Процесс воспитания в МБОУ "Выделянская СОШ" основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
-соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе через создание безопасной среды;
-процесс воспитания в школе сопровождается содержательными событиями, которые способствуют общим позитивным эмоциям и доверительным отношениям друг к другу детей и педагогов;
- организация основных общешкольных дел и мероприятий школьников и педагогов проходит через совместную работу взрослых и детей;
Определены задачи, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности объединений, спортивных секций.
В нашей школе выделяются следующие целевые приоритеты
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину
- беречь и охранять природу);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) целевые приоритеты
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду ;
- к своему отечеству
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре
- к здоровью
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье,
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
;
- опыт природоохранных дел;
-;- опыт самостоятельного приобретения новых знаний,
опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы.
Слайд
"Урочная деятельность"
2. «Внеурочная деятельность»
3 "Классное руководство"
4. "Основные школьные дела"
5. "Внешкольные мероприятия".
6. "Организация предметно-пространственной среды".
7. «Взаимодействие с родителями»
8. "Самоуправление"
9. "Профилактика и безопасность"
10. "Социальное партнерство"
11. "Профориентация"
12. «Культура для школьника»
13. «Детские общественные объединения»
14. «Педагогическое сопровождение отдельных категорий обучающихся».
Слайд Модуль «Классное руководство»
В школе сформировано 9 классов. Методическое объединение классных руководителей состоит из 9 человек (классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог). Возглавляет МО - Сухоконь С.А. .
Классными руководителями по плану работы проводятся следующие мероприятия:
- проведение классных часов;
-работа с родителями;
-вовлечение обучающихся в кружки и секции;
-систематически проводится мониторинг посещаемости учебных занятий и успеваемости
взаимодействие с учителями-предметниками;
-индивидуальная работа с учащимися, входящими в группу риска;
-реализация мероприятий календарного плана (по уровням)
СЛАЙД Совместно с классными руководителями проводятся совместные общешкольные акции и общешкольные линейки.
Модули «Классное руководство» и «Взаимодействие с родителями» неразрывно связаны.
В каждом классе создан родительский комитет. Родители постоянные участники и организаторы классных праздников, экскурсионных поездок, которые организуются для учащихся, в том числе поездки в театр и музеи.
Классные руководители работают в тесном контакте с родителями и учителями-предметниками это благотворно влияет на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учениками .
Слайд Модуль «Урочная деятельность»
Урок – одна из главных, составляющих воспитательного процесса в школе» на котором подробно рассматривались возможности урока.
Учителя проводят открытые уроки, в которых использовались различные формы урока.
урок «Каких животных видят эльф и тролль?» (Английский язык)
урок- путешествие « В страну математической грамотности»
урок- игра «Мы- космонавты» (физическая культура)
урок «Все о России..» (География)
урок «Устное народное творчество» (Литературное чтение)
урок «Химическое загрязнение окружающей среды» (Химия)
урок «Самостоятельный пешеход» (ОБЖ)
На уроках широко применяются интерактивные формы работы. В конце основного урока учителя организовывают: мини дискуссии, викторины.
Слайд Модуль «Профориентация»
Профориентационная работа МБОУ «Выделянская СОШ» проводится по следующим направлениям: диагностическое, консультативное, социально–просветительское.
учащиеся школы приняли участие в открытых онлайн-уроках проекта «Билет в будущее», «Шоу профессий», реализуемые с учётом опыта цикла открытых уроков «ПроеКТОриЯ», направленных на раннюю профориентацию; всероссийская онлайн-фестиваль по профориентации «Мой выбор». Всего количество учащихся, принявших участие в данных проектах – 67%. Высокая активность отмечена в 6-10-х классах.
А у нас в гостях «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА Минюста России)»
25 января 2023г. в рамках профориентационной работы состоялась встреча обучающихся 7-10-х классов со студентами колледжа Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) г. Ростова-на-Дону. Перед ребятами выступили студенты 2-3 курса рассказав о данном учебном заведении, о поступлении, о сроках обучения и о мероприятиях, которые проводятся для студентов. Рассказали о возможности получить диплом за один год на очной форме обучения на базе 11 классов. Благодарим всех участников мероприятия.
Также 9 февраля 2023 года обучающиеся7-10 классов МБОУ «Выделянская СОШ» совместно с учителем Поповой Верой Александровной побывали на экскурсии в ДГТУ. Посетили кафедры социальной педагогики, машиностроения, факультет «Психология, педагогика и дефектология». На кафедре, ученикам школы рассказали о правилах поступления в университет, о возможностях выбора любимой профессии в будущем, ребята побывали в аудиториях, прошлись по коридорам и корпусам университета.
. Модуль «Профилактика и безопасность»
Модуль по безопасности жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний, профилактика правонарушений и безнадзорности) реализуется в школе через систему классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы.
-социально – психологическое тестирование 7-10 классов с целью профилактики вредных привычек;
-с 3 октября по 18 ноября 2022 года прошли мероприятия в рамках урока Безопасности школьников в сети Интернет: Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
- общешкольные мероприятия на тему безопасности жизнедеятельности ( «Я рисую свои права» «Я рисую ПДД», мероприятия , приуроченные Всемирному дню борьбы со СПИДом; 1 марта 2023 года в школе прошел Всероссийский открытый урок по основам безопасности жизнедеятельности, приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны. Открытый урок на тему: «Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны». Участие в уроке приняли начальник Родионово-Несветайского местного пожарно-спасательного гарнизона Курдов Олег Афанасьевич и дознаватель ОНД и ПР по Родионово-Несветайскому району Грибенко Дмитрий Андреевич..
Активная работа ведется с инспектором по пропаганде БДД ст. лейтенантом полиции Максим Юрьевич Полумиев, совместно руководитель отряда ЮИД Наталья Леонидовна Герман, основной отряд ЮИД "Светофор" и резервный отряд «Зелёный огонек» нашей школы принимают участие во всероссийских акциях «Пристегнись, Россия!» «Внимание дети», Всемирный день памяти жертв в ДТП
Модуль «Внеурочная деятельность».
В обязательном порядке, час в неделю, классные руководители используют на внеурочное занятие «Разговоров о важном». Занятия направлены на формирование взглядов и убеждений подрастающего поколения на базе национальных ценностей.
Занятия проводятся строго по графику - каждый понедельник, по темам предложенным Министерством образования. Темы и содержание занятий уже определены с разбивкой по классам.
Все классные руководители используют мультимедийное оборудование и применяют интерактивные формы ведения занятий.
.
Учителя-предметники проводят кружковую работу, связанную с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся, углубленным изучением отдельных предметов, исследовательской и проектной деятельностью «Учимся видеть мир словами», «Математика для увлечённых», «Билингвы» и другие. Наиболее востребованы часы на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в творческом и физическом развитии их способностей и талантов. «Спортивные игры», «3 Д -БУМ», ЮИД «Добрая дорога детства». Деятельность спортивного клуба «Метеор» организуется через кружок дополнительного образования и фиксируется в навигаторе детства, запущенном с 2022года. Кружки допобразования фиксируются в навигаторе дополнительного образования. Наполняемость кружков составляет 87 % .
Модуль «Самоуправление»
Школьное самоуправление находится в тесной связи с детскими общественными объединениями. Такими как, ЮИД, Орлята России и РДДМ (российское движение детей и молодежи "Движение первых").
Мудуль «Основные школьные дела»
Большая часть мероприятий проводимы в настоящее время являются Всероссийскими, региональными акциями или конкурсами, и все классные коллективы подключены к этим мероприятиям.
В этом году настоящим праздником был «День Матери», он был отмечен большой концертной программой с участием всех классов . Традиционным является еженедельная линейка и подъем флага России.
, флаг выносят обучающиеся кружка «Юнармия».
В рамках патриотического воспитания продолжается проект «Киноуроки», В акции ко всемирному Дню памяти жертв ДТП «Жизнь без ДТП» участвовали учащиеся 1-10 кл.
-«Большой этнографический диктант 2022» 15 педагогов, 42 обучающихся, 38 родителей
-Географический диктант 14 педагогов, 38 обучающихся, 25 родителей.
Во Всероссийской онлайн- олимпиаде для школьников 1-9 классов «Безопасные дороги» приняли участие 76% учеников этих классов получены сертификаты и дипломы победителей.
В День пожилого человека, Дня матери, Дня отца проводятся традиционные школьные мероприятия с участием родителей. К Дню Героев Отечества и Дню неизвестного солдата, были проведены классные часы и приурочены Всероссийские акции «Письмо солдату Донбасса». К Дню конституции проведена викторина «Что мы знаем государственных символах».
Участие во всероссийской акции «Новогодняя открытка для участников СВО» приняли 87 % учеников 1-4 классов. Акция «Внуки по переписке» (создание поздравительных открыток ко Дню пожилого человека для жильцов Шахтинского пансионата для престарелых и инвалидов)
Новогодние торжества в школе начинаются с 12 декабря, по традиции, с оформлением классных кабинетов. Далее Новогодние праздничные мероприятия.
Организации внешкольных мероприятий
В этом учебном году увеличилась доля внешкольных, в том числе и выездных мероприятий. Родители и школьники активно принимают участие в экскурсиях:
-народный военно - исторический музейный комплекс Великой Отечественной войны "Самбекские высоты";
- Новошахтинский драматический театр ;
-поездка в воинскую часть 22-й Гвардейской отдельной бригады специального назначения; -Ростовский областной краеведческий музей
- Увеличилось число участников акций патриотического содержания в поддержку бойцов СВО .
- К нашим акциям присоединились родительская общественность.
Наиболее эффективными в плане формирования патриотических, гражданских и нравственных качеств личности школьников показали себя следующие формы работы:
Еженедельная линейка , внеурочные занятия «Разговоры о важном».
Реальные дела, например:
-акции по сбору макулатуры, «Сдай макулатуру- спаси дерево».
-акции «Письмо солдату» участникам СВО
Так же ведется работа 8 октября на базе МБОУ «Большекрепинская СОШ» прошли межрайонные детские казачьи спортивные игры «Казачьи забавы» . Детские казачьи спортивные игры является составной частью комплекса мероприятий патриотического, оборонно-массового, эстетического и спортивного направления воспитательной работы.
Воспитательная работа в школе организована на хорошем уровне. Воспитательные события, дела и мероприятия реализуются в соответствии с рабочей программой воспитания и календарными планами воспитательной работы, а также планами ВР классных руководителей.
21 марта 2023 года состоялось общешкольное родительское собрание для родителей учащихся 1 - 10-х классов. На родительском собрании были освещены ряд вопросов. Первый вопрос осветила заместитель директора по ВР Медведева О.Л.. Медведевой О.Л. была освещена реализация программы воспитания. Она рассказала , что работа ведется по модулям , как Урочная деятельность" , «Внеурочная деятельность» , "Классное руководство", "Основные школьные дела", "Внешкольные мероприятия", "Организация предметно-пространственной среды", «Взаимодействие с родителями», "Самоуправление", "Профилактика и безопасность" , "Социальное партнерство" , "Профориентация" , «Культура для школьника», «Детские общественные объединения». Каждый модуль программы был освещен информацией и фото. Было решено, что воспитательная работа в школе организована на хорошем уровне. Воспитательные события, дела и мероприятия реализуются в соответствии с рабочей программой воспитания и календарными планами воспитательной работы. По второму вопросу слушали педагога – психолога Чирва О.В.
Директор школы — Калинина Наталья Сергеевна рассказала о предстоящих планах школы. Был поднят вопрос внешнего вида обучающихся.
После общешкольного собрания все родители разошлись по классам, где продолжились классные собрания.
О.Л. Медведева , заместитель директора по ВР