1. Почему я хочу быть наставником?

󠆨У меня большой потенциал

󠆨 Уверен, что могу быть полезен наставляемому

󠆨 Хочу поделиться опытом

󠆨 Другое

  1. Как бы я описал себя как личность?

󠆨 Я всегда добиваюсь поставленных целей

󠆨 Я харизматичный и уверенный в себе человек

󠆨 Я всегда готов к переменам

󠆨 Другое

  1. Чем я могу и хочу поделиться с наставляемым?

󠆨 Необходимыми профессиональными навыками

󠆨 Способами адаптации к коллективу, процессам и правилам 󠆨

󠆨 󠆨 Решениями возникших проблем

󠆨 Другое

  1. Готов ли я взять на себя обязательство участвовать в программе наставничества?

󠆨 Готов

󠆨 Есть сомнения

󠆨 Затрудняюсь ответить

󠆨 Другое

  1. Что мне важно видеть в наставляемом?

󠆨 Желание к сотрудничеству

󠆨 Старания

󠆨 Заинтересованность

󠆨 Другое

  1. Какой наставляемый интересен для меня?

󠆨 Терпеливый

󠆨 Активный

󠆨 Более спокойный

󠆨 Другое



Анкета для наставляемых

(Королёв Владислав)

  1. Кто я, чем занимаюсь?

󠆨 Преподаватель (работаю в учебном учреждении)

󠆨 Работодатель (работаю в организации, на предприятии)

󠆨 Обучающийся (обучаюсь в колледже)

󠆨 Другое

  1. Почему мне хочется принять участие в программе?

󠆨 У меня большой потенциал

󠆨 Интересно попробовать

󠆨 Хочу перенять опыт

󠆨 Другое

  1. Как бы я описал себя как личность?

󠆨 Я всегда добиваюсь поставленных целей

󠆨 Я не всегда добиваюсь поставленных целей

󠆨 Я всегда готов к переменам

󠆨 Другое

  1. Какой тип наставничества наиболее приемлем для меня?

󠆨 Скрытое наставничество (наставник действует на наставляемого незаметно)

󠆨 Открытое наставничество (двустороннее взаимодействие наставника и наставляемого)

󠆨 󠆨 Индивидуальное наставничество (все силы направлены на одного наставляемого)

󠆨 Другое

  1. Насколько я нуждаюсь в помощи наставника?

󠆨 Нуждаюсь

󠆨 Не нуждаюсь

󠆨 Затрудняюсь ответить

󠆨 Другое

  1. Что мне важно увидеть в наставнике?

󠆨 Желание к сотрудничеству

󠆨 Заинтересованность

󠆨 Затрудняюсь ответить

󠆨 Другое

  1. Какими качествами, по моему мнению, должен обладать наставник?

󠆨 Лидерские качества

󠆨 Принятие чужого мнения и опыта

󠆨 Коммуникабельность

󠆨 Все варианты ответов

  1. Какого наставника я бы выбрал для себя?

󠆨 Терпеливого

󠆨 Активного

󠆨 Более спокойного

󠆨 Не принципиально

Анкета для наставляемых

(Елисеева Ульяна)

  1. Кто я, чем занимаюсь?

󠆨 Преподаватель (работаю в учебном учреждении)

󠆨 Работодатель (работаю в организации, на предприятии)

󠆨 Обучающийся (обучаюсь в колледже)

󠆨 Другое

  1. Почему мне хочется принять участие в программе?

󠆨 У меня большой потенциал

󠆨 Интересно попробовать

󠆨 Хочу перенять опыт

󠆨 Другое

  1. Как бы я описал себя как личность?

󠆨 Я всегда добиваюсь поставленных целей

󠆨 Я не всегда добиваюсь поставленных целей

󠆨 Я всегда готов к переменам

󠆨 Другое

  1. Какой тип наставничества наиболее приемлем для меня?

󠆨 Скрытое наставничество (наставник действует на наставляемого незаметно)

󠆨 Открытое наставничество (двустороннее взаимодействие наставника и наставляемого)

󠆨 Индивидуальное наставничество (все силы направлены на одного наставляемого)

󠆨 Другое

  1. Насколько я нуждаюсь в помощи наставника?

󠆨 Нуждаюсь

󠆨 Не нуждаюсь

󠆨 Затрудняюсь ответить

󠆨 Другое

  1. Что мне важно увидеть в наставнике?

󠆨 Желание к сотрудничеству

󠆨 Заинтересованность

󠆨 Затрудняюсь ответить

󠆨 Другое

  1. Какими качествами, по моему мнению, должен обладать наставник?

󠆨 Лидерские качества

󠆨 Принятие чужого мнения и опыта

󠆨 Коммуникабельность

󠆨 Все варианты ответов

  1. Какого наставника я бы выбрал для себя?

󠆨 Терпеливого

󠆨 Активного

󠆨 Более спокойного

󠆨 Не принципиально

По итогам второй встречи проведены беседы, решены конкретные задачи, наставляемы получили ответы на интересующие их вопросы по организации учебного процесса.

По итогам 3 встречи вместе с куратором группа обсуждает и по итогу формулирует цели на ближайший период работы (с ноября по май).

Таблица 1. «5 ключевых направлений»

Какие ресурсы у меня есть, чтобы это получить?

Каких ресурсов мне не хватает, чтобы достичь цели и получить желаемое?

Как измерить результат реализации цели?

Сколько мне нужно времени, чтобы это получить?

Как я пойму, что достиг ее?

Желание учиться, умение общаться

Информация,

наставник

Установить достиг ли я цели самостоятельно или с помощью наставника

В зависимости от планируемого результата и возможности реализации

В соответствии с требованиями



Таблица 2. «Цели и результаты»

Цель 1.Адаптация обучающегося в новом учебном заведении.

Желаемый результат (как видите конечную реализацию цели?)

Конкретные действия и шаги, направленные на получение максимального результата

Сроки

Показатель эффективности (по каким результатам конкретной деятельности можно будет оценить, что вы движетесь к поставленной цели)

Отметки о выполнении

Отсутствие паники, спокойная обстановка в коллективе.

Встречи, беседы, совместная работа,

В течение года

Анкетирование, мониторинг.

Выполнено

Цель 2. Помощь в подготовке индивидуального исследовательского проекта.

Подготовка индивидуального исследовательского проекта.

Консультации наставника, помощь в подборе материала.

В течение года

Успешная защита проекта

Выполнено

Цель 3. Участие в конкурсной деятельности.

Приобретение новых знаний, получение опыта конкурсной деятельности.

Подготовка к участию

В течение года

Получение дипломов, грамот

Выполнено



Итоги 4 встречи.

Работа с наставляемыми проводилась в течение 2020-2021 учебного года. За время работы Ульяна проявила себя как очень заинтересованный, ответственный наставляемый. Ульяна приняла участие в международных акциях, предметных конкурсах, а также вела активную просветительскую деятельность. Кроме того Ульяна продолжила заниматься в танцевальном кружке. Документы об участии представлены ниже.

В результате моей помощи в качестве наставника над подготовкой индивидуального исследовательского проекта Ульяна и Владислав успешно подготовили и защитили свои проекты на «отлично».

Рис. 1. Диплом победителя 1 степени Рис. 2. Диплом участника

«олимпиада по истории Росси 10 класс» Всероссийского диктанта Победы

Рис.3. Сертификат участника Рис.4. Сертификат участника III

Диктанта Победы Всероссийского химического диктанта

Рис.5. «Посещение Рязанской филармонии» с наставляемой Елисеевой Ульяной. Концертная программа «Знаете, каким он парнем был».

Среди моих наставляемых есть обучающийся Королёв Владислав. За время нашей совместной работы Владислав проявил себя как творческая личность, креативный и заинтересованный студент. В период общения Владислав задавал множество вопросов по организации учебного процесса, воспитательной работе, творческой деятельности и спортивной жизни колледжа.

Регулярные анкетирования и опросы показали положительную динамику развития, адаптации, обучения обучающихся при помощи наставника.

За первый год обучения Владислав подготовил арт-объект «Я люблю РКЭ» [Рис.6.,7.], победил в конкурсе фотографий «Зимний вернисаж» [Рис.8.], принял участие во всероссийском тестировании «Тест по истории Великой Отечественной войны» [Рис.9.], активно участвовал в познавательной деятельности и посещал кинотеатры[Рис.10], подготовил арт-объект «Сващик» [Рис.11.]



Рис. 6. «Арт-объект «Я люблю РКЭ»». Выполнил наставляемый Королёв Владислав.

Рис.7. Благодарность администрации Рис.8. Грамота за победу в

ОГБПОУ «РКЭ» фотоконкурсе «Зимний вернисаж»

за изготовление арт-объекта

Рис.9. Сертификат участника международной акции «Тест по истории ВОВ»

Рис. 10. Посещение кинотеатра с наставляемыми. Фильм «Зоя».

Рис. 11. Владислав подготовил новый арт-объект для колледжа.

На базе ОГБПОУ «РКЭ» Владислав получил дополнительное образование по специальности «Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом» [Рис.12.]. Во время получения дополнительного образования мы с Владиславом общались ежедневно около 2 часов, так как студент ждал два часа после окончания занятий. Темы для бесед были разнообразны: «Любимые книги», «Интересные фильмы», «Спорт», «Здоровое питание» и т.д.

Рис. 12. Свидетельство о получении дополнительного образования



По итогам 5 встречи совместно с наставляемыми подвели итоги работы. Группа достигла необходимого результата, отношения были завершены качественным образом и отрефлексированы, участники испытывают друг к другу благодарность, планируется продолжение отношений, участники поняли и увидели ценность ресурса наставничества и вошли в базу потенциальных наставников, собраны достижения группы и наставника.

На 6 этапе проведена не только для фиксации результатов, но и организация комфортного выхода наставника и наставляемого из наставнических отношений с перспективой продолжения цикла - вступления в новый этап отношений, продолжения общения на неформальном уровне, смены ролевых позиций.

В результате работы программы наставничества получены следующие результаты:

  • наличии положительной динамики влияния программы наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности,

  • снижение уровня тревожности в коллективе,

  • достижение поставленных целей и задач.

В свою очередь, педагог-наставник должен соответствовать определенным требованиям и обладать профессиональными умениями:

  • обладать хорошей теоретической базой, практическими навыками и достаточным опытом работы;

  • всегда находить контакт с наставляемым и в первую очередь заботиться

о создании благоприятной обстановки для работы;

  • полностью понимать цели наставничества и всегда получать нужный результат;

  • составлять четкие, прозрачные и достижимые планы работы с наставляемым;

  • владеть разнообразными методиками педагогической работы и применять их в соответствии с индивидуальными особенностями наставляемого;

  • постоянно заниматься своим саморазвитием, поиском новых форм обучения и развития;

  • иметь высокую степень заинтересованности в воспитании специалиста

и передаче ему своего опыта.

Это процесс привыкания человека к содержанию, условиям, организации и режиму обучения, к коллективу. Успешная адаптация в новом коллективе, в новом учебном заведении является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации учебной деятельности.

Но наставничество не должно ограничиваться только передачей навыков.

Перед наставником стоит задача – ввести нового обучающегося в коллектив и помочь понять правила колледжа и технологию обучения, выделить людей, способных подняться вверх по «образовательной лестнице».

Между наставником и студентом наблюдается постоянный диалог, межличностная коммуникация. Считается, что общение наставника и обучающегося не стоит ограничивать формальными рамками трудового дня: совместный отдых, праздники и т.п. – все это инструменты, которые позволяют лучше понять человека. Диалог не состоится, если между наставником и наставляемым будет большая дистанция. Откровенность в рамках профессиональных обязанностей между наставником и обучаемым необходима для того, чтобы правильно сформулировать тактические цели процесса адаптации, предложить возможность психологической разгрузки и т.п.

Данная работа – это долгий и трудоемкий процесс. Человек, занимающий

должность наставника, прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным.

Важнейшим направлением дальнейшей работы считаю прохождение курсов повышения квалификации по теме «Наставничество в СПО».



Список источников

  1. Вагин И. О. Наставничество; АРДИС-Москва, 2014 г., 692 с.

  2. Коликова, Е. Г. Создание в образовательной организации предметноразвивающей среды через двухуровневую систему наставничества [Текст] /Е. Г. Коликова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2017. – №4 (33). – С. 57-63.

  3. РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ Демьянов В.С., учитель русского языка и литературы; Ряписов С.О., учитель английского языка МОУ «Тираспольская средняя школа №11», г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика.

  4. Баранова С. В. Основные положения духовно-нравственного наставничества; Новая реальность - Москва, 2011. - 176 c.

  5. Вагин И.О. Наставничество; Студия АРДИС - Москва, 2014. - 692 c.

  6. Максвелл Джон Наставничество 101; Попурри - Мн., 2009. - 160 c.

  7. Савочка Филипп Воспитание лидера. Наставничество-3; Киев - Москва, 2003. - 317 c.

  8. Савочка Филипп От новообращенного к победителю. Наставничество II; - Л., 2000. - 112 c.