Реализация системы оценивания ФГОС на уроках технологии.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.
Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в самом себе.
Галилео Галилей
Ученик должен быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире.
Учащиеся должны уметь влиться в быстро развивающееся общество.
Главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для обучающихся и ощущение комфорта учителем.
Основные принципы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП:
- оценивание является постоянным процессом;
- в зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание;
- оценивание может быть только критериальным;
критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
- оцениваться с помощью отметки могуть только результаты деятельности ученика, но не его личные качества;
оценивать можно только то, чему учат;
- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся (они могут вырабатываться совместно);
- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.
Результаты освоения обучающихся ООП включают в себя:
предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и т.д.);
метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
личностные результаты (система ценностных отношений, интересов обучающихся и др.).
ОТЛИЧИЕ системы оценивания ФГОС от традиционной системы оценивания:
Подавляющее большинство образовательных результатов можно сравнить только с его же предыдущими показателями.
Целью оценочной деятельности является определение комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП предполагает:
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), в конце каждой главы подведены Итоги, что позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.
т.е. содержать указания на определённые недостатки в учебной деятельности. Она ориентирует ученика на более высокий результат, способствует повышению его активности.
*** субъективных и объективных методов оценивания, стандартизованных оценок;
*** интегральной оценки (в том числе оценки результатов работы обучающихся над портфолио) и дифференцированной оценки отдельных аспектов обучения (например, формирование умений и навыков работы с информацией, речевых навыков и т.д.);
*** самоанализа и самооценки обучающихся;
***оценивание как достижение образовательных результатов, так и процесса их формирования.
Оценочный лист
Практическая работа __________________________________________________________
Учащийся ___ класса________________________________
2015 – 2016 учебный год |
УУД | Баллы | Основные технологические операции |
№ | Раздел программы «Технология изготовления фартука» Планируемые результаты | Построение чертежа | Изготовление выкройки | Раскрой, подготовка к обработке | Обработка бретели, нагрудника | Обработка нижней части фартука | Обработка кармана | Обработка пояса | Художественная отделка изделия | Монтаж фартука | Итоговая отметка |
Порядок выполнения операции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Дата | | | | | | | | | | |
Самооценка |
1. | Умение работать по предложенному плану | Р | 1 | | | | | | | | | | |
2. | Умение организовывать рабочее место | Р | 1 | | | | | | | | | | |
3. | Умение устанавливать рабочие отношения | К | 1 | | | | | | | | | | |
4. | Умение работать с технологической документацией | Р, Пр | 2 | | | | | | | | | | |
5. | Владение инструментами и оборудованием в зависимости от вида деятельности | Пр | 2 | | | | | | | | | | |
6. | Соблюдение правил техники безопасности, гигиены труда | Пр | 2 | | | | | | | | | | |
7. | Качество выполнения операций, аккуратность | Пр | 3 | | | | | | | | | | |
8. | Умение работать измерительными инструментами | П | 2 | | | | | | | | | | |
9. | Соблюдение нормы времени | Р | 2 | | | | | | | | | | |
10 | Соблюдение норм и правил поведения | Л | 1 | | | | | | | | | | |
Оценка учителя |
11 | Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата | Р | 1 | | | | | | | | | | |
12 | Умение сверять свои действия с целью, и исправлять ошибки. | Р | 2 | | | | | | | | | | |
13 | Выбор наиболее эффективных способов решения задачи | П | 1 | | | | | | | | | | |
| Итого: мах баллов 21 | | 21 | | | | | | | | | | |
| Отметка за урок | | | | | | | | | | | | |
Характеристика уровней выполнения работы
Уровень | Низкий | Базовый | Повышенный | Высокий |
Баллы | 8 | 9-13 | 14-17 | 18-21 |
Отметка | | 3 | 4 | 5 |
Критерии оценивания предложенные учащимся делают сам процесс оценивания прозрачным для учителя, ученика и его родителей; такой подход к оценке знаний и умений школьника снимает элементы конфликтности между участниками учебной деятельности, помогают ученику сформировать объективную самооценку и понять, осознать свою конкурентоспособность в коллективе одноклассников, а значит, самостоятельно создать мотивацию для самосовершенствования и видеть пути к успеху.