СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение. 

Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. 

Просмотр содержимого документа
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

Цель педагогического опыта :

представить свой опыт работы по организации деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы на основе системно-деятельностного подхода.

Сегодня всем хорошо известно, что высоких профессиональных результатов достигают люди творческие – те, кто с детства имел собственную точку зрения, не боялся высказывать её, демонстрируя новый, нестандартный подход к ситуации.И Чем раньше мы начнём формировать у ребёнка творческий подход ко всему – тем успешнее он будет в жизни.

21 век требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации,. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение. 


Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. 

  • Я слышу – я забываю,

  • я вижу – я запоминаю,

  • я делаю – я усваиваю.

Китайская мудрость

  • Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
    Особенностью учебного процесса в системе деятельностного подхода является то, что центром деятельности становится ученик, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. 

Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. 


Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ: учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку.

На уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты,аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.  Основная единица обучения-текст.


Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником. 
Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка и литературы.
Уроки литературы являются простором для творческой деятельности учащихся. При изучении текста «Поучения Владимира Мономаха» ученики составляли свои поучения: это были поучения сестре, брату, одноклассникам .
В 5 классе при изучении народных сказок на доске записаны слова: «Сказка – ложь, да в ней намек…». Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему сказку называют ложью?». Пятиклассники приводят примеры волшебства в сказке, называют чудесных помощников. Затем внимание переключается на другое ключевое слово «намек». 


Родной человек… Такие слова написаны на доске при изучении темы: А.С.Пушкин «Няне». Первый вопрос на уроке: «Кого мы считаем родным человеком?» заставляет задуматься всех учащихся, никого не оставляет равнодушным. От собственного понимания слова «родной» ученики переходят к осознанию «родные А.С.Пушкина», пониманию стихотворения «Няне». . 

Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию
Проблемная ситуация используется мною на этапе самоопределения  к учебной деятельности и актуализации знаний

Так, вводя новое понятие «категория состояния», предлагаю школьникам определить части речи в заранее подготовленном тексте.

  • Учащиеся, как правило, ошибочно относят категорию состояния к наречию или краткому прилагательному. Возникает ситуация противоречия между прежними знаниями и явным незнанием нового.Им предстоит узнать: что это за часть речи, которая похожа на известные, но не является им.

  • В печке грустно насвистывает свою песню сверчок.(наречие)

  • Сердцу грустно от холода зимнего(кр.прил.)

  • Мне грустно и легко(кат.сост)



Так при изучении темы "Сказуемое” перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений: Листья желтели – Листья стали желтеть – Листья стали желтыми.

Создание ситуации успеха на уроке -необходимое условие процесса обучения школьника Переживание учеником ситуаци успеха:повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;стимулирует к высокой результативности труда;корректирует личностные особенности (тревожность, неуверенность, самооценка);развивает инициативность, креативность и активность;поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

  • Способы достижения результата:

  • Применение развивающих технологий, которые способствуют эффективности усвоения знаний учащимися, формируют у обучающихся интерес к русскому языку и литературе:

  • проблемное обучение

  • развитие критического мышления

  • коллективная система обучения

  • дифференцированное обучение

  • проектная деятельность

  • информационно-коммуникационные технологии

Технология развития критического мышления состоит из трех фаз: вызов ,осмысление ,рефлексия. Формирование УУД происходит через работу с текстом. Существует множество приемов работы с текстом по этой технологии.

1.Приём «Плюс-минус-интересно»

В графу «П» - «плюс» записать всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.

В графу «М» - «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

2.Синквейн.

Герой
Мужественный, стойкий
Испытал, выстоял, не сломался
Настоящий защитник Родины
Борец

Былины

Народные,эпические

Рассказывают,воспевают,прославляют

Открывают мир русского эпоса

Мир культуры

3.Верные- неверные утверждения»

  • - Имя числительное – это служебная часть речи.

  • - Имя числительное обозначает только число предметов.

  • - Имя числительное отвечает на вопросы какой и сколько?

4.«Письмо по кругу» - перед вами чистый лист бумаги. Давайте каждый напишет по одному предложению, что нового узнал об имени числительном ,затем передаст своему соседу и так , пока письмо не вернется к первому участнику.

5.Составление кластера.

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

Л.Н.Толстой