«Реализация системно-деятельного подхода на уроках географии»
Учитель географии Чередниченко Анна Павловна
Актуальность. Новый век требует эволюции профессиональных взглядов. События сменяют друг друга, как кадры кинохроники, огромные скорости, лавина информации, то, что было новым сегодня, завтра неизбежно устаревает, все быстро и стремительно меняется. В условиях модернизации образования возрастают требования к профессиональному мастерству учителя. Одно из важнейших требований – совершенствование урока, который, несмотря на разнообразие форм организации обучения, пока остается основой образовательного процесса. Традиционные методики проведения уроков требуют коренных изменений в связи с введением образовательных стандартов нового поколения, направленных на обеспечение перехода от простой трансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, их подготовке к жизни в современных условиях.
Одно из основных условий эффективности урока – занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучению их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы.
Основой современного урока географии выступает деятельностный подход. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных заданий с различными источниками географической информации, формулировать познавательные задачи и оказывать помощь в решении учебных проблем, осознании собственных творческих возможностей, создавать ситуации взаимодействия, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Цель. Развитие положительной мотивации обучающихся на уроках географии, средствами деятельностного подхода.
Задачи.
1.Изучить особенности применения системно-деятельностного подхода на уроках географии.
2.На основе анализа литературы изучить механизм развития положительной мотивации обучающихся в процессе обучения.
3.Повысить уровень мотивации и качество знаний учащихся по географии.
Признаки традиционного и современного уроков географии
Признаки для сравнения | Традиционный урок | Современный урок |
Цели и содержание | Формирование знаний и умений | Развитие личности учащегося, формирование опыта творческой деятельности через применение знаний и умений |
Функция учителя | Информирование учащихся. Четкое разграничение функций учителя и учащихся | Организация учебно-познавательной самостоятельной деятельности учащихся. Часть функций учителя передается учащимся (планирование логики изучения темы, контроль результатов, самопроверка и пр.) |
Преобладающие методы обучения | Объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным | Сочетание частично-поискового, объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и исследовательского методов |
Средства обучения | Традиционные: карты, учебник, средства наглядности | УМК по предмету и новые (цифровые) средства обучения: мультимедийные учебники, электронные карты и презентации, средства телекоммуникации, интерактивная доска и т.д. |
Формы организации учебной деятельности школьников | Преобладание фронтальной в сочетании с индивидуальной | Применение коллективных форм: групповая работа, работа в парах |
Особенности и типы уроков | Четкое разграничение этапов урока. Преобладает комбинированный, непроблемный урок | Нет четкого различения этапов урока. Разнообразные типы уроков: межпредметные, проблемные; уроки нетрадиционных форм |
Главный фактор воспитания учащихся | Содержание урока | Продуктивные методы и технологии обучения |
Стиль общения: характер взаимоотношения учителя и учащихся | Авторитарный либо попустительский | Демократический: учитель уважает учеников, учитывает их индивидуальные особенности |
Характер взаимоотношений учащихся на уроке | Общение между учащимися отсутствует | Учащиеся общаются в рамках коллективной работы |
Анализ особенностей профессиональной деятельности учителей показывает, что основной ориентир их деятельности зачастую состоит в том, чтобы спланировать содержание урока, сделать его интересным для школьников за счет привлечения дополнительной литературы, интересных фактов и пр. оценивая свой урок как успешный, учитель отмечает, что все «все успел рассказать из «запланированного» и наоборот. Практика показывает, что для учащихся интересны те уроки, на которых они активно работают с картой, учебником, изучают модели географических объектов, решают учебные проблемы, обмениваются мнениями, высказывают суждения, сотрудничают в группе, осуществляют взаимоконтроль.
Особое внимание со стороны учителя в рамках современного урока географии должно быть направлено на планировании деятельности учащихся. Цели, содержание, формы, средства и методы обучения в рамках современного урока должны рассматриваться в соответствии с задачей формирования деятельности учащегося, а результаты обучения, его эффективность – со способом организации деятельности усвоения и формируемым ею мышлением учащегося.
На современном уроке знания и умения из цели обучения трансформируются в средство развития личности учащегося. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
В связи с этим, актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Новые технологии должны помогать учителю организовывать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике.
Географии принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формировании познавательной активности. Ставя перед собой задачу добиться появления у обучающихся познавательного интереса и активизации мышления, я понимаю, что существует два взаимосвязанных пути ее решения: через содержание учебного материала и через организацию учебной деятельности учащихся.
Строить работу по развитию мышления и познавательной активности помогает одно из основных положений педагогической науки и практики: интерес активно развивается, если удовлетворяется естественное стремление ученика «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения. Главным принципом этих уроков является удивление. Чем раньше удивишь, заинтригуешь, поманишь тайной, тем более устойчивым оказывается интерес к предмету. Ученики предпочитают выполнять такие задания, в которых они могут проявить себя, показать свои знания и умения. Поэтому я стараюсь разнообразить приемы, методы и средства обучения.
Системно-деятельностный подход на уроках географии
-
обеспечивает включение детей в деятельность: целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи;
-
обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.
-
обеспечивает учебные действия детей - на этапе "открытия" нового знания;
-
обеспечивает действия самоконтроля и самооценки - в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.
-
создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода.
Этапы урока деятельностного характера - это последовательность деятельностных шагов:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Приемы организации процесса обучения на уроках географии:
-
Проблемное изложение (ставятся вопросы «Зачем?» и «Как?», ответы на них получаю вместе с учениками)
-
Групповые формы работы, работа в сотрудничестве
-
Применение знаний и умений в жизненных (или приближенных к жизненным) ситуациях.
-
Самоконтроль, самооценка.
-
Основным результатом обучения становится осмысленный опыт деятельности, а это не что иное, как развитость внутренней мотивации.
Приемы развития мотивации учащихся на уроках географии:
-
связываю изучаемый материал с другими науками, повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста;
-
закрепляю знания и умения в учебной и во внеучебной практике;
-
планирую урок с использованием самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов;
-
использую ИКТ, дидактические игры, наглядность;
-
привлекаю для обсуждения прошлый опыт учащихся, создаю новый опыт деятельности.
Учебная ситуация
Учебной ситуацией может стать задание: составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу, или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста.
ФГОС вводят новое понятие — учебная ситуация, под которой подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют или предлагают свое описание и т д., частично – запоминают.
Продуктивные задания — главное средство достижения результата образования.
На уроках географии я применяю элементы прорывных технологий.
Приём«З-Х-У».Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Её графическая форма отображает те три фразы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Работа с таблицей ведётся на трёх стадиях урока. В начале урока, заполняя первую часть таблицы – «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы - « Хочу знать»- это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. После усвоения темы на стадии рефлексии учащиеся заполняют третью графу таблицы – «Узнал».
Приём «З-Х-У»
Урок географии 7 класс Тема урока «Африка».
«Знаю» | «Хочу узнать» | «Узнали». |
Африка-материк, жаркий, занимающий второе место по площади. | О рельефе, богатстве полезных ископаемых, выпадает ли в Африке снег. | Крайние точки материка, внутренние воды, природные зоны, рельеф и полезные ископаемые, высокие горы Африки покрыты ледниками. |
Фантастическая добавка
Реальная ситуация дополняется элементами фантастики.
Пример. География. Перенести учебную ситуацию на фантастическую планету, изменить значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет определенное значение. Представить, что будет, если наступит глобальное потепление или ледниковый период. Как изменятся материки и животные.
Универсальный подход - написать (прочитать подготовленные дома) фантастические рассказ, эссе, стихи, используя знания по предмету.
Синквейн
Также на своих уроках применяю приём «Синквейн».
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одним из приемов технологии критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
Правила построения синквейна
• Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего, одним словом и обязательно существительным.
• Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
• В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
• Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
• Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.
Примеры синквейнов, составленных обучающимися на уроках географии
Озеро
Питает, кормит
Сточные, бессточные, пресное
Замкнутый водоём в природном углублении.
Водоем.
Озеро
Поит, увлажняет
Карстовое, ледниковое, тектоническое
Важный природный ресурс страны.
Источник.
Прием «Кластер»
Слово «кластер» в переводе означает «пучок», «созвездие».
Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации
Последовательность действий проста и логична: посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы; вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»); по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.
Кластер используется на разных этапах урока:
- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;
- на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его – для структурирования этого материала;
- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.
Использую на уроках разновидность кластера – логические схемы «Паучки» они более просты в построении, их можно быстрее составить. В 5 – 6 классах обучающиеся хорошо принимают данную форму обобщения изучаемого материала.
Логическая схема «Паучки»
Д
ля работы над понятиями использую небольшие структурно- логические схемы- « паучки». К обведённому в овал слову подбирают ключевые понятия, которые характеризуют основное слово. Эти слова образовывают «ножки паучка». «Паучки»
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Из своего жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет» (например, «Сейчас ночь?» Если вы читаете эту книгу в ночное время, вы ответите «да»; если нет, то «нет»). Гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий слишком общий вопрос, требует на него однозначного ответа. Если вы не ответите прямо сейчас, он может даже обидеться.
Считаю, что для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (их мы назовем «тонкими»), и те, на которые ответить столь определенно не представляется возможным (их назовем «толстыми»).
Для достижения первой из двух заявленных целей предлагаю использовать таблицу «Толстых и тонких вопросов».
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто... | Дайте объяснение, почему... |
Что... | Почему вы думаете... |
Когда... | Почему вы считаете... |
Может... | В чем разница... |
Будет... | Предположите, что будет, если |
Могли... | Что, если... |
Как звали... | Что будет если... |
Было ли... |
Согласны ли вы... |
Верно... |
Толстые и тонкие вопросы по теме: « Северная Америка» 7 класс.
Тонкие вопросы: | Толстые вопросы: |
Можно ли Ниагарский водопад назвать самым красивым? | Дайте объяснение, почему на равнинах живёт больше народов, чем в горах? |
Что такое « Долина смерти»? | Объясните, как образовался водопад Ниагарский? |
Какая самая длинная река С.А.? | Почему на флаге С.А. столько звёзд? |
Верно ли, что самое крупное озеро в С.А. Верхнее? | Как вы думаете, почему в США живут индейцы? |
Кто проживает в Северной Америке? | Объясните, почему в США часты ураганы, смерчи? |
Применение системно-деятельностного подхода на уроках географии, технологий позволяет повысить уровень мотивации обучающихся в процессе обучения, а также способствует формированию универсальных учебных действий.
Содержание современного урока необходимо направить на реализацию воспитательных целей. Вклад в формирование личности вносит тот урок, который тесно связан с жизнью, на котором школьники вовлекаются учителем в обсуждение каких-либо научных или социально-экономических проблем, обучаются приемам оценивания и прогнозирования. Ученик должен осознавать, для чего ему необходимы предлагаемые к усвоению знания и умения.
Поскольку в настоящее время большая часть информации воспринимается посредством зрения, возрастает роль экранных средств обучения, применения современных информационно-коммуникативных технологий. Здесь следует отметить, что всеобщее увлечение цифровыми средствами наглядности нередко приводит к тому, что наличие электронной презентации расценивается как чуть ли не единственный признак современного урока.
Итоговые задания выполняют контролирующую функцию. Они выполняются школьниками самостоятельно. Также важно учитывать, что деятельностный компонент содержания объективно сложнее усваивается школьниками, чем знаниевый, поскольку в процессе выполнения деятельности ученик одновременно использует ранее усвоенные предметные знания, умственные мыслительные операции, свой жизненный опыт.
На современном уроке у учителя географии расширяются социально-профессиональные функции, усиливается его роль в формировании и реализации личностных особенностей каждого ученика, становлении у них ценностных ориентаций и смыслов. Главное – отход от преобладания репродуктивных способов обучения и усиление творческой стороны учебного познания, использование современных поисковых, исследовательских способов достижения целей и задач урока.
11