СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации дается как реализовать системно-деятельностный подход на уроках русского языка

Просмотр содержимого документа
«Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе»

Технология  системно-деятельностного подхода  в начальной школе  Гебекова А.Н., к.п.н., доцент

Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе

Гебекова А.Н., к.п.н., доцент

Актуальность Традиционной целью школьного образования: овладение системой знаний, составляющих основу наук. По исследованиям российских учёных: высокий уровень задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями средний и ниже среднего задания на применение знаний в практических ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных , сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

Актуальность

Традиционной целью школьного образования:

овладение системой знаний, составляющих основу наук. По исследованиям российских учёных:

высокий уровень

задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями

средний и ниже среднего

задания на применение знаний в практических ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных , сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

Начальная школа    предметные ЗУНы  УУД

Начальная школа

предметные ЗУНы

УУД

Необходимы:  знания знания о том, как и где их применять знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.  И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.

Необходимы:

  • знания
  • знания о том, как и где их применять
  • знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.

И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.

Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.

 Эпиграф  Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость

Эпиграф

Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю.

Китайская мудрость

Цель: применение технологии  системно-деятельностного подхода  в обучении на уроках в начальной школе Задачи: изучить технологию системно-деятельностного подхода в обучении обосновать возможности развития познавательной самостоятельности школьников посредством целенаправленного использования на уроках деятельностного подхода

Цель:

  • применение технологии

системно-деятельностного подхода

в обучении на уроках в начальной школе

Задачи:

  • изучить технологию системно-деятельностного подхода в обучении
  • обосновать возможности развития познавательной самостоятельности школьников посредством целенаправленного использования на уроках деятельностного подхода
Деятельностный подход –  основа концепции развивающего образования в любом варианте.

Деятельностный подход – основа концепции развивающего образования в любом варианте.

Что же такое  системно-деятельностный подход обучения? Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно – деятельностным.

Что же такое системно-деятельностный подход обучения?

Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется

системно – деятельностным.

Основные положения  технологии деятельностного метода обучения.     Процесс обучения есть всегда обучение деятельности Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную  деятельность группы учащихся под руководством учителя Сам процесс учения должен быть творческим

Основные положения технологии деятельностного метода обучения.

Процесс обучения есть

всегда обучение

деятельности

Обучение деятельности

предполагает

совместную

учебно-познавательную

деятельность группы

учащихся под

руководством учителя

Сам процесс учения

должен быть

творческим

Система дидактических принципов Принцип творчества Принцип вариативности Принцип деятельности . Принцип  целостного представления о мире. . Принцип минимакса. Принцип Принцип  непрерывности .  психологической . комфортности.

Система дидактических принципов

Принцип

творчества

Принцип

вариативности

Принцип

деятельности .

Принцип

целостного

представления

о мире.

.

Принцип

минимакса.

Принцип

Принцип

непрерывности .

психологической

.

комфортности.

Составляющие деятельностного подхода 1. Учебный материал предтавляется в виде последовательных задач, которые решаются совместно с учащимися, формируются выводы, осуществляются на различных этапах логически допустимые обобщения и делается переход к следующим задачам. 2. Поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие.

Составляющие деятельностного подхода

1. Учебный материал предтавляется в виде последовательных задач, которые решаются совместно с учащимися, формируются выводы, осуществляются на различных этапах логически допустимые обобщения и делается переход к следующим задачам.

2. Поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие.

Позиция учителя:  к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.  Позиция ученика:  за познание мира,  (в специально организованных для этого условиях).

Позиция учителя:

к классу не с ответом

(готовые знания, умения, навыки),

а с вопросом.

Позиция ученика:

за познание мира,

(в специально организованных для

этого условиях).

Сравнительная характеристика Объяснительно-иллюстративный Компоненты учебной деятельности Задаётся педагогом Деятельностный Цель: Используются внешние мотивы Выбираются педагогом. предполагаемый результат В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели Мотивы: Инвариантные, предусмотренные учителем Средства: Опора на внутренние мотивы побудители к деятельности  способы осуществления деятельности Совместный с учащимися выбор. Действия: Уровень усвоения знаний основной элемент деятельности Вариативные, возможность индивидуального выбора Результат: Сравнение результативности с эталонами конечный продукт Позитивные внутренние личностные изменения Оценка: критерий достижения целей Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижений

Сравнительная характеристика

Объяснительно-иллюстративный

Компоненты учебной деятельности

Задаётся педагогом

Деятельностный

Цель:

Используются внешние мотивы

Выбираются педагогом.

предполагаемый результат

В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели

Мотивы:

Инвариантные, предусмотренные учителем

Средства:

Опора на внутренние мотивы

побудители к

деятельности

способы осуществления деятельности

Совместный с учащимися выбор.

Действия:

Уровень усвоения знаний

основной элемент деятельности

Вариативные, возможность индивидуального выбора

Результат:

Сравнение результативности с эталонами

конечный продукт

Позитивные внутренние личностные изменения

Оценка:

критерий достижения целей

Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижений

Характерная черта технологии  способность ученика  проектировать  предстоящую деятельность,  быть ее субъектом

Характерная черта технологии

способность ученика

проектировать

предстоящую деятельность,

быть ее субъектом

Виды деятельности Формы деятельности игровая исследовательская проектная рефлексивная контрольно-оценочная творческая практическая групповая парная индивидуальная фронтальная

Виды деятельности

Формы деятельности

  • игровая
  • исследовательская
  • проектная
  • рефлексивная
  • контрольно-оценочная
  • творческая
  • практическая
  • групповая
  • парная
  • индивидуальная
  • фронтальная

 Типология уроков  в дидактической системе деятельностного метода   уроки «открытия» нового знания уроки рефлексии уроки общеметодологической направленности уроки развивающего контроля

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

  • уроки «открытия» нового знания
  • уроки рефлексии
  • уроки общеметодологической направленности
  • уроки развивающего контроля
Этапы построения  урока «открытия» нового знания при системно-деятельностном подходе Мотивация к учебной деятельности Актуализация и пробное учебное действие Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта Первичное закрепление учебного действия Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия учебной деятельности

Этапы построения урока «открытия» нового знания при системно-деятельностном подходе

  • Мотивация к учебной деятельности
  • Актуализация и пробное учебное действие
  • Выявление места и причины затруднения
  • Построение проекта выхода из затруднения
  • Реализация построенного проекта
  • Первичное закрепление учебного действия
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  • Включение в систему знаний и повторение
  • Рефлексия учебной деятельности
Этап 1  МОТИВАЦИИ Приёмы

Этап 1 МОТИВАЦИИ

Приёмы

  • "Побуждение"
  • "Психологический тренинг"
  • "Фантастическая добавка"
  • "Удивляй"
  • "Привлекательная цель"
  • "Отсроченная отгадка"
  • "Проблемная ситуация"
  • "Театрализация"
  • "Рифмованное начало уроков"
  • "Эпиграф к уроку"
  • "Оратор"
  • "Фантазёр"
  • "Индуктор"
  • "Ассоциативный ряд"
  •  

Этап  2  АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ Приёмы

Этап  2 АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Приёмы

  • "Столкновение противоречий"
  • "Вопросы, требующие установления сходства и различия."
  • "Вопросы по установлению причинно–следственных связей."
  • "Вопрос к тексту"
  • "Лови ошибку"
  • "Мозговой штурм"
  • "Почини цепочку"
  • " Да-нетка "
  • "Пресс - конференция"
  • "Просмотр видеофрагментов по изучаемым темам"
  • "Сравнение"
  • "Проведи исследование"
  • "Раздели на группы"
  • "Дай информацию"
  • "Слепой текст"
  • "Придумай название"
  • "Игры в случайность"
  • "Идеал"
 Этап 3.  ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ   Приёмы

Этап 3. ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Приёмы

  • "Составление алгоритма"
  • "Слепая таблица"
  • "Птичий базар"
  • "Цепочка"
  • "Расшифруй!"
  • "Кластер"
  • "Починить цепочку"

 

   Этап 4.  ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА  ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ   Приёмы

  Этап 4. ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Приёмы

  • "Яркое пятно"
  • "Разрешение парадоксов"
  • "Помощники"
  • "Тема в виде проблемного вопроса"
  • "Отгадай ребус, загадку, шараду…"
  • "Проблемная ситуация"
  • "Подводящий диалог "
  • "Работа над понятием"
  • "Группировка"
 Этап 5.  РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА   Приёмы

Этап 5. РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Приёмы

  • "Мини – рассказ "
  • "Упрости! "
  • "Создай коллекцию "
  • "Проблемный поиск "
  • "Пары сменного состава "
  • "Послушать – сговориться – обсудить "
  • "Облака мыслей "
  • "Ромб ассоциаций "
 Этап 6.  ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ   Приёмы

Этап 6. ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Приёмы

  • "Составь меню"
  • "Аукцион"
  • "Феномен"
  • "Чего больше?"
  • "Реклама"
  • "Учимся сообща"
  • "Я беру тебя с собой"
Этап 7.  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ   Приёмы

Этап 7. САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Приёмы

  • " Фактологический диктант"
  • "Цифровой диктант"
  • "Буквенный диктант"
  • "Тренировочная к/ р "
  • " Блиц-контрольная "
  • "Творческий тест"
  • "Соответствие фактов и понятий"
  • "Рядом с художником"
 Этап 8.  ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ  И ПОВТОРЕНИЯ   Приёмы

Этап 8. ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Приёмы

  • "Создай презентацию"
  • "Своя опора"
  • "Повторяем с контролем"
  • "Приведи примеры"
  • "Составление текста"
  • "Починить цепочку"
  • "Раздели на группы"
  • "Уравнение"
  • "Дай информацию"
  • "Восстанови текст"
  • "Назвать, одним слово"
  • "Кроссворд"
  • "Немая схема"
   Этап 9.  РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   Приёмы

  Этап 9. РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приёмы

  • "Опрос – итог "
  • "Пантомима "
  • "Азбука "
  • "Анкета "
  • "Цветные поля"
  • "Увеличение – уменьшение "
  • " Синквейн "
  • "Толстый и тонкий вопрос "
  • "Телеграмма"
  • "Шкатулка"
Изучив теорию и применив на практике технологию деятельностного обучения можно достигнуть следующие результаты:

Изучив теорию и применив на практике технологию деятельностного обучения можно достигнуть следующие результаты:

Уровень  математических представлений Начало 1 класса Низкий уровень 52% Средний уровень  Окончание 1 класса 34% 26% Уровень выше среднего 36% 14% Высокий уровень - 23% 15%

Уровень математических представлений

Начало 1 класса

Низкий уровень

52%

Средний уровень

Окончание 1 класса

34%

26%

Уровень выше среднего

36%

14%

Высокий уровень

-

23%

15%

Уровень  языковых представлений Начало 1 класса Низкий уровень Средний уровень Окончание 1 класса 60% 25% 22% Уровень выше среднего 18% 8% Высокий уровень 7% 34% 26%

Уровень языковых представлений

Начало 1 класса

Низкий уровень

Средний уровень

Окончание 1 класса

60%

25%

22%

Уровень выше среднего

18%

8%

Высокий уровень

7%

34%

26%

математика Уровень обученности 1класс 2 класс 96% Качество знаний 100% 92% 79% русский язык Уровень 1класс 2 класс  обученности 85% Качество знаний 91% 75% 78%

математика

Уровень обученности

1класс

2 класс

96%

Качество знаний

100%

92%

79%

русский язык

Уровень

1класс

2 класс

обученности

85%

Качество знаний

91%

75%

78%

Литературное чтение Базовый уровень 26% Выше нормы 74% Понимание прочитанного Выше среднего показателя Универсальные учебные действия Личностные Коммуникативные 67%-высокий уровень Регулятивные 96%-высокий уровень 72% - высокий уровень

Литературное чтение

Базовый уровень

26%

Выше нормы

74%

Понимание прочитанного

Выше среднего показателя

Универсальные учебные действия

Личностные

Коммуникативные

67%-высокий уровень

Регулятивные

96%-высокий уровень

72% - высокий уровень

Уильям Артур Уорд, писатель

Уильям Артур Уорд, писатель

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!