ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА в форме «преподаватель-обучающийся» в системе СПО
Астахова Ольга Николаевна
преподаватель истории I квалификационной категории
ОГБПОУ "Рязанский колледж электроники"
г. Рязань
E-mail: [email protected]
Аннотация. В докладе описан опыт работы реализации программы наставничества в форме «преподаватель - обучающийся», ролевая модель «преподаватель - талантливый обучающийся» в системе СПО. В отчёте описаны 6 этапов осуществления программы, цели, задачи и стратегии их реализации, а также нормативно-правовая база. Показатели эффективности работы представлены в творческой форме и подкреплены документально. Данный опыт наставничества содействует развитию личности, способной раскрывать свой потенциал в новых условиях нестабильности и неопределенности; представляет перспективную технологию, отвечающую на потребность образовательной системы переходить от модели трансляции знаний к модели формирования метакомпетенций обучающихся.
Ключевые слова: программа наставничества, форма «преподаватель - обучающийся», ролевая модель «преподаватель - талантливый обучающийся», система СПО, нормативно-правовая база, эффективность работы, развитие личности, перспективная технология, модель трансляции знаний, метакомпетенция.
Согласно Программе реализации целевой модели наставничества в ОГБПОУ «РКЭ», которая разработана в соответствии с Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
В качестве концептуального обоснования программы наставничества в колледже выдвигаются следующие положения:
наставничество содействует развитию личности, способной раскрывать свой потенциал в новых условиях нестабильности и неопределенности;
наставничество представляет перспективную технологию, отвечающую на потребность образовательной системы переходить от модели трансляции знаний к модели формирования метакомпетенций обучающихся;
технология наставничества способна внести весомый вклад в достижение целей, обозначенных национальным проектом «Образование».
Программа опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации, Рязанской области и колледжа и разработана с целью предоставления колледжем методологических и концептуальных основ для успешной ее реализации.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года актуализирует задачу объединения усилий с целью реализации единой государственной политики в области воспитания, определения сущностных
характеристик современного воспитательного процесса, обмена инновационным опытом, популяризации лучших практик поддержки и раскрытия потенциала детей и подростков, в том числе посредством привлечения волонтеров- наставников.
Нормативные правовые основания такой деятельности в Российской Федерации обеспечиваются рядом документов, соответствующих требованиям международных актов, конвенций, в том числе:
Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. № 1559;
Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. «О предотвращении преждевременного оставления школы».
Наставничество осуществляется в целях поддержки формирования личности, саморазвития и раскрытия потенциала ребенка или подростка. Один из способов раскрытия потенциала – формирование активной жизненной позиции обучающихся и стремление заниматься добровольческой деятельностью, способствующей самореализации личности. Нормативную правовую базу этой деятельности обеспечивают:
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Трудовой кодекс Российской Федерации.
Наставническую деятельность в колледже регламентируют:
Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010 г.);
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что обучающийся должен в максимально короткие короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях учебной и практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость обучающегося получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь во время обучения в колледже.
Являясь наставником двух обучающихся Королёва Владислава и Елисеевой Ульяны (гр. ПНГ-1113) определены цель и основные задачи работы с первокурсниками:
План
развития наставляемых под руководством наставника Астаховой О. Н.
Форма наставничества (проект) «Преподаватель - обучающийся»
Ролевая модель (микро-проект)
«Преподаватель - талантливый обучающийся»
Наставник (Ф.И.О. полностью, должность) Астахова Ольга Николаевна, преподаватель истории первой квалификационной категории ОГБПОУ «Рязанский колледж электроники»
Наставляемый (Ф.И.О. полностью) Елисеева Ульяна Геннадьевна, Королёв Владислав Игоревич
Срок осуществления плана: с « 01»декабря 2020 г. по «31» мая 2021г.
Цель программы: Обеспечить успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи.
Задачи программы:
раскрытие потенциала каждого наставляемого;
формирование жизненных ориентиров;
адаптация обучающихся в новом учебном коллективе;
повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающихся, в том числе через участие в программах поддержки, академических и профессиональных соревнованиях, проектной и внеурочной деятельности;
формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности и т.д.);
формирование предпринимательского потенциала наставляемого (проактивное мышление, практикоориентированность, способность решать нестандартные задачи и др.), в том числе через участие в проектных конкурсах программах.
Таблица 1. План развития наставляемых под руководством наставника.
№ | Содержание (компетенции, метакомпетенции, мероприятия, проекты, задания, устранение пробелов, отработка умений и навыков и т.п.) | Сроки исполнения | Планируемые результаты наставничества | Отметка наставника о выполнении программы |
1. | Первая встреча-знакомство. Представление наставника. Представление наставляемого Взаимный интерес Описание правил взаимодействия | Декабрь | наставник и наставляемый готовы к дальнейшему взаимодействию, между ними возникло понимание, они готовы поставить (и ставят) цель на первую встречу, назначают ее время. | Выполнено |
2. | Пробная рабочая встреча. Решение конкретной задачи. Беседы на тему «Первое впечатление о колледже», «Проблемы общения». | Декабрь | наставник и наставляемый понимают, чем могут быть полезны друг другу, подходят по стилю общения и темпераменту, начинают выстраивать доверительные отношения, получают первый результат/успех, готовы к созданию долгосрочного плана. | Выполнено |
3. | Планирование основного процесса работы. Вместе с куратором группа обсуждает и по итогу формулирует цели на ближайший период работы (с ноября по май). См. приложение Таблица 1 и Таблица 2. | Декабрь | определены ключевые договоренности между участниками наставнической программы, поставлены цели и определены сроки взаимодействия, создан примерный план встреч. | Выполнено |
4. | Совместная работа наставника и наставляемого. Работа над подготовкой и выполнением индивидуального исследовательского проекта. Посещение Рязанской филармонии Посещение кинотеатра Участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах. Творческая деятельность. | Два раза в неделю Декабрь-май | беседа, разбор кейса, посещение мероприятия, работа над проектом, иная деятельность | Выполнено См. Приложение 2. |
5. | Итоговая встреча. Подведение итогов работы, выстраивание дальнейших отношений. | май | группа достигли необходимого результата, отношения были завершены качественным образом и отрефлексированы, участники испытывают к друг другу благодарность, планируется (или нет) продолжение отношений, участники поняли и увидели ценность ресурса наставничества и вошли в базу потенциальных наставников, собраны достижения группы и наставника. | Выполнено |
6. | Завершение программы наставничества. Фиксация результатов. | май | Этап предназначен не только для фиксации результатов, но и для организации комфортного выхода наставника и наставляемого из наставнических отношений с перспективой продолжения цикла - вступления в новый этап отношений, продолжения общения на неформальном уровне, смены ролевых позиций. | Выполнено |
Приложение 1.
Таблица 1. «5 ключевых направлений»
Какие ресурсы у меня есть, чтобы это получить? | Каких ресурсов мне не хватает, чтобы достичь цели и получить желаемое? | Как измерить результат реализации цели? | Сколько мне нужно времени, чтобы это получить? | Как я пойму, что достиг ее? |
| | | | |
Таблица 2. «Цели и результаты»
Цель № 1.Адаптация обучающегося в новом учебном заведении. |
Желаемый результат (как видите конечную реализацию цели?) | Конкретные действия и шаги, направленные на получение максимального результата | Сроки | Показатель эффективности (по каким результатам конкретной деятельности можно будет оценить, что вы движетесь к поставленной цели) | Отметки о выполнении |
Отсутствие паники, спокойная обстановка в коллективе. | Встречи, беседы, совместная работа, | В течение года | Анкетирование, мониторинг. | Выполнено \ не выполнено |
Самооценка деятельности в процессе реализации программы (что получилось, над чем необходимо работать)
Основываясь на планируемых результатах совместной работы (моей как наставника и обучающихся как наставляемых) можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния программы наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе.
Важнейшим направлением дальнейшей работы считаю прохождение курсов повышения квалификации по теме «Наставничество в СПО».
Подпись наставника «_ » ___________20__г. | Подпись наставляемого « » _ _________ 20__ г. |
Планируемые результаты реализации программы наставничества:
улучшение психологического климата в колледже как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и «экологичных» коммуникаций на основе партнерства;
практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий и личностного подхода к обучению.
В качестве определения понятий для работы используем следующие понятия:
Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Мой план работы наставничества состоит из 6 пунктов:
Первая встреча-знакомство.
Представление наставника.
Представление наставляемого.
Взаимный интерес.
Описание правил взаимодействия
Пробная рабочая встреча.
Решение конкретной задачи.
Беседы на тему «Первое впечатление о колледже», «Проблемы общения».
Планирование основного процесса работы.
Вместе с куратором группа обсуждает и по итогу формулирует цели на ближайший период работы (с ноября по май).
См. приложение Таблица 1 и Таблица 2.
Совместная работа наставника и наставляемого.
Работа над подготовкой и выполнением индивидуального исследовательского проекта.
Посещение Рязанской филармонии
Посещение кинотеатра
Участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах.
Творческая деятельность.
Итоговая встреча.
Подведение итогов работы, выстраивание дальнейших отношений.
Завершение программы наставничества.
На 1 встрече группа работала согласно плану, а также было проведено анкетирование.
В начале работы я как наставник прошла анкетирование, а затем провела анкетирование среди моих наставляемых. Представляю результаты анкетировании:
Анкета для наставников
Кто я, чем занимаюсь?
󠆨 Преподаватель (работаю в учебном заведении)
󠆨 Работодатель (работаю в организации, на предприятии)
󠆨 Обучающийся (обучаюсь в колледже)
󠆨 Другое
Почему я хочу быть наставником?
󠆨У меня большой потенциал
󠆨 Уверен, что могу быть полезен наставляемому
󠆨 Хочу поделиться опытом
󠆨 Другое
Как бы я описал себя как личность?
󠆨 Я всегда добиваюсь поставленных целей
󠆨 Я харизматичный и уверенный в себе человек
󠆨 Я всегда готов к переменам
󠆨 Другое
Чем я могу и хочу поделиться с наставляемым?
󠆨 Необходимыми профессиональными навыками
󠆨 Способами адаптации к коллективу, процессам и правилам 󠆨
󠆨 󠆨 Решениями возникших проблем
󠆨 Другое
Готов ли я взять на себя обязательство участвовать в программе наставничества?
󠆨 Готов
󠆨 Есть сомнения
󠆨 Затрудняюсь ответить
󠆨 Другое
Что мне важно видеть в наставляемом?
󠆨 Желание к сотрудничеству
󠆨 Старания
󠆨 Заинтересованность
󠆨 Другое
Какой наставляемый интересен для меня?
󠆨 Терпеливый
󠆨 Активный
󠆨 Более спокойный
󠆨 Другое
Анкета для наставляемых
(Королёв Владислав)
Кто я, чем занимаюсь?
󠆨 Преподаватель (работаю в учебном учреждении)
󠆨 Работодатель (работаю в организации, на предприятии)
󠆨 Обучающийся (обучаюсь в колледже)
󠆨 Другое
Почему мне хочется принять участие в программе?
󠆨 У меня большой потенциал
󠆨 Интересно попробовать
󠆨 Хочу перенять опыт
󠆨 Другое
Как бы я описал себя как личность?
󠆨 Я всегда добиваюсь поставленных целей
󠆨 Я не всегда добиваюсь поставленных целей
󠆨 Я всегда готов к переменам
󠆨 Другое
Какой тип наставничества наиболее приемлем для меня?
󠆨 Скрытое наставничество (наставник действует на наставляемого незаметно)
󠆨 Открытое наставничество (двустороннее взаимодействие наставника и наставляемого)
󠆨 󠆨 Индивидуальное наставничество (все силы направлены на одного наставляемого)
󠆨 Другое
Насколько я нуждаюсь в помощи наставника?
󠆨 Нуждаюсь
󠆨 Не нуждаюсь
󠆨 Затрудняюсь ответить
󠆨 Другое
Что мне важно увидеть в наставнике?
󠆨 Желание к сотрудничеству
󠆨 Заинтересованность
󠆨 Затрудняюсь ответить
󠆨 Другое
Какими качествами, по моему мнению, должен обладать наставник?
󠆨 Лидерские качества
󠆨 Принятие чужого мнения и опыта
󠆨 Коммуникабельность
󠆨 Все варианты ответов
Какого наставника я бы выбрал для себя?
󠆨 Терпеливого
󠆨 Активного
󠆨 Более спокойного
󠆨 Не принципиально
Анкета для наставляемых
(Елисеева Ульяна)
Кто я, чем занимаюсь?
󠆨 Преподаватель (работаю в учебном учреждении)
󠆨 Работодатель (работаю в организации, на предприятии)
󠆨 Обучающийся (обучаюсь в колледже)
󠆨 Другое
Почему мне хочется принять участие в программе?
󠆨 У меня большой потенциал
󠆨 Интересно попробовать
󠆨 Хочу перенять опыт
󠆨 Другое
Как бы я описал себя как личность?
󠆨 Я всегда добиваюсь поставленных целей
󠆨 Я не всегда добиваюсь поставленных целей
󠆨 Я всегда готов к переменам
󠆨 Другое
Какой тип наставничества наиболее приемлем для меня?
󠆨 Скрытое наставничество (наставник действует на наставляемого незаметно)
󠆨 Открытое наставничество (двустороннее взаимодействие наставника и наставляемого)
󠆨 Индивидуальное наставничество (все силы направлены на одного наставляемого)
󠆨 Другое
Насколько я нуждаюсь в помощи наставника?
󠆨 Нуждаюсь
󠆨 Не нуждаюсь
󠆨 Затрудняюсь ответить
󠆨 Другое
Что мне важно увидеть в наставнике?
󠆨 Желание к сотрудничеству
󠆨 Заинтересованность
󠆨 Затрудняюсь ответить
󠆨 Другое
Какими качествами, по моему мнению, должен обладать наставник?
󠆨 Лидерские качества
󠆨 Принятие чужого мнения и опыта
󠆨 Коммуникабельность
󠆨 Все варианты ответов
Какого наставника я бы выбрал для себя?
󠆨 Терпеливого
󠆨 Активного
󠆨 Более спокойного
󠆨 Не принципиально
По итогам второй встречи проведены беседы, решены конкретные задачи, наставляемы получили ответы на интересующие их вопросы по организации учебного процесса.
По итогам 3 встречи вместе с куратором группа обсуждает и по итогу формулирует цели на ближайший период работы (с ноября по май).
Таблица 1. «5 ключевых направлений»
Какие ресурсы у меня есть, чтобы это получить? | Каких ресурсов мне не хватает, чтобы достичь цели и получить желаемое? | Как измерить результат реализации цели? | Сколько мне нужно времени, чтобы это получить? | Как я пойму, что достиг ее? |
Желание учиться, умение общаться | Информация, наставник | Установить достиг ли я цели самостоятельно или с помощью наставника | В зависимости от планируемого результата и возможности реализации | В соответствии с требованиями |
Таблица 2. «Цели и результаты»
Цель № 1.Адаптация обучающегося в новом учебном заведении. |
Желаемый результат (как видите конечную реализацию цели?) | Конкретные действия и шаги, направленные на получение максимального результата | Сроки | Показатель эффективности (по каким результатам конкретной деятельности можно будет оценить, что вы движетесь к поставленной цели) | Отметки о выполнении |
Отсутствие паники, спокойная обстановка в коллективе. | Встречи, беседы, совместная работа, | В течение года | Анкетирование, мониторинг. | Выполнено |
Цель № 2. Помощь в подготовке индивидуального исследовательского проекта. |
Подготовка индивидуального исследовательского проекта. | Консультации наставника, помощь в подборе материала. | В течение года | Успешная защита проекта | Выполнено |
Цель № 3. Участие в конкурсной деятельности. |
Приобретение новых знаний, получение опыта конкурсной деятельности. | Подготовка к участию | В течение года | Получение дипломов, грамот | Выполнено |
Итоги 4 встречи.
Работа с наставляемыми проводилась в течение 2020-2021 учебного года. За время работы Ульяна проявила себя как очень заинтересованный, ответственный наставляемый. Ульяна приняла участие в международных акциях, предметных конкурсах, а также вела активную просветительскую деятельность. Кроме того Ульяна продолжила заниматься в танцевальном кружке. Документы об участии представлены ниже.
В результате моей помощи в качестве наставника над подготовкой индивидуального исследовательского проекта Ульяна и Владислав успешно подготовили и защитили свои проекты на «отлично».
Рис. 1. Диплом победителя 1 степени Рис. 2. Диплом участника
«олимпиада по истории Росси 10 класс» Всероссийского диктанта Победы
Рис.3. Сертификат участника Рис.4. Сертификат участника III
Диктанта Победы Всероссийского химического диктанта
Рис.5. «Посещение Рязанской филармонии» с наставляемой Елисеевой Ульяной. Концертная программа «Знаете, каким он парнем был».
Среди моих наставляемых есть обучающийся Королёв Владислав. За время нашей совместной работы Владислав проявил себя как творческая личность, креативный и заинтересованный студент. В период общения Владислав задавал множество вопросов по организации учебного процесса, воспитательной работе, творческой деятельности и спортивной жизни колледжа.
Регулярные анкетирования и опросы показали положительную динамику развития, адаптации, обучения обучающихся при помощи наставника.
За первый год обучения Владислав подготовил арт-объект «Я люблю РКЭ» [Рис.6.,7.], победил в конкурсе фотографий «Зимний вернисаж» [Рис.8.], принял участие во всероссийском тестировании «Тест по истории Великой Отечественной войны» [Рис.9.], активно участвовал в познавательной деятельности и посещал кинотеатры[Рис.10], подготовил арт-объект «Сващик» [Рис.11.]
Рис. 6. «Арт-объект «Я люблю РКЭ»». Выполнил наставляемый Королёв Владислав.
Рис.7. Благодарность администрации Рис.8. Грамота за победу в
ОГБПОУ «РКЭ» фотоконкурсе «Зимний вернисаж»
за изготовление арт-объекта
Рис.9. Сертификат участника международной акции «Тест по истории ВОВ»
Рис. 10. Посещение кинотеатра с наставляемыми. Фильм «Зоя».
Рис. 11. Владислав подготовил новый арт-объект для колледжа.
На базе ОГБПОУ «РКЭ» Владислав получил дополнительное образование по специальности «Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом» [Рис.12.]. Во время получения дополнительного образования мы с Владиславом общались ежедневно около 2 часов, так как студент ждал два часа после окончания занятий. Темы для бесед были разнообразны: «Любимые книги», «Интересные фильмы», «Спорт», «Здоровое питание» и т.д.
Рис. 12. Свидетельство о получении дополнительного образования
По итогам 5 встречи совместно с наставляемыми подвели итоги работы. Группа достигла необходимого результата, отношения были завершены качественным образом и отрефлексированы, участники испытывают друг к другу благодарность, планируется продолжение отношений, участники поняли и увидели ценность ресурса наставничества и вошли в базу потенциальных наставников, собраны достижения группы и наставника.
На 6 этапе проведена не только для фиксации результатов, но и организация комфортного выхода наставника и наставляемого из наставнических отношений с перспективой продолжения цикла - вступления в новый этап отношений, продолжения общения на неформальном уровне, смены ролевых позиций.
В результате работы программы наставничества получены следующие результаты:
наличии положительной динамики влияния программы наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности,
снижение уровня тревожности в коллективе,
достижение поставленных целей и задач.
В свою очередь, педагог-наставник должен соответствовать определенным требованиям и обладать профессиональными умениями:
обладать хорошей теоретической базой, практическими навыками и достаточным опытом работы;
всегда находить контакт с наставляемым и в первую очередь заботиться
о создании благоприятной обстановки для работы;
полностью понимать цели наставничества и всегда получать нужный результат;
составлять четкие, прозрачные и достижимые планы работы с наставляемым;
владеть разнообразными методиками педагогической работы и применять их в соответствии с индивидуальными особенностями наставляемого;
постоянно заниматься своим саморазвитием, поиском новых форм обучения и развития;
и передаче ему своего опыта.
Это процесс привыкания человека к содержанию, условиям, организации и режиму обучения, к коллективу. Успешная адаптация в новом коллективе, в новом учебном заведении является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации учебной деятельности.
Но наставничество не должно ограничиваться только передачей навыков.
Перед наставником стоит задача – ввести нового обучающегося в коллектив и помочь понять правила колледжа и технологию обучения, выделить людей, способных подняться вверх по «образовательной лестнице».
Между наставником и студентом наблюдается постоянный диалог, межличностная коммуникация. Считается, что общение наставника и обучающегося не стоит ограничивать формальными рамками трудового дня: совместный отдых, праздники и т.п. – все это инструменты, которые позволяют лучше понять человека. Диалог не состоится, если между наставником и наставляемым будет большая дистанция. Откровенность в рамках профессиональных обязанностей между наставником и обучаемым необходима для того, чтобы правильно сформулировать тактические цели процесса адаптации, предложить возможность психологической разгрузки и т.п.
Данная работа – это долгий и трудоемкий процесс. Человек, занимающий
должность наставника, прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным.
Важнейшим направлением дальнейшей работы считаю прохождение курсов повышения квалификации по теме «Наставничество в СПО».
Список источников
Вагин И. О. Наставничество; АРДИС-Москва, 2014 г., 692 с.
Коликова, Е. Г. Создание в образовательной организации предметноразвивающей среды через двухуровневую систему наставничества [Текст] /Е. Г. Коликова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2017. – №4 (33). – С. 57-63.
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ Демьянов В.С., учитель русского языка и литературы; Ряписов С.О., учитель английского языка МОУ «Тираспольская средняя школа №11», г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика.
Баранова С. В. Основные положения духовно-нравственного наставничества; Новая реальность - Москва, 2011. - 176 c.
Вагин И.О. Наставничество; Студия АРДИС - Москва, 2014. - 692 c.
Максвелл Джон Наставничество 101; Попурри - Мн., 2009. - 160 c.
Савочка Филипп Воспитание лидера. Наставничество-3; Киев - Москва, 2003. - 317 c.
Савочка Филипп От новообращенного к победителю. Наставничество II; - Л., 2000. - 112 c.