СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы.»

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, так как упор делается на зону ближайшего развития ребенка, то есть потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся под его руководством взрослого на более высоком уровне решать поставленные задачи. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, так как упор делается на зону ближайшего развития ребенка, то есть потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся под его руководством взрослого на более высоком уровне решать поставленные задачи.

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Отличие урока в режиме деятельностного подхода от традиционного урока Элементы сравнения Традиционный урок Формулирование темы урока Урок в режиме деятельностного подхода Учитель сообщает учащимся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся Планирование Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Отличие урока в режиме деятельностного подхода от традиционного урока

Элементы

сравнения

Традиционный урок

Формулирование темы урока

Урок в режиме деятельностного подхода

Учитель сообщает учащимся

Постановка целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся

Планирование

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Отличие урока в режиме деятельностного подхода от традиционного урока

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону)

Оценивание

Итог урока

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учитель оценивает работу на уроке

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Домашнее задание

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

Этапы урока

1

Организующая роль учителя

Мотивация к учебной деятельности

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

3

Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).

4

Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия:

Выявление места и причины затруднения

1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

Построение проекта выхода из затруднения

Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

5

6

Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.

Реализация построенного проекта

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.

7

Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8

Включение в систему знаний и повторение

Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.

9

Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Рефлексия учебной деятельности.

Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Модель системной деятельности, предложенная д.п.н. А. В. Хуторским 1) ученик изучает объект, 2) создаёт в результате свой образовательный продукт, 3) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом, 4) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения, 5) рефлексия процесса. Самооценка, оценка результатов.

Модель системной деятельности, предложенная д.п.н. А. В. Хуторским

1) ученик изучает объект,

2) создаёт в результате свой образовательный продукт,

3) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом,

4) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения,

5) рефлексия процесса. Самооценка, оценка результатов.

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !