Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Гебекова А.Н., к.п.н., доцент
Актуальность
Традиционной целью школьного образования:
овладение системой знаний, составляющих основу наук. По исследованиям российских учёных:
высокий уровень
задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями
средний и ниже среднего
задания на применение знаний в практических ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных , сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
Начальная школа
предметные ЗУНы
УУД
Необходимы:
- знания
- знания о том, как и где их применять
- знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.
И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.
Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.
Эпиграф
Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю.
Китайская мудрость
Цель:
системно-деятельностного подхода
в обучении на уроках в начальной школе
Задачи:
- изучить технологию системно-деятельностного подхода в обучении
- обосновать возможности развития познавательной самостоятельности школьников посредством целенаправленного использования на уроках деятельностного подхода
Деятельностный подход – основа концепции развивающего образования в любом варианте.
Что же такое системно-деятельностный подход обучения?
Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется
системно – деятельностным.
Основные положения технологии деятельностного метода обучения.
Процесс обучения есть
всегда обучение
деятельности
Обучение деятельности
предполагает
совместную
учебно-познавательную
деятельность группы
учащихся под
руководством учителя
Сам процесс учения
должен быть
творческим
Система дидактических принципов
Принцип
творчества
Принцип
вариативности
Принцип
деятельности .
Принцип
целостного
представления
о мире.
.
Принцип
минимакса.
Принцип
Принцип
непрерывности .
психологической
.
комфортности.
Составляющие деятельностного подхода
1. Учебный материал предтавляется в виде последовательных задач, которые решаются совместно с учащимися, формируются выводы, осуществляются на различных этапах логически допустимые обобщения и делается переход к следующим задачам.
2. Поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие.
Позиция учителя:
к классу не с ответом
(готовые знания, умения, навыки),
а с вопросом.
Позиция ученика:
за познание мира,
(в специально организованных для
этого условиях).
Сравнительная характеристика
Объяснительно-иллюстративный
Компоненты учебной деятельности
Задаётся педагогом
Деятельностный
Цель:
Используются внешние мотивы
Выбираются педагогом.
предполагаемый результат
В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели
Мотивы:
Инвариантные, предусмотренные учителем
Средства:
Опора на внутренние мотивы
побудители к
деятельности
способы осуществления деятельности
Совместный с учащимися выбор.
Действия:
Уровень усвоения знаний
основной элемент деятельности
Вариативные, возможность индивидуального выбора
Результат:
Сравнение результативности с эталонами
конечный продукт
Позитивные внутренние личностные изменения
Оценка:
критерий достижения целей
Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижений
Характерная черта технологии
способность ученика
проектировать
предстоящую деятельность,
быть ее субъектом
Виды деятельности
Формы деятельности
- игровая
- исследовательская
- проектная
- рефлексивная
- контрольно-оценочная
- творческая
- практическая
- групповая
- парная
- индивидуальная
- фронтальная
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
- уроки «открытия» нового знания
- уроки рефлексии
- уроки общеметодологической направленности
- уроки развивающего контроля
Этапы построения урока «открытия» нового знания при системно-деятельностном подходе
- Мотивация к учебной деятельности
- Актуализация и пробное учебное действие
- Выявление места и причины затруднения
- Построение проекта выхода из затруднения
- Реализация построенного проекта
- Первичное закрепление учебного действия
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Включение в систему знаний и повторение
- Рефлексия учебной деятельности
Этап 1 МОТИВАЦИИ
Приёмы
- "Побуждение"
- "Психологический тренинг"
- "Фантастическая добавка"
- "Удивляй"
- "Привлекательная цель"
- "Отсроченная отгадка"
- "Проблемная ситуация"
- "Театрализация"
- "Рифмованное начало уроков"
- "Эпиграф к уроку"
- "Оратор"
- "Фантазёр"
- "Индуктор"
- "Ассоциативный ряд"
-
Этап 2 АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ
Приёмы
- "Столкновение противоречий"
- "Вопросы, требующие установления сходства и различия."
- "Вопросы по установлению причинно–следственных связей."
- "Вопрос к тексту"
- "Лови ошибку"
- "Мозговой штурм"
- "Почини цепочку"
- " Да-нетка "
- "Пресс - конференция"
- "Просмотр видеофрагментов по изучаемым темам"
- "Сравнение"
- "Проведи исследование"
- "Раздели на группы"
- "Дай информацию"
- "Слепой текст"
- "Придумай название"
- "Игры в случайность"
- "Идеал"
Этап 3. ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ
Приёмы
- "Составление алгоритма"
- "Слепая таблица"
- "Птичий базар"
- "Цепочка"
- "Расшифруй!"
- "Кластер"
- "Починить цепочку"
Этап 4. ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
Приёмы
- "Яркое пятно"
- "Разрешение парадоксов"
- "Помощники"
- "Тема в виде проблемного вопроса"
- "Отгадай ребус, загадку, шараду…"
- "Проблемная ситуация"
- "Подводящий диалог "
- "Работа над понятием"
- "Группировка"
Этап 5. РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
Приёмы
- "Мини – рассказ "
- "Упрости! "
- "Создай коллекцию "
- "Проблемный поиск "
- "Пары сменного состава "
- "Послушать – сговориться – обсудить "
- "Облака мыслей "
- "Ромб ассоциаций "
Этап 6. ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
Приёмы
- "Составь меню"
- "Аукцион"
- "Феномен"
- "Чего больше?"
- "Реклама"
- "Учимся сообща"
- "Я беру тебя с собой"
Этап 7. САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
Приёмы
- " Фактологический диктант"
- "Цифровой диктант"
- "Буквенный диктант"
- "Тренировочная к/ р "
- " Блиц-контрольная "
- "Творческий тест"
- "Соответствие фактов и понятий"
- "Рядом с художником"
Этап 8. ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ
Приёмы
- "Создай презентацию"
- "Своя опора"
- "Повторяем с контролем"
- "Приведи примеры"
- "Составление текста"
- "Починить цепочку"
- "Раздели на группы"
- "Уравнение"
- "Дай информацию"
- "Восстанови текст"
- "Назвать, одним слово"
- "Кроссворд"
- "Немая схема"
Этап 9. РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приёмы
- "Опрос – итог "
- "Пантомима "
- "Азбука "
- "Анкета "
- "Цветные поля"
- "Увеличение – уменьшение "
- " Синквейн "
- "Толстый и тонкий вопрос "
- "Телеграмма"
- "Шкатулка"
Изучив теорию и применив на практике технологию деятельностного обучения можно достигнуть следующие результаты:
Уровень математических представлений
Начало 1 класса
Низкий уровень
52%
Средний уровень
Окончание 1 класса
34%
26%
Уровень выше среднего
36%
14%
Высокий уровень
-
23%
15%
Уровень языковых представлений
Начало 1 класса
Низкий уровень
Средний уровень
Окончание 1 класса
60%
25%
22%
Уровень выше среднего
18%
8%
Высокий уровень
7%
34%
26%
математика
Уровень обученности
1класс
2 класс
96%
Качество знаний
100%
92%
79%
русский язык
Уровень
1класс
2 класс
обученности
85%
Качество знаний
91%
75%
78%
Литературное чтение
Базовый уровень
26%
Выше нормы
74%
Понимание прочитанного
Выше среднего показателя
Универсальные учебные действия
Личностные
Коммуникативные
67%-высокий уровень
Регулятивные
96%-высокий уровень
72% - высокий уровень
Уильям Артур Уорд, писатель
Спасибо за внимание!